Факторный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Вложенные файлы: 1 файл

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере  ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие  показатели:

  • абсолютное отклонение прибыли (∆П):

∆П = П– П0,

где П1, П— значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

  • темп роста (снижения) (Т):

Т = П/ Пx 100 %;

  • уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

У= П/ Вx 100 %, 

где i = 0 — базисный период;

i = 1 — отчетный период;

изменение структуры (∆Y):

∆Y = Y– Y0,

где Y1, Y— уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п

Показатель

Код строки

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение (+/–)

Темп роста (снижения), %

Уровень к выручке в базисном периоде, %

Уровень к выручке в отчетном периоде, %

Отклонение уровня (+/–)

1

2

3

4

5

6 = 5 – 4

7 = 5 / 4 x 100

8

9

10 = 9 – 8

1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

2110

245 900

345 897

99 997

140,7

100,0

100,0

2

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

2120

190 234

178 345

–11 889

93,8

77,4

51,6

–25,8

3

Валовая прибыль

2100

55 666

167 552

111 886

301,0

22,6

48,4

25,8

4

Коммерческие расходы

2210

             

5

Управленческие расходы

2220

 

89 123

89 123

 

25,8

25,8

6

Прибыль (убыток) от продаж

2200

55 666

78 429

22 763

140,9

22,6

22,7

0,1

7

Доходы от участия в других организациях

2310

   

     

8

Проценты к получению

2320

   

     

9

Проценты к уплате

2330

   

     

10

Прочие доходы

2340

337

2745

2408

814,5

0,1

0,8

0,7

11

Прочие расходы

2350

5500

16 100

10 600

292,7

2,2

4,7

2,5

12

Прибыль (убыток) до налогообложения

2300

50 503

65 074

14 571

128,9

20,5

18,8

–1,7

13

Текущий налог на прибыль

2410

12 625

16 268

3643

128,9

5,1

4,7

–0,4

14

В том числе постоянные налоговые  обязательства

2421

 

2800

2800

0,0

0,8

0,8

15

Изменение отложенных налоговых обязательств

2430

4

14

10

350,0

0,002

0,004

0,002

16

Изменение налоговых активов

2450

     

     

17

Прочее

2460

     

     

18

Чистая прибыль

2400

37 874

48 792

10 918

128,8

15,4

14,1

–1,3


Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению  с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению  к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативного  показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение  прибыли от реализации продукции  обусловлено изменением следующих  факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных  факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п

Показатель

2011 г.

2010 г.

условное обозначение

тыс. руб.

условное обозначение

тыс. руб.

1

Количество проданной продукции (товаров), шт.

q1

69

q0

60

2

Цена продукции, тыс. руб.

p1

5013

p0

4098,3

3

Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб.

В1

345 897

В0

245 900

4

Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб.

S1

267 468

S0

190 234

5

Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт.

Sед. 1

3876,35

Sед. 0

3170,57

6

Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб.

П1

78 429

П0

55 666


 

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п

Показатель

2010 г.

2011 г. в сопоставимых ценах

2011 г.

условное обозначение

тыс. руб.

условное обозначение

формула расчета

тыс. руб.

условное обозначение

тыс. руб.

1

Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб.

В0

245 900

В'

qx p0

282 785

В1

345 897

2

Полная себестоимость, тыс. руб.

S0

190 234

S'

 

218 769

S1

267 468

3

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

П0

55 666

П'

 

64 015,9

П1

78 429


 

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор

Формула расчета

Величина показателя, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение отпускных цен на продукцию

∆pР= В– В'

63 112,0

277,3

Изменение в объеме продукции

∆p= px (S' / S0) – p0

8349,9

36,7

Изменение в структуре продукции

∆p= px((В' / В0) – (S? /S0))

0,0000

0,0000

Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции

∆p= S' – S1

–48 698,9

–213,9

Изменение себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции

∆pP= Sx (В' / В0) – S?

0,0

0,0

Совокупное влияние факторов

22 763

100


 

    

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего  изменения прибыли (ΔП) от реализации  продукции:

ΔП = П– П0.

2. Расчет влияния  на прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию  (Δp1):

Δp= В– В' = qx p– qx p0,

где В= qx p— выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В' = qx p— выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме  продукции (Δp2):

Δp= Пx (S'/ S0) – p0,

где S' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S— полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния  на прибыль изменений в структуре  реализации продукции (Δp3):

Δp= Пx ((В' / В0) – (S' / S0)).

5. Расчет влияния  на прибыль изменений полной  себестоимости (Δp4):

Δp= S'– S1,

где S— полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов  в составе продукции (Δp5):

Δp= Sx (В' / В0) – S'.

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Δp = П– П= Δp+ Δp+ Δp+ Δp+ Δp5.

Проведем расчеты для  нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp= 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен  на продукцию в отчетном периоде  по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p/ p= 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp= 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp= 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp= 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp= 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа  рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

S — полная себестоимость.

При этом влияние фактора  изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRВ = (В– S0) / В– (В– S0) / В0.

Соответственно, влияние  фактора изменения себестоимости  составит:

ΔR= (В– S1) / В– (В– S0) / В1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ΔR = ΔRВ + ΔRS.

Используя данные табл. 2, 3 и  формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО  «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»

 

Цена, тыс. руб.

Количество проданной продукции (товаров), шт.

Объем реализации, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

в базисном году

в отчетном году в ценах базисного  года

в отчетном году

базисного года

фактическая в ценах базисного периода

отчетного периода

Выпускаемая продукция

P0

p1

q0

q1

В0

В'

В1

S0

S2

S1

4098,3

5013

60

69

245 900

282 785

345 897

190 234

218 769

267 468

Информация о работе Факторный анализ