Факторный анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Комитекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является проведение факторного анализ показателей рентабельности и рассмотрение методик анализа. Объектом исследования данной работы является ОАО «Комитекс».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности и рассмотреть ее показатели;
- провести анализ показателей доходов в структуре и по динамике ОАО «Комитекс»;
- провести факторный анализ показателей рентабельности на основании отчетности ОАО «Комитекс»;
- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.

Содержание

Введение. 3
1. Экономическое содержание рентабельности 5
1.1. Определение рентабельности и ее показатели 5
1.2 Критический обзор существующих методик. 9
2. Факторный анализ рентабельности ОАО «Комитекс» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Комитекс» 20
2.2 Анализ показателей доходов ОАО «Комитекс» в динамике и по структуре 24
2.3. Факторный анализ рентабельности продаж. 27
2.4. Факторный анализ рентабельности активов и собственного капитала. 33
2.5. Рекомендации по повышению рентабельности. 37
Заключение 39
Список использованных источников: 40

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание рентабельности.docx

— 105.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Сыктывкарский Государственный  Университет”

Финансово-экономический  факультет

Кафедра бухгалтерского учёта  и аудита

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности

Факторный анализ рентабельности предприятия на примере  ОАО «Комитекс»

 

 

 

Научный руководитель:                            Волкова Е.Е.

старший преподаватель

 

 

Исполнитель:          Рославцева В.В.

Студентка 448Б группы

 

 

 

Сыктывкар 2013

 

Оглавление

Введение. 3

1. Экономическое содержание рентабельности 5

1.1. Определение рентабельности и ее показатели 5

1.2 Критический  обзор существующих методик. 9

2. Факторный  анализ рентабельности ОАО «Комитекс» 20

2.1. Организационно-экономическая характеристика  ОАО «Комитекс» 20

2.2 Анализ  показателей доходов ОАО «Комитекс»  в динамике и по структуре 24

2.3. Факторный анализ рентабельности  продаж. 27

2.4. Факторный анализ рентабельности  активов и собственного капитала. 33

2.5. Рекомендации по повышению рентабельности. 37

Заключение 39

Список  использованных источников: 40

 

 

Введение.

Одной из важнейших  задач экономического анализа является выявление и количественное измерение  степени выявления отдельных  факторов на изменение результативных показателей хозяйственно-экономической  деятельности предприятия. Обобщающим показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность.

Данная тема является актуальной, т.к. на основе анализа уровня рентабельности предприятия можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью написания данной работы является проведение факторного анализ показателей рентабельности и рассмотрение методик анализа. Объектом исследования данной работы является ОАО «Комитекс».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- дать определение понятия рентабельности и рассмотреть ее показатели;

- провести  анализ показателей доходов в структуре и по динамике ОАО «Комитекс»;

- провести факторный анализ показателей рентабельности на основании отчетности ОАО «Комитекс»;

- сделать  необходимые выводы по показателям  рентабельности.

Курсовая работа состоит  из двух частей. В первой главе раскрыто понятие рентабельности и рассмотрены  показатели, характеризующие эффективность  деятельности предприятия; рассмотрены  методики факторного анализа рентабельности различных авторов. Во второй главе  на основе выбранной методики проведен факторный анализ показателей рентабельности ОАО «Комитекс».  

  1. Экономическое содержание рентабельности

    1. Определение рентабельности и ее показатели

Одним из важных показателей  деятельности предприятия является рентабельность. В экономической  литературе дается множество определений рентабельности. Одно из определений рентабельности звучит так: рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса[11]. Другие авторы дают следующее определение: рентабельность отражает уровень прибыльности или доходности [2]. Существует и много других определений, но принцип всех этих понятий один – рентабельность показывает отношение суммы прибыли к общим затратам на производство и денежным вложениям на организацию финансовых операций. Рентабельность является одним из главных показателей эффективности деятельности предприятия.

Различают общую рентабельность и расчетную. Под общей рентабельностью  понимается процентное отношение балансовой прибыли к среднегодовой суммарной  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств. Расчетная рентабельность – отношение расчетной прибыли  среднегодовой стоимости тех  производственных фондов, с которых  взимается плата за фонды. Также есть показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Под рентабельностью предприятия  следует понимать показатель эффективности  производственной деятельности. Данный показатель отражает экономический  результат работы предприятия. Чем  выше уровень рентабельности, тем  больше у предприятия гарантий успешного  существования на рынке и меньше рисков банкротств. На уровень рентабельности предприятия влияют множество различных  факторов. Можно выделить внешние  и внутренние факторы. К внешним  относятся такие факторы, которые не зависят от хозяйственных операций предприятия, например, повышение цен на материалы и др. К внутренним можно отнести следующие факторы: снижение себестоимости продукции, рост объема производства и др.

Основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации являются показатели рентабельности. В общем виде показатели рентабельности представляют собой относительные показатели, в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, это могут быть сумма выручки (нетто) от продаж, сумма собственного капитала и др. Показатели рентабельности рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности организации. В числителе могут быть использованы показатели: бухгалтерская прибыль (до налогообложения), чистая прибыль, прибыль от продаж. В знаменателе: выручка (нетто) от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала, средняя стоимость основных фондов и др.

Для обобщенной характеристики эффективности работы предприятия и прибыльности деятельности рассчитываются показатели рентабельности предприятия. К данным показателям относятся:

    • рентабельность продукции;
    • рентабельность активов;
    • рентабельность внеоборотных активов;
    • рентабельность текущих активов;
    • рентабельность продаж;
    • рентабельность собственного капитала.

Рассмотри эти показатели подробнее.

  1. Рентабельность продукции. Данный показатель определяет эффективность реализации продукции на 1 рубль проданной продукции. Рассчитывается по формуле:

Рентабельность продукции = Прибыль от реализации продукции / Себестоимость реализованной продукции

  1. Рентабельность активов – ключевой показатель эффективности деятельности предприятия. Формула данного показателя:

Рентабельность активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость активов

  1. Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия. Данный показатель является ключевым показателем эффективности деятельности предприятия.  
    Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов
  2. Рентабельность текущих активов отражает комплексную оценку эффективности использования оборотных средств.

Рентабельность текущих активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость текущих активов

  1. Рентабельность продаж характеризует, сколько приходится суммы прибыли от продажи на 1 рубль выручки предприятия. Рентабельность продаж исчисляется по формуле:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка

 

  1. Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования собственных источников финансирования и характеризует, сколько приходится суммы чистой прибыли на 1 рубль собственного капитала предприятия. Формула расчета имеет вид:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала

 

Для наиболее эффективной оценки текущего состояния предприятия проводится факторный анализ рентабельности предприятия, который показывает взаимосвязь  нормативов финансовой деятельности предприятия  и экономических результатов.

 
 

 

1.2 Критический обзор существующих методик.

Факторный анализ рентабельности предприятия по мнению различных  авторов проводится по разному. Рассмотрим Методики проведения анализа Савицкой Г.В., Войтоловского Н.В. и Крылова  С.И.

  1. Методика факторного анализа рентабельности Савицкой Г.В.

Для оценки деятельности предприятия  рассчитываются показатели:

  1. рентабельность продаж;
  2. рентабельность продукции;
  3. рентабельность совокупного капитала;
  4. рентабельность операционного капитала.

В процессе анализа изучается  динамика перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводится межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. [11]

На уровень рентабельности продукции, исчисленный в целом  по предприятию, оказывают влияние  три основных фактора первого  порядка: изменение структуры реализованной  продукции, ее себестоимости и средних  цен реализации. Расчет влияния этих факторов выполняется способом цепных подстановок.

Затем проводится факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы  продукции:

Rзi=                                                     (1.1)

Влияние факторов на изменение  уровня рентабельности каждого вида продукции рассчитывается также  способом цепных подстановок.

Далее детально изучаются  причины изменения среднего уровня цен, и способом пропорционального  деления рассчитывается их влияние  на уровень рентабельности. Затем  устанавливается, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы  продукции, и также определяется их влияние на уровень рентабельности. Данные расчеты проводятся по каждому  виду продукции (услуг), что позволяет  точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственный  резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Факторный анализ рентабельности оборота производится примерно таким  же образом. Детерминированная факторная  модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет  вид:

Rоб =                                                                  (1.2)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит  т уровня цены и себестоимости  изделия:

Rобi =                                                                (1.3)

Расчет влияния факторов производится также с помощью  приема цепных подстановок.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного  капитала. Общая сумма прибыли  от основной деятельности зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Ci), среднего уровня цен (Цi) и внереализационных финансовых результатов, относящихся к основной деятельности (ВФР). Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала имеет вид:

RОК =                                           (1.4)

Расчет влияния факторов проводится способом цепных подстановок.

При углубленном анализе  необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит  изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных  финансовых результатов.

  1. Методика факторного анализа рентабельности Войтоловского Н.В.

Эффективность деятельности коммерческой организации отражает показатель рентабельности активов, так  как в числителе данного показателя представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость  имущества, которым располагает  организация. Рентабельность активов  организации рассчитывается по формуле:

Информация о работе Факторный анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Комитекс»