Управение рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, конкурентоспособность предприятия выражается в его возможности успешно функционировать и развиваться на определённом рынке. В связи с этим для эффективного управления предприятием и постоянного поддержания его конкурентоспособности на достаточном уровне необходимо осуществлять непрерывный мониторинг и учёт многообразных внешних и внутренних факторов, влияющих на положение предприятия в конкурентной рыночной среде. При этом специфика внешних и внутренних рискообразующих факторов заключается в том, что последними предприятие может активно манипулировать в определённых границах, в то время как, внешние рискообразующие факторы оно вынуждено принимать такими, как есть. В соответствии с этим в риск-менеджменте существуют различные подходы к управлению внешними и внутренними источниками риска.
Возможность непосредственного активного воздействия предприятия на внутренние рискообразующие факторы даёт

Вложенные файлы: 1 файл

готовый черновик курсача.docx

— 75.67 Кб (Скачать файл)

Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам  потерь:

1. Снижение намеченных объемов  производства и реализации продукции  вследствие уменьшения производительности  труда, простоя оборудования или  недоиспользования производственных  мощностей, потерь рабочего времени,  отсутствия необходимого количества  исходных материалов, повышенного  процента брака ведет к недополучению запланированной выручки.

 Вероятные потери DD в этом  случае в стоимостном выражении  определяются по формуле

DD= DО х Ц (19)

DО - вероятное суммарное уменьшение объема выпуска продукции;

Ц - цена реализации единицы объема продукции.

2. Снижение цен, по которым  намечается реализовать продукцию  (услуги), в связи с недостаточным  качеством, неблагоприятным изменением  рыночной конъюнктуры, падением  спроса, ценовой инфляцией приводит  к вероятным потерям, определяемым  по формуле 

DD= DЦ х О (20)

DЦ - вероятное уменьшение цены единицы объема продукции;

О - общий объем намеченной к  выпуску и реализации продукции.

3. Повышенные материальные затраты,  обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут  к потерям, определяемым зависимостью 

DD=DM11+DМ2хЦ2+... (21)

DM - вероятный перерасход материального  ресурса;

Ц - цена единицы ресурса.

4. Другие повышенные издержки, которые  могут быть вследствие высоких  транспортных расходов, торговых  издержек, накладных и других  побочных расходов.

5. Уплата повышенных отчислений  и налогов, если в процессе  осуществления бизнес-плана ставки  отчислений и налогов изменятся  в неблагоприятную для предпринимателя  сторону. 

Деятельность мебельного салона «Абсолют» также как деятельность любого салона основана на сделках, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы салона. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров, выделяются специалистами в отдельную группу. Среди таковых можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после переговоров, риск возникновения дебиторской задолженности, риск заключения договора с неплатежеспособным партнером, риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных, и пр.

К независящим от салона причинам возникновения данных рисков следует отнести в первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров, так как несостоятельность одного салона сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зарплату в салоне.

Рассматривая систему управления рисками, используемую в мебельном салоне  «Абсолют» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы диссипации и самострахование.

Мебельный салон «Абсолют» занимается несколькими видами деятельности: реализация готовой продукции от производителей встраимой техники, мебели и реализацией кухонных стенок, шкафов, сделанных под индивидуальный заказ от покупателя, а также сборка, монтаж, замер, дизайн корпусной мебели. В зависимости от качественных характеристик той или иной предоставляемой услуги её цена может значительно меняться. Таким образом, мебельный салон «Абсолют» ориентируется на потребителей с разными финансовыми возможностями. Местоположение потребителей также различается. Кроме г.Самара салон поставляет продукцию в загородные пригороды и поселки.

Анализируя используемую в данном салоне систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска в салоне используются довольно успешно, сама система не является полной. Так салон незащищен от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.

 

3.4 Совершенствование системы  способов минимизации рисков, используемой  в мебельном салоне «Абсолют»

Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров мебельного салона «Абсолют» является использование  страховых инструментов. Примером страхования  такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а  также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с  необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и  т. п.

Риски вхождения в договорные отношения  с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже изготовленной продукции и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем продаваемой продукции.

Чтобы избежать подобных потерь, салону необходимо проверять платежеспособность поставщиков материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации салона может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность салона путем заключения договоров участия в прибылях, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.

Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения  непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования  на случай перерыва в хозяйственной  деятельности. Салоны и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования. Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств.

Отдельно стоит рассматривать  страхование временной прибыли  и страхование от потери дохода в  результате изменения конъюнктуры  рынка. По таким договорам страховая  компания несет ответственность  в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить поставку продукции  или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти  в результате замены в салоне устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций.

Для предупреждения рисков или их минимизации необходимо установить в салоне жесткую имущественную ответственность материально ответственных лиц, организовать охрану.

Помимо страхования обществу целесообразно  использовать такой метод минимизации  рисков как самострахование или  резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно  разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.

В мебельном салоне «Абсолют»создать резервный фонд.

Основными формами этого направления  нейтрализации финансовых рисков являются:

- формирование резервного фонда  салона. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава салона;

- формирование целевых резервных  фондов. Примером такого формирования  могут служить фонд страхования  ценового риска; фонд уценки  товаров в салонах торговли и т.п.;

- формирование системы страховых  запасов материальных и финансовых  ресурсов по отдельным элементам  оборотных активов салона. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования;

- нераспределенный остаток прибыли,  полученной в отчетном периоде

Определение структуры резерва  на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе определения  непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату.

Одним из основных источников рисков, мебельного салона «Абсолют», включаемых в отчетность, является неисполнение дебиторами (покупателями и заказчиками) своих обязательств. Рекомендуется использование методики оценки подобного рода рисков наиболее эффективным методом - построение Отчета о старении дебиторской задолженности.

Для этого мебельному салону «Абсолют» необходимо регулярно формировать управленческий отчет, в котором вся дебиторская задолженность будет ранжирована по срокам просрочки платежа. Чем больше срок неоплаты, тем выше риск невозврата дебиторской задолженности.

Данный отчет предоставляет  информацию для принятия решения  о приостановлении отгрузок покупателям, которые несвоевременно отплачивают  свои счета. На его основании принимаются  также административные решения  в отношении специалистов отдела продаж, не работающих должным образом  с клиентами в части сбора  дебиторской задолженности. Те же сведения можно использовать и для повышения  мотивации менеджеров по продажам.

Для эффективного управления дебиторской  задолженностью, ликвидностью и заемной  политикой для данного предприятия  рекомендуется использовать такой  способ снижения риска хозяйственной  деятельности как лимитирование.

Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, должна включать:

- предельный размер (удельный вес)  заемных средств, используемых  в хозяйственной деятельности;

- минимальный размер (удельный  вес) активов в высоколиквидной  форме;

- максимальный размер товарного  (коммерческого) или потребительского  кредита, предоставляемого одному  покупателю;

- максимальный период отвлечения  средств в дебиторскую задолженность.

В мебельном салоне «Абсолют» необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения вкуса клиентов и действия конкурентов. Для данного салона эти риски имеют особенное значение.

Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков мебельного салона «Абсолют» могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как:

- обеспечение востребования с  контрагента по финансовой операции  дополнительного уровня премии  за риск;

- получение от контрагентов  определенных гарантий;

- сокращение перечня форс-мажорных  обстоятельств в контрактах с  контрагентами;

- обеспечение компенсации возможных  финансовых потерь по рискам  за счет предусматриваемой системы  штрафных санкций.

 На практике наиболее эффективный  результат можно получить лишь  при комплексном использовании  различных методов снижения риска.  Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной  соотносительности между уровнем  достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

 

 

                                                          Заключение

В связи с проведенным исследованием, становится очевидным тот факт, что  наиболее действенным механизмом минимизации  всех видов риска является создание эффективной системы организации  риск-менеджмента в мебельных салонах. Такая система должна обеспечивать:

1) своевременное выявление и  оценку рискообразующих факторов, путём разработки внутренних положений, определяющих общие принципы и методики управления риском, необходимые лимиты и ограничения;

2) единство системы внутреннего  и внешнего контроля, достигающегося  разработкой процедуры контроля  для всех бизнес-процессов и  основывающейся на таких процедурах  контроля как подготовка итоговых  отчётов за период, мониторинг  совершаемых операций на уровне  всех подразделений, соответствие  имеющимся требованиям и положениям, процедуры проверок и сверок;

3) гарантировать наличие достоверной,  точной, своевременной, доступной  и полноценной информации для  принятия решений и оценки  текущей деятельности, что достигается  наличием надёжных каналов связи  и разработкой эффективных схем  передачи информации ответственным  лицам;

4) непрерывный мониторинг текущей  деятельности, который означает  постоянный контроль за наиболее  важными рисками.

Результаты анализа организации  риск-менеджмента мебельного салона «Абсолют» показали, что для салона наиболее значимыми являются риск неисполнения хозяйственных договоров, ценовые риски. Что касается используемых методов минимизации рисков, то в исследуемом салоне основными являются виды деятельности, страхование имущества, а также такой прием компенсации риска как мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Кроме того, была проведена количественная оценка рисков мебельного салона «Абсолют», в частности вероятность невозврата долгов и риска банкротства.

Информация о работе Управение рисками на предприятии