Факторы обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Приоритеты безопасности все больше склоняются к экономической доминанте, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием складывающейся международной обстановки. В совокупности задач государства и его политических институтов существующие в обществе традиции, психологический настрой и попытки преодоления стереотипа управления определяют важность защиты человека и общества. Для поддержания на необходимом уровне должного потенциала, который обеспечивал бы нужды стабильности хозяйственной системы, необходимы экономическая база, устойчиво развивающаяся экономика.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие финансовой безопасности, финансовой устойчивости
1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности
Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности
2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности
2.2. Анализ современного состояния экономической безопасности РК
2.3. Поддержка государства в решении глобальных проблем финансовой безопасности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая безопасность.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

На основе концептуальных положений разрабатывается стратегия, представляющая собой программу действий, набор экономических технологий, предназначенных для осуществления провозглашенных идей, достижения поставленных целей.

Стратегия финансовой безопасности Республики Казахстан является составной частью государственной политики, направленной на финансовую безопасность республики, и имеет главной целью поддержание нормальных условий жизнедеятельности населения, обеспечение ре­сурсами отраслей народного хозяйства и укрепление национально-го­сударственных интересов путем достижения такого состояния финансовой системы, при котором гарантируется ее стабильное разви­тие, защита и локализация внешних и внутренних угроз, позволяющие обеспечивать адекватный уровень социально-экономических условий для общенационального развития.

Стратегия финансовой безопасности включает:

- характеристику внешних и внутренних угроз финансовой безо­пасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;

- определение критериев и параметров состояния экономики, отве­чающих требованиям финансовой безопасности на основе примене­ния всеми институтами государственной власти правовых, экономи­ческих и административных мер воздействия.

Большинство вызовов и угроз как актуальных, так и потенциальных может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки стратегии финансовой безопасности, укрепления государственных институтов, проведения эффективной экономической политики.

Основные положения государственной стратегии в области финансовой безопасности должны определить понятия, объекты, индикато­ры, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ситуаций мировой хозяйственной системы.

Государственная стратегия финансовой безопасности реализует­ся через систему конкретных мер и механизмов, использующих каче­ственные и количественные характеристики - экономические, техно­логические, информационные и т.п. Интересы обеспечения финансовой безопасности должны приниматься во внимание при разработке бюджетов, при законотворческой деятельности и подготовке осново­полагающих решений в области экономической, финансово-кредит­ной, денежной политики.

 

 

1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности

В целях оценки уровня экономической безопасности характеристи­ки и показатели хозяйственной деятельности должны быть представле­ны в единой совокупности, удобной для сопоставления во времени и по сферам деятельности. При этом жесткое управление требует ориен­тации на директивно установленное значение. При либерализации эко­номических отношений оценки устанавливаются по динамичным зна­чениям, обусловливающим их колебания и позиции риск - анализа.

Устанавливаемые по допустимой опасности значения индикаторов принимаются за предельные - пороговые, выход за которые обусловли­вают разработку системы превентивных и регулирующих мероприятий.

Пороговые значения - это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интере­сов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюде­ние которых препятствуют нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся между собой по содержанию и по методам расчетов. Для значений отбирает­ся ограниченный перечень пороговых значений, достаточно полно отра­жающих состояние экономики с позиции экономической безопасности.

Необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отобразить со­стояние экономики с позиций экономической безопасности.

Среди показателей экономической безопасности выделяются:

- показатели, отражающие способность экономики к устойчивому раз­витию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые зна­чения по объему ВВП, промышленного производства и их структуре, доленовых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле зат­рат на оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопаснос­ти характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства;

- показатели устойчивости финансовой системы, включающие де­фицит государственного бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисципли­ны. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения;

- показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов на­селения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показа­тели отражают пропорции потребления;

- показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельно­сти. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме отечественного произ­водства.

Использование официально установленных пороговых значений индикаторов нуждаются в сопоставлении текущих результатов, исходя из динамики условий в национальной и мировой экономики. Ориентация на темпы экономического развития, определяемые, как правило, при­ростом (падением) валового внутреннего продукта на душу населения, определяет и перечень показателей экономической безопасности. Сре­ди них называют следующие:

- продукция государственных предприятий в % к ВВП;

- государственное потребление в % к ВВП;

- государственные расходы в % к ВВП;

- дефицит бюджета в % к ВВП;

- прирост государственного долга в % к ВВП;

- темпы прироста денежной массы за вычетом реального ВВП, %;

- темпы инфляции, %;

- темпы снижения валютного курса, %;

- налоги на внешнюю торговлю к внешнеторговому обороту, %.

Сопоставление этих показателей со среднемировыми или с данными о состоянии экономики определенных стран используется при выборе путей реализации экономической политики в целях обеспечения эко­номической безопасности государства,

Пороговые показатели создают трудности при оценке состояния хо­зяйственной системы. Преодоление осложнений при оценке упирается в структуру "шкалы опасности - безопасности", по которой определя­ется состояние экономической безопасности хозяйствующего субъекта в конкретный момент времени. Для этого устанавливается единый ме­тодический прием:

- использование интегральных показателей экономической безопас­ности хозяйственной системы на основе формулы предпочтений и экс­пертных оценок;

- совмещение гистограммы изменения показателей экономической политики в пределах максимальных и минимальных значений для большинства стран мира или стран с активной хозяйственной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности

2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности

Формы организационного взаимодействия в системе экономичес­кой безопасности можно сгруппировать по направлениям дея­тельности: производственно-хозяйственная, хозяйственно-потреби­тельская и финансовая сферы. В каждой из перечисленных форм выделяют самостоятельно рассматриваемые виды безопасности, зна­чимые для прогрессивного функционирования личности, общества и государства в удовлетворении их жизненно важных интересов. Каждая из сфер, в конечном счете, влияет на состояние экономического потенциала страны.

Экономическая трансформация хозяйственной деятельности включает процессы денежного обращения и финансово-кредитных отношений. Мировой опыт убеждает, что возможности устойчивого развития экономики характеризуются состоянием финансов страны (государствен­ного бюджета и финансовых институтов). Экономическая безопасность означает способность сохранять и наращивать финансовый потенциал обеспечивать независимость и стабильность финансовой системы, возможность обеспечения государства финансовыми средствами, достаточными для эффективного выполнения функций по защите национальных интересов. Финансовая система должна также иметь определенный "запас прочности" на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств с тем, чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать, или свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.

Следовательно, экономическая безопасность - это обеспечение такого развития экономики, финансовой системы, финансовых отношений и процессов в стране (регионе), при котором создавались бы необходи­мые (приемлемые) финансовые условия и ресурсы для социально-эко­номической стабильности и развития общества и конкретного регио­на, сохранения целостности и единства финансовой системы, включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы, а также для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономическим интересам.

Мировые экономические центры устанавливают новые критерии хозяй­ственной деятельности, изменяют ее мотивацию и приоритеты. В ос­новном это изменения в сторону сокращения сроков операций и пред­почтения прибыльности наперекор иным критериям. В результате ра­стущая часть финансовых средств направляется не в производство, а в чисто спекулятивные сделки. При наличии значительных финансовых средств объем конкурентоспособных по мировым стандартам про­изводственных объектов ограничен и часто отягчен повышенным политическим риском. Сама финансовая сфера искусственно создает для себя особо выгодные условия. Важным атрибутом зарождающейся глобаль­ной финансовой системы являются многочисленные оффшорные и дру­гие льготные зоны, позволяющие уходить от национально-государствен­ного законодательства.

Агрессивная кредитная политика преобразует бюджетные дефициты отдельных стран. В долговые обязательства с растущими про­центами и другими платежами. Все чаще процентные ставки повышаются не потому, что не хватает ликвидных средств, а потому, что требуется повышенная премия за риск. Учитывая, что оборот ва­лютных бирж за несколько дней превышает объем мировой торговли за год, можно представить размеры получаемых в финансовой сфере доходов. Уже в начале 2003г. ежедневный оборот валютных бирж превысил совокупные валютные резервы центральных банков основных стран мира. В такой ситуации оказывается давление на слабые национальные денежные единицы, преобразуются состав и размер золотовалютных резервов периферийных стран, укрепляются позиции "сильных" валют.

Все более широкий круг не только производителей, но и различ­ных территориально-административных объединений - городов, ре­гионов, стран - оказывается в зависимости от средств международ­ных финансовых центров. К этому прибавляется растущая потребность в новых технологиях и методах эффективного управления, которые сосредоточены в руках межнациональных компаний. Складывается ситуация, при которой возможности воспроизводства и весь образ жизни самых различных частей света все больше определяются реше­ниями, принимаемыми глобализирующимся капиталом. В результа­те как производители, так и территориально-административные еди­ницы втягиваются в острейшую конкурентную борьбу за их благосклон­ность, что ведет к вынужденному дерегулированию и предоставлению всевозможных льгот.

Картина сдвигов в регуляторах мирового финансового хозяйства не будет полной, если не остановиться на меняющейся роли международ­ных экономических организаций, большинство из которых возникло после второй мировой войны для содействия восстановлению Европы. После распада колониальной системы преобладающее место в их дея­тельности заняли развивающиеся страны. Основные стратегические и оперативные решения принимаются ими не демократическим путем, а пропорционально либо экономической мощи, либо размеру взносов участников в их фонды. Это во многом превращает их в инструмент политики экономически могущественных держав, которые тесно коор­динируя свою деятельность, становятся мощнейшим инструментом реализации курса на либерализацию.

В развивающихся мировых экономических отношениях резко возраста­ет ответственность финансовых институтов страны, участвующих в выработке и реализации экономической политики.

На практике важное значение имеют методические, информаци­онные, статистико-аналитические задачи обеспечения благоприятных финансовых условий и взаимосвязей между регионами Казахстана.

Оценка ситуации и тенденций предполагает следующие направления анализа:­

              - общего финансового баланса страны и финансовых потоков с уче­том ввоза и вывоза денежных ресурсов (капиталов);

- экспортно-импортных товарных потоков;

              - денежных доходов населения и дисбаланса цен, в том числе потребительских;

              - поддержания устойчивости национальной денежной единицы.

              Таким образом, вопрос обеспечения экономической безопасности дол­жен включать вышеотмеченные моменты и в общем виде основываться:

              - на состоянии общего финансового баланса территории;

              - на потерях (приобретениях) в результате финансовых потоков и

кругооборотов как внутри страны, так на межстрановом уровне;

              - на детализации перемещения капитала в легальной и нелегальной форме;

              - на экономической эффективности использования источников природных ресурсов.

С обретением в 1991 г. государственной независимости в Казах­стане начались динамические процессы реформирования экономи­ческой системы, одним из основных приоритетов которой стала ре­организация финансово-банковской системы, как необходимое ус­ловие макроэкономической стабилизации и предпосылок для эконо­мического роста. Выход страны из рублевой зоны в ноябре 2003 г. И введение собственной национальной валюты (тенге) ускорили эти процессы.

Информация о работе Факторы обеспечения экономической безопасности