Теория макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Структура и факторы их определяющие…………………………………………………………………..5
1.1 Совокупный спрос………………………………………………………5
1.2 Совокупное предложение………………………………………………9
1.3 Макроэкономическое равновесие в модели AD- AS…………………13
Глава 2. Особенности равновесия AD и AS в России………………………….18
2.1 Показатели выпуска продукции и оказание услуг по базовым видам экономической деятельности………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик Кати.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономической теории и статистики»

 

 

 

 

 

Направление, профиль: «Экономика» «Финансы и кредит»

Дисциплина: «Макроэкономика»

Ведущий преподаватель- к.э.н., доцент Каплинская И.Е.

 

 

Курсовая работа

 

Теория макроэкономического равновесия

 

 

Студентка группы 4225 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Барнаул 2014

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Структура и факторы их определяющие…………………………………………………………………..5

1.1 Совокупный спрос………………………………………………………5

1.2 Совокупное предложение………………………………………………9

1.3 Макроэкономическое равновесие  в модели AD- AS…………………13

Глава 2. Особенности  равновесия AD и AS в России………………………….18

2.1 Показатели выпуска  продукции и оказание услуг по базовым видам экономической деятельности………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………36

Список используемой литературы………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.

В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.

Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.

В экономической науке данной проблеме посвящен достаточно большой объем литературы. Исследования данной темы проводились как в рамках собственно кейнсианской школы, так и другими направлениями.

Общее экономическое равновесие – это соответствие, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таки образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технологический прогресс. Динамика этих факторов в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочном периоде экономика отклоняется от этой главной траектории равномерного поступательного движения. Поэтому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Рассматривается понятия совокупного спроса и совокупного предожения;

- Изучается классическая  теория макроэкономического равновесия;

- Раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории.

- Рассматриваются особенности  макроэкономического равновесия  в России

Предметом исследования является макроэкономическое равновесие.

В работе были использованы научные статьи, официальные статистические материалы, учебники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Структура и факторы их определяющие

    1. Совокупный спрос

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на   — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой  , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие  : потребительский спрос  , инвестиционный спрос  , спрос со стороны государства   и чистый экспорт  , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос 

  •  — Спрос населения страны на потребительские товары
  •  — Спрос предприятий на инвестиции
  •  — Государственные закупки (госзаказы)
  •  — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей   — реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства


Совокупный спрос и предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме   на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой  от точки   к точке  . Неценовые факторы вызывают изменение в  , сдвигая кривую   влево или вправо до  или  .

Ценовые факторы   кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресурсов. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение   на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и 
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению   на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Рис 1. График кривой совокупного спроса

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

  1.2  Совокупное предложение

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта , который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Рис2. График кривой предложения

 

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

  • Горизонтальный.
  • Промежуточный (восходящий).
  • Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:
    • Наличие внутренних ресурсов
    • Цены на импортные ресурсы
    • Господство на рынке
  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
  • Изменения правовых норм:
    • Налоги с предприятий и субсидии
    • Государственное регулирование

Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели


Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на  , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами   являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

  • объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
  • изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
  • экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
  • цены и номинальная зарплата — гибкие.

Информация о работе Теория макроэкономического равновесия