Факторы обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Приоритеты безопасности все больше склоняются к экономической доминанте, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием складывающейся международной обстановки. В совокупности задач государства и его политических институтов существующие в обществе традиции, психологический настрой и попытки преодоления стереотипа управления определяют важность защиты человека и общества. Для поддержания на необходимом уровне должного потенциала, который обеспечивал бы нужды стабильности хозяйственной системы, необходимы экономическая база, устойчиво развивающаяся экономика.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие финансовой безопасности, финансовой устойчивости
1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности
Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности
2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности
2.2. Анализ современного состояния экономической безопасности РК
2.3. Поддержка государства в решении глобальных проблем финансовой безопасности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая безопасность.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Задачи финансовой безопасности Республики Казахстан ставятся и реализуются решениями и действиями государственных органов, организации, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан. К ним относятся:

- обеспечение финансовой независимости Казахстана;

- недопущение финансовой изоляции Казахстана от мировой финансовой системы;

- сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономи­ки страны;

- максимальное уменьшение степени уязвимости финансов государ­ства, связанной с воздействием возможных отрицательных факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана;

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и международными финансовыми институтами, приоритетность направ­ления внутренних, внешних кредитных ресурсов и инвестиционных возможностей на восстановление и развитие отечественной экономики;

- не превышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части;

- недопущение нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов;

- недопущение увеличения внешнего долга против размеров, установленных законом о республиканском бюджете;

- недопущение угрожающего дисбаланса в социально-экономичес­ком развитии регионов Казахстана;

- увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономи­ке страны при условии поощрения конкуренции и ограничения моно­полизма;

- обеспечение финансового роста.

Помимо этого, изучение финансовой безопасности включает разработку следующих понятий:

Объект - финансовая безопасность, которая определяется как непосредственно экономическая система и ее составляющие.

Субъект - организационные структуры, ответственные за разра­ботку и реализацию стратегии финансовой безопасности, а также индивиды, включенные в социально-экономические процессы.

Интересы - объективные финансовые потребности государства и общества, обусловленные особенностями социально- экономического развития, а также участием национальной экономики в международ­ной финансовой системе.

Угрозы - явления, процессы и конфликтообразующие факторы, дестабилизирующие устойчивость экономики и представляющие опас­ность для соблюдения национальных финансовых интересов.

Защита - комплекс организационных законодательных, финансовых мер, направленных на поддержание безопасности и локали­зацию угроз.

Параметры - количественные и качественные показатели, измеря­ющие степень и уровень финансовой безопасности.

Ущерб - урон или утрата, нанесенные национальной экономике и характеризующие происходящие в ней негативные изменения.

Риск - прогнозируемый ущерб финансовой безопасности.

Уровень - комплексный показатель безопасности, включающий со­отношение соответствующих внешних и внутренних угроз и ресурсов защиты и их преодоления.

Каждое звено механизма хозяйственной системы, будучи динамич­ным элементом системы, подвержено влиянию различного рода воз­действий - политических, психологических, экологических, техно­логических, информационных, силовых, способных приносить вред, создавать ситуацию опасности, угрозы финансовым интересам.

Важнейшим условием реализации актуальных задач экономики явля­ется переход на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования финансовых процессов, гарантирую­щего нормальное функционирование многоукладной экономики и обеспе­чивающего сбалансированное решение социально-экономических задач в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Принцип "sustaiп аЫе deve/opmeпt" - "устойчивое развитие" появил­ся в публикациях во второй половине 80-х гг. и был принят как опор­ное понятие прогресса на конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Ныне этот термин воспринимается как универсальное понятие, как новая парадигма модели развития цивилизации. Перевод этого слово­сочетания дает несколько значений: "устойчивое, поддерживающееся, обеспеченное развитие". Акцент сделан на первом слове, что повлекло некоторые противоречия, неопределенность при определении управ­ленческих задач: устойчивость - сохранение, стабильность, а развитие - изменение, движение.

Для лучшего понимания сущности финансовой безопасности рас­смотрим связь между понятиями "развитие" и "устойчивость экономики".

Сущность "устойчивого развития экономики" заключается в устойчиво сбалансированных темпах хозяйствования на достаточно продол­жительный период времени. В этом плане следует отличать стабилиза­цию экономики от состояния их устойчивого развития. Процесс стаби­лизации экономики по самой своей сути - это действительно ограни­ченный в рамках определенного промежутка времени процесс приведе­ния ее в состояние сокращения факторов упадка и ухудшения парамет­ров функционирования как предпосылки активизации деятельности.

Процесс "развития" можно представить как последовательность эволюционного изменения состояний хозяйственной системы с переходом на новый качественный уровень, скачкообразность которого означает начало следующего цикла. Такое понимание процесса, широко приме­няющееся при анализе технических систем как отражение научно-техни­ческого прогресса, в последнее время все чаше используется в практике управления социально-экономическими системами при текущем и осо­бенно перспективном планировании. Иными словами, под устойчивым развитием (ростом) экономики следует понимать, прежде всего, так на­зываемые длинноволновые циклы, выражающие долговременные про­цессы финансовой активности с периодом около 50-ти лет и полу­чившие, как известно, название "циклы Кондратьева". Процесс устой­чивого развития экономики - это процесс роста хозяйственных резуль­татов не кратковременного, а постоянного характера.

Следствием такого циклического развития является необратимость, Т.е. не возможность обратного перехода от новообразованной структу­ры, более совершенной по характеристикам функционирования в си­туациях неизбежного прогресса, к прежней, устаревающей. Необра­тимость, устойчивость и потеря устойчивости - характеристики состо­яния любой развивающейся хозяйственной системы. В процессе пере­хода в новое качественное состояние хозяйственная система в какой-то момент может оказаться неустойчивой, что требует особого внимания к процедурам обеспечения ее безопасности от дестабилизирующих воз­действий любой природы.

Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к само выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчива финансовая система (например, межотрас­левая структура) соотношения производственного и финансово-бан­ковского капитала и т.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой.

Состояние экономики, оценка негативных последствий принимаемых политических и хозяйственных решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно-следственных связей кризисных яв­лений обусловили рассмотрение факторов экономической безопасности.

Технологическая безопасность определяется постоянным участием на международных рынках технологий на основе производства конкурен­тоспособной научно-технической продукции.

Продовольственная безопасность измеряется наличием и использова­нием природно-сырьевых ресурсов для производства качественных про­дуктов питания и возможностью массового их потребления населением.

Финансово-кредитная безопасность обусловливается стабильностью финансовой системы, устойчивостью национальной валюты, достаточ­ностью золотовалютных запасов или созданием условий для устойчиво­го экономического роста.

Промышленная безопасность выражается в развитости индустриаль­ного потенциала, устойчивости и эффективности производства техни­ческой продукции, необходимом функционировании обеспечения эко­номической жизнедеятельности страны.

Внешнеэкономическая безопасность характеризуется защищенностью внутреннего рынка от внешнеэкономических воздействий в условиях меж­дународного разделения труда при сохранении открытости экономики.

Инвестиционная безопасность зависит от уровня инвестиционной привлекательности, способности к эффективному использованию и возврату привлеченных средств с учетов соблюдения национальных эко­номических интересов.

Энергетическая безопасность определяется возможностью обеспече­ния собственными энергоносителями и достаточным производством энергии для поддержания внутреннего промышленного производства.

Транспортно-коммуникационная безопасность выражается в наличии транспортно-коммуникационных артерий, позволяющих иметь альтернативные источники выхода на мировые рынки.

Социальная (социально-экономическая) безопасность означает состоя­ние защищенности, которое обеспечивается отсутствием разрушитель­ных социально-экономических конфликтов, низким уровнем социаль­ного напряжения и удовлетворением жизненных потребностей обще­ства.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю струк­туру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента:

А. Финансовая независимость. Финансовая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от дру­га. В этих условиях финансовая независимость означает возмож­ность контроля за национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на рав­ных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

В. Стабильность и устойчивость национальной экономики предполага­ют защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факто­ров, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распреде­лении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

С. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благопри­ятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модерниза­ция производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обя­зательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе кри­териев и показателей. Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражаю­щих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка              включает в себя:

- ресурсный потенциал и возможности его развития;

- уровень эффективности использования ресурсов, капитала, труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и пере­довых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;

- конкурентоспособность экономики;

- целостность территориального и экономического пространства;

- суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним

угрозам;

- социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению.

В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:

1) уровень и качество жизни;

2) темпы инфляции;

3) норму безработицы;

4) экономический рост ВВП;

5) дефицит бюджета;

6) государственный долг;

7) встроенность в мировую экономику;

8) золотовалютные резервы;

9) деятельность теневой экономики.

В условиях усиления интеграции национальной экономики в сферу международных потоков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, являющихся следствием рыночных преобразований в стране, и связан­ной с ними либерализации внешнеэкономической деятельности, финансовая безопасность должна быть выражением таких направлений              преобразования экономики, при которых обеспечиваются:

- внутренняя социально-политическая стабильность;

- необходимый оборонный потенциал, определяемый уровнем ра­зумной достаточности;

- упрочение авторитета и международного положения;

- сохранение должного уровня или усиления позиций на мировом рынке;

- повышение финансовой роли и влияния страны в мировом со­обществе.

С финансовой безопасностью в той или иной мере связаны также оперативное государственное регулирование экономики и внешнеэкономической деятельности, защита окружающей среды и потребителя, сокра­щение регионального и социального неравенства, обеспечение занятос­ти. С этих позиций обеспечиваются материальные условия для защиты жизненно важных интересов страны и в перспективе - возможность ак­тивно влиять на процессы в мире, затрагивающие ее национальные ин­тересы, решать внутренние политические и экономические задачи, ис­ходя из национальных интересов, обеспечить населению качество жиз­ни, гарантирующее социальный мир и спокойствие в обществе.

Концепция безопасности - принципиально новый документ в прак­тической деятельности государств. Она должна содержать всесторон­ний анализ и классификацию существующих и потенциальных угроз безопасности как отправные моменты для создания и эффективного функционирования внешних и внутренних механизмов как превентив­ного, так и оперативного их предотвращения и отражения, уточнение приоритетов в национальных интересах.

Информация о работе Факторы обеспечения экономической безопасности