Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Приоритеты безопасности все больше склоняются к экономической доминанте, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием складывающейся международной обстановки. В совокупности задач государства и его политических институтов существующие в обществе традиции, психологический настрой и попытки преодоления стереотипа управления определяют важность защиты человека и общества. Для поддержания на необходимом уровне должного потенциала, который обеспечивал бы нужды стабильности хозяйственной системы, необходимы экономическая база, устойчиво развивающаяся экономика.
Введение
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие финансовой безопасности, финансовой устойчивости
1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности
Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности
2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности
2.2. Анализ современного состояния экономической безопасности РК
2.3. Поддержка государства в решении глобальных проблем финансовой безопасности
Заключение
Список литературы
На основе концептуальных положений разрабатывается стратегия, представляющая собой программу действий, набор экономических технологий, предназначенных для осуществления провозглашенных идей, достижения поставленных целей.
Стратегия финансовой безопасности Республики Казахстан является составной частью государственной политики, направленной на финансовую безопасность республики, и имеет главной целью поддержание нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечение ресурсами отраслей народного хозяйства и укрепление национально-государственных интересов путем достижения такого состояния финансовой системы, при котором гарантируется ее стабильное развитие, защита и локализация внешних и внутренних угроз, позволяющие обеспечивать адекватный уровень социально-экономических условий для общенационального развития.
Стратегия финансовой безопасности включает:
- характеристику внешних и внутренних угроз финансовой безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям финансовой безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
Большинство вызовов и угроз как актуальных, так и потенциальных может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки стратегии финансовой безопасности, укрепления государственных институтов, проведения эффективной экономической политики.
Основные положения государственной стратегии в области финансовой безопасности должны определить понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ситуаций мировой хозяйственной системы.
Государственная стратегия финансовой безопасности реализуется через систему конкретных мер и механизмов, использующих качественные и количественные характеристики - экономические, технологические, информационные и т.п. Интересы обеспечения финансовой безопасности должны приниматься во внимание при разработке бюджетов, при законотворческой деятельности и подготовке основополагающих решений в области экономической, финансово-кредитной, денежной политики.
1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности
В целях оценки уровня экономической безопасности характеристики и показатели хозяйственной деятельности должны быть представлены в единой совокупности, удобной для сопоставления во времени и по сферам деятельности. При этом жесткое управление требует ориентации на директивно установленное значение. При либерализации экономических отношений оценки устанавливаются по динамичным значениям, обусловливающим их колебания и позиции риск - анализа.
Устанавливаемые по допустимой опасности значения индикаторов принимаются за предельные - пороговые, выход за которые обусловливают разработку системы превентивных и регулирующих мероприятий.
Пороговые значения - это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствуют нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.
Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся между собой по содержанию и по методам расчетов. Для значений отбирается ограниченный перечень пороговых значений, достаточно полно отражающих состояние экономики с позиции экономической безопасности.
Необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отобразить состояние экономики с позиций экономической безопасности.
Среди показателей экономической безопасности выделяются:
- показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые значения по объему ВВП, промышленного производства и их структуре, доленовых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле затрат на оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопасности характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства;
- показатели устойчивости финансовой системы, включающие дефицит государственного бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисциплины. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения;
- показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов населения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показатели отражают пропорции потребления;
- показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме отечественного производства.
Использование официально установленных пороговых значений индикаторов нуждаются в сопоставлении текущих результатов, исходя из динамики условий в национальной и мировой экономики. Ориентация на темпы экономического развития, определяемые, как правило, приростом (падением) валового внутреннего продукта на душу населения, определяет и перечень показателей экономической безопасности. Среди них называют следующие:
- продукция государственных предприятий в % к ВВП;
- государственное потребление в % к ВВП;
- государственные расходы в % к ВВП;
- дефицит бюджета в % к ВВП;
- прирост государственного долга в % к ВВП;
- темпы прироста денежной массы за вычетом реального ВВП, %;
- темпы инфляции, %;
- темпы снижения валютного курса, %;
- налоги на внешнюю торговлю к внешнеторговому обороту, %.
Сопоставление этих показателей со среднемировыми или с данными о состоянии экономики определенных стран используется при выборе путей реализации экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности государства,
Пороговые показатели создают трудности при оценке состояния хозяйственной системы. Преодоление осложнений при оценке упирается в структуру "шкалы опасности - безопасности", по которой определяется состояние экономической безопасности хозяйствующего субъекта в конкретный момент времени. Для этого устанавливается единый методический прием:
- использование интегральных показателей экономической безопасности хозяйственной системы на основе формулы предпочтений и экспертных оценок;
- совмещение гистограммы изменения показателей экономической политики в пределах максимальных и минимальных значений для большинства стран мира или стран с активной хозяйственной деятельностью.
Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности
2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности
Формы организационного взаимодействия в системе экономической безопасности можно сгруппировать по направлениям деятельности: производственно-хозяйственная, хозяйственно-потребительская и финансовая сферы. В каждой из перечисленных форм выделяют самостоятельно рассматриваемые виды безопасности, значимые для прогрессивного функционирования личности, общества и государства в удовлетворении их жизненно важных интересов. Каждая из сфер, в конечном счете, влияет на состояние экономического потенциала страны.
Экономическая трансформация хозяйственной деятельности включает процессы денежного обращения и финансово-кредитных отношений. Мировой опыт убеждает, что возможности устойчивого развития экономики характеризуются состоянием финансов страны (государственного бюджета и финансовых институтов). Экономическая безопасность означает способность сохранять и наращивать финансовый потенциал обеспечивать независимость и стабильность финансовой системы, возможность обеспечения государства финансовыми средствами, достаточными для эффективного выполнения функций по защите национальных интересов. Финансовая система должна также иметь определенный "запас прочности" на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств с тем, чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать, или свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.
Следовательно, экономическая безопасность - это обеспечение такого развития экономики, финансовой системы, финансовых отношений и процессов в стране (регионе), при котором создавались бы необходимые (приемлемые) финансовые условия и ресурсы для социально-экономической стабильности и развития общества и конкретного региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы, а также для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономическим интересам.
Мировые экономические центры устанавливают новые критерии хозяйственной деятельности, изменяют ее мотивацию и приоритеты. В основном это изменения в сторону сокращения сроков операций и предпочтения прибыльности наперекор иным критериям. В результате растущая часть финансовых средств направляется не в производство, а в чисто спекулятивные сделки. При наличии значительных финансовых средств объем конкурентоспособных по мировым стандартам производственных объектов ограничен и часто отягчен повышенным политическим риском. Сама финансовая сфера искусственно создает для себя особо выгодные условия. Важным атрибутом зарождающейся глобальной финансовой системы являются многочисленные оффшорные и другие льготные зоны, позволяющие уходить от национально-государственного законодательства.
Агрессивная кредитная политика преобразует бюджетные дефициты отдельных стран. В долговые обязательства с растущими процентами и другими платежами. Все чаще процентные ставки повышаются не потому, что не хватает ликвидных средств, а потому, что требуется повышенная премия за риск. Учитывая, что оборот валютных бирж за несколько дней превышает объем мировой торговли за год, можно представить размеры получаемых в финансовой сфере доходов. Уже в начале 2003г. ежедневный оборот валютных бирж превысил совокупные валютные резервы центральных банков основных стран мира. В такой ситуации оказывается давление на слабые национальные денежные единицы, преобразуются состав и размер золотовалютных резервов периферийных стран, укрепляются позиции "сильных" валют.
Все более широкий круг не только производителей, но и различных территориально-
Картина сдвигов в регуляторах мирового финансового хозяйства не будет полной, если не остановиться на меняющейся роли международных экономических организаций, большинство из которых возникло после второй мировой войны для содействия восстановлению Европы. После распада колониальной системы преобладающее место в их деятельности заняли развивающиеся страны. Основные стратегические и оперативные решения принимаются ими не демократическим путем, а пропорционально либо экономической мощи, либо размеру взносов участников в их фонды. Это во многом превращает их в инструмент политики экономически могущественных держав, которые тесно координируя свою деятельность, становятся мощнейшим инструментом реализации курса на либерализацию.
В развивающихся мировых экономических отношениях резко возрастает ответственность финансовых институтов страны, участвующих в выработке и реализации экономической политики.
На практике важное значение имеют методические, информационные, статистико-аналитические задачи обеспечения благоприятных финансовых условий и взаимосвязей между регионами Казахстана.
Оценка ситуации и тенденций предполагает следующие направления анализа:
- общего финансового баланса страны и финансовых потоков с учетом ввоза и вывоза денежных ресурсов (капиталов);
- экспортно-импортных товарных потоков;
- денежных доходов населения и дисбаланса цен, в том числе потребительских;
- поддержания устойчивости национальной денежной единицы.
Таким образом, вопрос обеспечения экономической безопасности должен включать вышеотмеченные моменты и в общем виде основываться:
- на состоянии общего финансового баланса территории;
- на потерях (приобретениях) в результате финансовых потоков и
кругооборотов как внутри страны, так на межстрановом уровне;
- на детализации перемещения капитала в легальной и нелегальной форме;
- на экономической эффективности использования источников природных ресурсов.
С обретением в 1991 г. государственной независимости в Казахстане начались динамические процессы реформирования экономической системы, одним из основных приоритетов которой стала реорганизация финансово-банковской системы, как необходимое условие макроэкономической стабилизации и предпосылок для экономического роста. Выход страны из рублевой зоны в ноябре 2003 г. И введение собственной национальной валюты (тенге) ускорили эти процессы.
Информация о работе Факторы обеспечения экономической безопасности