Теории международной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:54, лекция

Краткое описание

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории международной трудовой миграции.docx

— 132.26 Кб (Скачать файл)

Пример 10.2

В соответствии с законодательством  США въезд неиммигрантов регулируется с помощью виз, классы которых определяют точный перечень лиц, которые считаются неиммигрантами. Главные из них приведены ниже.

Класс визы

Символ

Посол, министр, консул и члены их семей

А-1

Прочие члены, иностранные государственные  служащие и члены их семей

А-2

Домашняя прислуга А-1 и А-2

А-3

Временный посетитель с целью бизнеса

В-1

Временный посетитель с целью отдыха

В-2

Временный посетитель с целью бизнеса  и отдыха

В-3

Иностранец, проезжающий транзитом

С-1

Иностранец, проезжающий транзитом  в штаб-квартиру ООН

С-2

Иностранцы А-1, А-2, А-3, проезжающие  транзитом

С-3

Члены экипажей воздушных и морских  судов и члены их семей

D

Инвесторы по договору и члены их семей

Е-1

Студенты

F-1

Главный представитель правительства  в международной организации  и члены его семьи

G-1

Другой представитель признанного  правительства в международной  организации и члены его семьи

G-2

Представитель непризнанного правительства

в международной организации  и члены его семьи

G-3

Сотрудник международной организации  и члены его семьи

G-4

Домашняя прислуга G - l , G -2, G -3, G -4

G-5

Сертифицированная медсестра

Н-1А

Иностранный специалист (профессия)

Н-1В

Временный работник для сельского  хозяйства по специальности, отсутствующей  в США

Н-2(А)

Временный работник, выполняющий работы, отсутствующие в США

Н-2(В)

Ученик

Н-3

Представители зарубежных средств массовой информации и члены их семей

I

Посетители по обмену

J-1

Невеста/жених гражданина США

К-1

Международный перевод персонала  внутри компании (президент, директор и другое руководство)

L-1

Студент (на каникулах и в других целях, не связанных с обучением)

М-1

Представители стран НАТО и сотрудники аппарата НАТО

НАТО-1, 2

   

Обычно государственное регулиро вание осуществляется через приня тие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (им мифации) либо на стимулирование миг рантов к возвращению на родину (реэми- фации).

Регулирование иммиграции

Большинство принимающих стран  используют селективный подход при  регулировании иммифации. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий ра ботников, которые нужны в данной стране, офаничивая въезд всем осталь ным. Перечень желательных иммигран тов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из сле дующих категорий:

  • работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, фязную и неквалифицированную рабо ту, — строительные, подсобные, сезон ные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспек тивных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, бан ковские служащие;
  • представители редких профес сий — огранщики алмазов, реставрато ры картин, врачи, практикующие не традиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым име нем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и со здающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммифации занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательст ва, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммифации за действованы как минимум три государ ственных ведомства: министерство ино странных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въезд ных виз, министерство юстиции в лице службы по иммифации или иные орга ны пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определен ный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за исполь зованием иностранной рабочей силы (пример 10.3).

В большинстве стран разрешение на въезд иммифанту выдается на основании подписанного контракта с нанима телем о его трудоустройстве и заключе ния министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует спе циальных навыков или по другим при чинам, не может выполняться мест ными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммифанта его работода тель обязан получить согласие минис терства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для им миграции в большинстве принимающих стран  представлена огромным количес твом законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного зако нодательства следующие:

• Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требо вания к уровню образования и стажу работы по специальности. Минималь ным требованием к образованию счита ется окончание полного курса средней школы или профессионально-техничес кого училища, что должно подтвер ждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране — экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.

Пример 10.3

В США, например, в соответствии с  законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции  в лице своего подразделения —  Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой — претворять в жизнь все положения иммиграционного  законодательства; министерство труда  определяет, не идет ли трудоустройство  иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан  своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности  и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант  должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум  два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень  образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). В США  не допускаются наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями. Состояние  здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских  виз выдается иностранцам, вложившим  в экономику США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует  получение вида на жительство: например, в 1993 г. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено.

  • • Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций(пример 10.4).
  • • Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного ре гулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы. • Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые огра ничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касает ся юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема обо рота и продаж или после внесения оп ределенных платежей в государствен ный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику при нимающей страны определенную зако ном сумму, доказать легальность проис хождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководя щего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве.

Пример 10.4

В соответствии с законами США въезд в страну закрыт:

  • иностранцам, которые имеют заразные болезни, психические заболевания, представляющие опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами;
  • иностранцам, осужденным в связи с уголовным преступлением, имевшим в прошлом две и более судимостей с общим сроком приговора более 5 лет лишения свободы, приезжающим для занятия проституцией или изобличенным в занятии проституцией в течение последних 10 лет, изобличенным в перевозке наркотиков или совершившим преступление на территории США;
  • иностранцам, целью въезда которых в США являются шпионаж, саботаж, нарушение правил экспорта, свержение американского правительства, участие в террористических акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с коммунистическими и другими тоталитарными партиями; иностранцам, которые в сотрудничестве с нацистской партией Германии принимали участие в преследованиях других лиц по расовым, национальным и политическим причинам; иностранцам, занимающимся геноцидом;
  • иностранцам, которые не могут содержать себя и будут обузой для американского общества (потребуют выплаты бюджетных пособий);
  • иностранцам, которые не получили разрешения Департамента труда на занятие квалифицированной или неквалифицированной работой в США, и иностранцам, окончившим иностранные медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США на право занятия врачебной деятельностью;
  • иностранцам, депортированным из США в течение последнего года, которые пытались получить визу путем подлога или искажения информации, которые помогали другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона.

По американскому закону лица, состоявшие в коммунистических и других тоталитарных партиях, могут быть допущены на территорию страны только в случае, если представят доказательство, что причастность к  упомянутым организациям не была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16-летнего возраста, объяснялась  необходимостью заработать на жизнь, прекратилась не менее чем за 2 года до подачи ходатайства (для партии, осуществляющей руководство  в данном иностранном государстве, — не менее чем за 5 лет).

  • • Временные ограничения. Законо дательства большинства стран устанав ливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление свое го пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяю щие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в те чение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь при ехать в принимающую страну.
  • Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимаю щая иммигрантов, законодательно уста навливает географическую и националь ную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количествен ных квот на въезд иммигрантов из опреде ленных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представи телями разных стран из одного геогра фического региона (пример 10.5).
  • Запреты. Явные и скрытые запре ты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профес сиях, которыми иностранцам занимать ся запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавли вают перечень отраслей или специаль ностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммигра ционных властей, которые могут и отка зать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается поли цейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются  санкции за нарушение порядка  иммиг рации. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто по могает им незаконно въехать в стра ну или нанимает их на работу. Незакон ное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Пример 10.5

В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV -1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки приходилось 20 200 виз, Азии — 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы — 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки — 8 виз (только Багамы), Океании — 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна — 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики).

Для того чтобы участвовать в  лотерее, сообщение о которой  публикуется в газетах многих стран мира, достаточно просто к  определенному сроку послать  по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив  свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.

Стимулирование реэмиграции

Информация о работе Теории международной миграции