Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:49, курсовая работа
В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности. Налог на прибыль становится одним из основных источников формирования бюджета (федерального, республиканского, местного). За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами. Сумма прибыли определяется объемом продаж, качеством, ассортиментом и конкурентоспособностью продукции на внутреннем и внешнем рынках, уровнем затрат и инфляционными процессами.
Введение
1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Общая оценка динамики прибыли
1.2 Факторный анализ прибыли от продаж
2. Анализ порога прибыли
Заключение
Список используемой литературы
Расхождение в темпах снижения объема продаж и себестоимости объясняется сдвигами в структуре реализованной продукции в сторону более рентабельной. Положительный результат от финансовой деятельности позволил предприятию увеличить сумму прибыли отчетного года по сравнению с прошлым годом на 110 тыс. руб., или на 1,2 %.
От реализации основных средств и иного имущества также получен положительный финансовый результат, обеспечивший прирост прибыли отчетного года на 150 тыс. руб., или на 1,6 %.
Финансовый результат от внереализационной деятельности привел к снижению суммы прибыли отчетного года по сравнению с прошлым годом на 70 тыс. руб., или на 0,7 %.
1.2 Факторный анализ прибыли от продаж
Структурный анализ прибыли до налогообложения показал, что основным источником ее формирования на предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции ( P ) можно представить в виде:
P = NP – S – K,
где NP - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
S - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
K - коммерческие расходы.
Если в соответствии с учетной политикой предприятия управленческие (общехозяйственные) расходы списываются с кредита счета 26 в дебет счета 90, то они отражаются в форме № 2 отдельной строкой. В этом случае сумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле:
P = NP – S – K - Y,
где Y - управленческие расходы.
P = NP – S – K – Y = 57800 – 36295 – 3547 – 9418 = 8540
P = NP – S – K – Y = 54190 – 32190 – 3466 – 9364 = 9170
Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема производства, обеспечение ритмичности отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная ее оплата покупателями.
Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних и внутренних факторов. В связи с этим следует всесторонне изучить такие факторы и определить степень влияния каждого из них.
Рассмотрим исходные данные для анализа прибыли от продаж, которые представлены в табл. 3.
Таблица 4 Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Показатели |
Предыдущий год (базис) |
Отчетный год (плановый) | |||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) |
57800 |
NP 0 |
54190 |
NP 1 | |
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
49260 |
S 0 |
45020 |
S 1 | |
Объем продаж (шт.) |
68 |
q 0 |
63 |
q 1 | |
Цена изделия |
850 |
p 0 |
860,16 |
p 1 | |
Прибыль, руб. |
8540 |
P 0 |
9170 |
P 1 | |
Себестоимость 1 ед. изделия |
724,4 |
S 0 / q 0 |
714,6 |
S 1 / q 1 |
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции, а также ее оптовых цен.
Расчеты проводятся в следующем порядке.
P = P 1 - P 0,
где P 1 – прибыль отчетного года (планового);
P 0– прибыль предыдущего периода.
P = P 1 - P 0 = 9170 – 8540 = 630
2. Расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на реализованную продукцию:
D Р1 =NP 1 - NP 1,0 = p1q1 - p0q1,
где NP 1 – объем продаж в отчетном году в ценах отчетного года (планового):
p 1 – цена отчетного года;
q 1 – объем продаж отчетного года;
NP 1,0 - объем продаж в отчетном году в ценах базового года:
p 0 – цена базисного года;
q 1 – объем продаж отчетного года.
D Р1 =NP 1 - NP 1,0 = p1q1 - p0q1 = 860,16 *63 – 850 * 63 = 54190 – 53550 = 640
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
D P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),
где Р0 - прибыль базисного года; К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;
К1 = S1,0 / S0,
где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода).
S1,0 = q 1 * (S 0 / q 0)
S1,0 = q 1 * (S 0 / q 0) = 63 * 724,4 = 45637,2
К1 = S1,0 / S0 = 45637,2 / 49260 = 0,9264
D P2 = Р0 * К1 - Р0 = Р0 * (К1 - 1) = 8540 * (0,9264 – 1) = - 628,5
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (D Р3):
D Р3 = Р0 * (К2 - К1),
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
К2 = NP 1,0 / NP 0,
где NP 1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
NP 0 - реализация в базисном периоде.
К2 = NP 1,0 / NP 0 = 53550 / 57800
D Р3 = Р0 * (К2 - К1) = 8540 * (0,9265 – 0,9264) = 0,854
5. Расчет влияния на прибыль
экономии от снижения по
D Р4 = S1,0 - S1,
где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
D Р4 = S1,0 - S1 = 45637,2 – 45020 = 617,2
6. Сложив величины изменения
прибыли под влиянием каждого
из факторов, получим суммарное
выражение влияния всех
D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 ,
где D Р - общее изменение прибыли.
D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 = 640 + (- 628,5) + 0,854 + 617,2 = 630
Данные о влиянии факторов на изменение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим годом обобщены в табл. 4.
Таблица 5 Обобщение результатов факторного анализа прибыли
Факторы, вызывающие изменение прибыли в текущем периоде |
Сумма, руб. |
Изменение цен |
640 |
Объемом продаж |
- 628,5 |
Изменение структуры продаж |
0,854 |
Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые товары |
617,2 |
Итого |
630 |
По итогам расчетов видно, что величина прибыли находится в прямой зависимости от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги. В нашем примере в результате изменения цен и тарифов прибыль увеличилась на 640 тыс. руб.
В нашем примере из расчетов видно, что коэффициент изменения объема реализации в сопоставимых оптовых ценах по сравнению с прошлым годом составил 0,9265, а в оценке по полной себестоимости предыдущего года – 0,9264.
Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли при оценке реализации продукции по полной себестоимости составил -628,5 руб.
Таким образом, за счет падения объема реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом в оценке по полной себестоимости на 0,07 (1 – 0,9264) пункта прибыль от реализации продукции уменьшилась на 628,5 руб.
Существенное влияние на сумму прибыли может оказать изменение полной себестоимости реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости и размером прибыли наблюдается обратная зависимость: снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью.
В нашем примере объем реализации по полной себестоимости отчетного года составил 45020 руб., а по полной себестоимости предыдущего года – 45637,2 руб., т.е получена экономия в сумме 617,2 руб. Следовательно, прибыль увеличилась на 617,2 руб.
2. Анализ порога прибыли
Анализ порога прибыли – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли.1 Основой анализа является классификация затрат по их отношению к объему производства на переменные и постоянные.
Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменению объема производства и сбыта продукции (затраты на сырье, материалы, электроэнергию на производственные нужды, заработную плату производственных рабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию.
Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обуславливаются организационными условиями и продолжительностью отчетного периода, по окончании которого определяются финансовые результаты. Постоянные затраты включают амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины и другие общехозяйственные затраты.
Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет маржинального дохода отчетного периода, т.е. относятся на его уменьшение. Маржинальный доход (маржа) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Фактически прибыль вместе с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.
Зависимость между себестоимостью, объемом и прибылью используется для определения порога прибыли, или точки критического объема продукции, который необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.
Порог прибыли (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции равна всем его совокупным затратам, т.е. этот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.2 Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если – больше – получает прибыль.
Для вычисления порога прибыли используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
Для расчета порога прибыли (точки безубыточности) рассмотрим исходные данные:
Рассмотрим метод уравнений.
Определим при каком объеме изделий (q 1) фирма достигнет покрытия общих затрат (З).
В соответствии с формулой:
(Ц - ПР) * q = ПЗ
(860,16 - 511) * q 1 = 12830
349,16 * q 1 = 12830
q 1 = 36,745 = 37
Таким образом, предприятие достигает точки безубыточности при объеме сбыта 37 изделий, т.е при этом объеме продаж фирма не имеет ни прибыли, ни убытка.
Критический объем реализации при этом равен:
860,16 * 36,74 = 31601 руб. – порог прибыли.
В точке безубыточности (порог прибыли) объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.
Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
Цена безубыточности = 34852 / 68 = 512,5
Цена безубыточности = 31601 / 63 = 501,6
Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.
Рассмотрим метод маржинального дохода.
При анализе финансовых результатов следует установить порог прибыли по всему объему реализуемой продукции в связи с необходимостью определения запаса финансовой устойчивости предприятия.
Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммы постоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода (МД) в выручке от реализации (NP):
ПП = ПЗ / (МД / NP)
ПП = ПЗ / (МД / NP) = 12965 / (21505 / 57800) = 34852
ПП = ПЗ / (МД / NP) = 12830 / (22000 / 54190) = 31601
Запас финансовой устойчивости показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута точка безубыточности. Запас финансовой устойчивости организации показывает, в каких пределах можно уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным.
Запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме (ЗФУ) определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж (порогом прибыли):
ЗФУ = NP - ПП
ЗФУ = NP – ПП = 57800 – 34852 = 22948
ЗФУ = NP – ПП = 57190 – 31601 = 22589
Запас финансовой устойчивости – это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым объемом продаж, обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.3
Чем выше запас финансовой устойчивости, тем это лучше для организации.
Запас финансовой устойчивости в процентах вычисляется по формуле:
ЗФУ = [(NP – ПП) / NP] * 100
ЗФУ = [(NP – ПП) / NP] * 100 = (57800 – 34852) / 57800) *100 = 39,7
ЗФУ = [(NP – ПП) / NP] * 100 = (54190 – 31601) / 54190) * 100 = 41,7
Доля маржинального дохода в выручке от реализации в процентах вычисляется по формуле:
(МД / NP) * 100
(МД / NP) * 100 = (21505 / 57800) * 100 = 37,2
(МД / NP) * 100 = (22000 / 54190) * 100 = 40,6
Расчет порога прибыли и запаса финансовой устойчивости по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлен в табл. 5.
Информация о работе Факторный анализ прибыли от продаж и анализ порога прибыли