Факторный анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Комитекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является проведение факторного анализ показателей рентабельности и рассмотрение методик анализа. Объектом исследования данной работы является ОАО «Комитекс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности и рассмотреть ее показатели;
- провести анализ показателей доходов в структуре и по динамике ОАО «Комитекс»;
- провести факторный анализ показателей рентабельности на основании отчетности ОАО «Комитекс»;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.

Содержание

Введение. 3
1. Экономическое содержание рентабельности 5
1.1. Определение рентабельности и ее показатели 5
1.2 Критический обзор существующих методик. 9
2. Факторный анализ рентабельности ОАО «Комитекс» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Комитекс» 20
2.2 Анализ показателей доходов ОАО «Комитекс» в динамике и по структуре 24
2.3. Факторный анализ рентабельности продаж. 27
2.4. Факторный анализ рентабельности активов и собственного капитала. 33
2.5. Рекомендации по повышению рентабельности. 37
Заключение 39
Список использованных источников: 40

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание рентабельности.docx

— 105.59 Кб (Скачать файл)

Рентабельность 

активов (имущества) = *100

организации,%                                                                                    (1.5)

 

При проведении анализа показатели рентабельности активов исчисляются  за несколько аналогичных периодов времени, затем сравниваются и делаются выводы об изменении уровня рентабельности организации.[2]

Для факторного анализа в  формулу рентабельности активов  вводится показатель выручки (нетто) от продаж (В):

Ra,% = ,                                                                         (1.6)

где П – сумма прибыли  за период;

А – средняя стоимость  активов за период;

- коэффициент  отдачи активов;

 – процент  рентабельности продаж.

В результате получается двухфакторная  мультипликативная модель. Для анализа  влияния факторов можно применить  метод цепных подстановок.

Рассчитывается влияние  двух основных факторов:

  1. изменения коэффициента отдачи активов:

ΔRа,%(;                                                     (1.7)

2)  изменения процента  рентабельности продаж:

ΔRа,%(.                                              (1.8)

Проверка правильности расчетов:

ΔRа,%(+ ΔRа,%( = Ra1,%-Ra0,%                                          (1.9)

Данная методика предполагает возможности углубления анализа. Каждый из двух основных факторов может быть разложен на факторы второго порядка.

По аналогичной методике можно провести анализ факторов изменения  рентабельности собственного капитала.

Rск,% = ,                                                                                   (1.10)

где Rcк – рентабельность собственного капитала,%;

П – сумма прибыли за период, тыс.руб.;

СК – средняя сумма  собственного капитала за период, тыс.руб.

Для факторного анализа в  формулу вводится показатель выручки (нетто) от продаж (В):

Rск,% = ,                                               (1.11)

где – коэффициент отдачи собственного капитала;

- процент рентабельности  продаж.

Влияние факторов на данный показатель:

  1. влияние изменения коэффициента отдачи собственного капитала:

ΔRск(;                                                (1.12)

 

  1. влияние изменения процента рентабельности продаж:

Rск(.                                         (1.13)

 

Факторный анализ рентабельности продукции.

Да данный показатель оказывают  влияние два фактора: изменение  полной себестоимости продаж и изменение  цен реализации. Методика факторного анализа рентабельности продаж представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.1.

Факторный анализ рентабельности всей реализованной продукции

п/п

Показатели

За предыдущий аналогичный  год

За отчетный период

Показатели реализации в  отчетном периоде, пересчитанные по себестоимости и в ценах реализации предыдущего периода

Показатели реализации в  отчетном периоде, пересчитанные в  ценах реализации предыдущего периода, но по себестоимости в отчетном периоде

Фактически сложившиеся  показатели в отчетном периоде

1

2

3

4

5

6

1

Выручка

( нетто) от продаж, тыс.руб

∑q0p0

∑q1p0

∑q1p0

∑q1p1

2

Полная себестоимость  продаж, тыс.руб

∑q0s0

∑q1s0

∑q1s1

∑q1s1

3

Прибыль от продаж, тыс.руб

(п.1-п.2)

∑q0p0-∑q0s0

∑q1p0-∑q1s0

∑q1p0-∑q1s1

∑q1p1-∑q1s1

4

Рентабельность всего  объема продаж,%

(п.3:п.1*100)

       

 

В графах 3 и 6 представлены реальные показатели выручки (нетто) от продаж, полной себестоимости и прибыли  от продаж соответственно за предыдущий аналогичный и отчетный периоды. В графах 4 и 5 приведены условные показатели, т.е. подстановки, необходимые  для расчета влияния факторов.

 

  1. Методика факторного анализа рентабельности предприятия по мнению С.И. Крылова.

Эффективность текущей деятельности организации характеризуют рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж, а эффективность всей финансово-хозяйственной  деятельности коммерческой организации  характеризует норма прибыли. По данным позициям выполняется расчет и сравнительная характеристика показателей рентабельности, характеризующих  эффективность использования ресурсов коммерческой организации, наиболее значимыми  такими показателями являются:

  1. рентабельность активов;
  2. рентабельность собственного капитала;
  3. рентабельность заемного капитала;
  4. рентабельность инвестированного капитала;
  5. рентабельность оборотных активов;
  6. рентабельность внеоборотных активов.

Затем выполняется факторный  анализ показателей рентабельности, позволяющий выявить причины  их отклонения от базы сравнения (данных предыдущего периода, плановых данных, данных других аналогичных предприятий, среднеотраслевых значений). Факторный  анализ коэффициентов рентабельности может выполняться в двух направлениях: на основе их расчетных формул и  построенных факторных моделей  – соответствующими способами.

Методика расчета влияния  факторов на отклонение рентабельности продаж способом цепных подстановок  представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1. 2.

Расчет влияние факторов на отклонение рентабельности продаж

Последова-тельность 

подстановок

Определяющие факторы

Рентабельность продаж

Величина влияния фактора  на отклонение результативного показателя

Наименование фактора

 

Выручка

Прибыль от продаж

     

База

ВРн0

ПР0

Рпр0

-

-

1

ВРн1

ПР0

Рпр10

Рпр10-Рпр0

Изменение выручки

2

ВРн1

ПР1

Рпр1

Рпр1-Рпр10

Изменение прибыли от продаж


 

 

 

 

Из расчетной формулы  данного показателя видно, что его  величину определяют два фактора: выручка  и прибыль от продаж. Сначала рассчитывается влияние на отклонение рентабельности продаж изменения выручки как  количественного фактора, а затем  – влияние изменения прибыли  от продаж как фактора качественного. По итогам расчетов делается вывод  о влиянии на отклонение рентабельности продаж каждого из двух факторов.

Факторные модели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала рассчитываются по второму  направлению факторного анализа, которое  позволяет более детально выявить  причины изменения и предусматривает  разложение исходных формул показателей  по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.[8]

Факторные модели данных показателей, полученные путем преобразования их расчетных формул, имеют вид:

 

Ра=*                                                 (1.14)

 

Рск = ,          (1.15)

 

где Ра – рентабельность активов;

Рск – рентабельность собственного капитала;

Нпр – норма прибыли;

Оа – коэффициент оборачиваемости  активов;

ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка;

Аср – средняя сумма  всех активов (средняя валюта баланса);

Кфз – коэффициент финансовой зависимости, рассчитанный по средним  значениям;

СКср – средняя сумма  собственного капитала.

Таким образом, на рентабельность активов решающим образом влияют два фактора: нормы прибыли и  коэффициент оборачиваемости активов, а на рентабельность собственного капитала – три фактора, к названным  выше добавляется еще и коэффициент  финансовой зависимости. Расчет влияния  факторов на отклонение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала выполняется способом абсолютных разниц.

При анализе отклонения рентабельности активов сначала рассчитывается влияние изменение коэффициента оборачиваемости активов, а затем  – изменения нормы прибыли.

Ра (Оа) = (Оа1-Оа0)*Нпр0,                                                                (1.16)

Ра(Нпр) = Оа1*(Нпр1-Нпр0)                                                             (1.17)

Выполним проверку правильности расчетов, сопоставив отклонение результативного  показателя (рентабельность активов) с  суммой влияний определяющих его  факторов. Между ними должно быть примерное  равенство:

ΔРа = Ра1-Ра0=ΔОа+ΔНпр.                                                              (1.18)                

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности активов изменений  определяющих его факторов.

 

На отклонение рентабельности собственного капитала сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента финансовой зависимости, затем – изменения коэффициента оборачиваемости активов и в последнюю очередь – изменения нормы прибыли.

Рск (Кфз) = (Кфз1-Кфз0)*Оа0*Нпр0,                                                  (1.19)                      

Рск (Оа) = Кфз1*(Оа1-Оа0)*Нпр0,                                                     (1.20)                 

Рск (Нпр) = Кфз1*Оа1*(Нпр1-Нпр0).                                                (1.21)

Выполним проверку правильности расчетов:

ΔРск = Рск1-Рск0 = ΔКфз+ΔОа+ΔНпр                                              (1.22)

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности собственного капитала изменений определяющих его факторов.

В случае необходимости на основании результатов анализа показателей рентабельности могут быть сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности и использования ресурсов коммерческой организации.

 

Таблица 1.3.

 

Сравнительная характеристика методик авторов

 

 

Савицкая Г.В.

Войтоловский Н.В.

Крылов С.И.

1

2

3

4

Факторный анализ по каждому  виду продукции

+

-

-

Факторный анализ рентабельности операционного капитала

 

+

-

 

-

Факторный анализ рентабельности оборота

+

-

-

Факторный анализ рентабельности активов

-

+

+

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

-

+

+

Факторный анализ рентабельности реализованной продукции

-

+

-

Факторный анализ рентабельности продаж

-

-

+

Применение способа цепных подстановок

+

+

+

Применение способа абсолютных разниц

-

-

+

Формула проверки правильности расчетов

-

+

+

Информация о работе Факторный анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Комитекс»