Факторы обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Приоритеты безопасности все больше склоняются к экономической доминанте, но не являются раз и навсегда заданными. Они меняются в зависимости от исторического периода развития государства, а также под воздействием складывающейся международной обстановки. В совокупности задач государства и его политических институтов существующие в обществе традиции, психологический настрой и попытки преодоления стереотипа управления определяют важность защиты человека и общества. Для поддержания на необходимом уровне должного потенциала, который обеспечивал бы нужды стабильности хозяйственной системы, необходимы экономическая база, устойчиво развивающаяся экономика.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности
1.1 Понятие финансовой безопасности, финансовой устойчивости
1.2. Пороговые значения показателей экономической безопасности
Глава 2. Факторы обеспечения экономической безопасности
2.1. Валютно-финансовый аспект безопасности
2.2. Анализ современного состояния экономической безопасности РК
2.3. Поддержка государства в решении глобальных проблем финансовой безопасности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая безопасность.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

В результате данных структурно-институциональных преобразова­ний, подкрепленных законодательными актами, в стране была сфор­мирована двухуровневая банковская система. Первый уровень представ­лен Национальным банком, основной задачей которого является обес­печение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и проведение денежно-кре­дитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и валютных отношений, содействие обеспечению стабильности денежной, кредитной и банковской системы, зашита интересов кредиторов и вкладчиков.

Второй уровень представляют коммерческие банки. Принятый курс Национального банка Республики Казахстан (НБРК) на поддержку и развитие коммерческих банков с жестким контролем над их деятельно­стью привел к тому, что при принятии Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности" количество коммерческих бан­ков составило около 300, а в 2001 г. их численность уменьшилась до 44.

Сокращение числа банков, нарушающих пруденциальные нормати­вы (52 банка - на 1 января 2004 г., 34 - на 1 января 2005 г.), связано с уменьшением количества банков, не соблюдающих нормативы мини­мального размера уставного капитала, максимального размера риска на одного заемщика кредитных займов и банков, нарушающих коэффици­ент максимального размера риска на одного заемщика для лиц, связан­ных с банком особыми отношениями кредитных займов. Развитие фи­нансовой системы республики осуществлялось в несколько этапов:

- в 1991-1993 гг. проводятся первые преобразования, связанные с созданием негосударственных финансовых институтов, либерализаци­ей торговли и внешнеэкономических связей;              ,

- 1993-1995 гг. Казахстан ввел национальную денежную единицу, что позволило республике проводить независимую от России валютно­-финансовую политику;

- 1995-1997 гг. - период стабилизации экономических процессов, совершенствования законодательной базы, регулирующей эту сферу и

стимулирования привлечения иностранного капитала путем создания инвестиционного климата для иностранных инвесторов и специальных экономических зон с налоговыми льготами;

- 1997-1998 гг. характеризуются влиянием мирового финансового кризиса на внутренние экономические процессы, а также поиском до­полнительных финансовых источников для стимулирования роста экономики; формируются частные пенсионные фонды и активизируется рынок ценных бумаг.­

- апрель 2004 г. Знаменуется введением плавающего курса тенге. Вводится в оборот понятие «Бюджетного разделизма», связанного с сокращением государственных расходов на социальную систему защиты и адресности социальной помощи.

Влияние мирового финансового кризиса на финансовые рынки Казахстана выразилось в ухудшении платежного баланса, снижении спроса и увеличении доходности по государственным ценным бумагам, повышении доходности на денежном рынке и спроса на валюту. При этом фактическое отсутствие финансового рынка исключало не инфляционные способы финансирования бюджета. Неразвитость залогового права, отсутствие работающего механизма банкротства также неблагоприятно сказались на функционировании валютно-финансовой системы.

Среди положительных выигрышных факторов, которые в настоящий момент предложены иностранным инвесторам, находятся природные ископаемые, высококвалифицированная и дешевая рабочая сила, научно-технический потенциал, политическая стабильность. К негативным факторам можно отнести нечеткую законодательную базу, коррумпированность управленческого звена, социальную нестабильность.

С точки зрения экономической безопасности, угрозу представляет как заниженный, так и завышенный курс национальной валюты. Занижение курса используется зарубежными странами для стимулирования экспорта  в целях усиления деловой активности либо решения проблем платежного баланса, а завышенный курс – порождает инфляционные процессы.

При наличии перечисленных факторов валютно-финансовой ситуации, можно сделать вывод о сохранении серьезных угроз  валютно-кредитной безопасности страны как неотъемлемой части национальной экономической безопасности.

 

2.2. Анализ современного состояния экономической безопасности Республики Казахстан

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и, прежде всего, развитие экономики с включением ее в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе.

В Казахстане в течение ряда лет самовоспроизводится макроструктурное неравновесие между совокупным спросом и предложением. Именно это неравновесие порождает все остальные проблемы экономики. Зная основные узлы напряженности в сложившейся системе воспроизводства экономики Казахстана, можно обосновать факторы угроз экономической безопасности страны.

К одному из важнейших факторов экономической безопасности следует отнести системный дисбаланс между потреблением и производством товаров. На протяжении 2003-2005 г.г. чистый экспорт сохранял минусовое сальдо, что свидетельствует о росте конечного потребления домашних хозяйств за счет импорта потребительских товаров и услуг.

К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности Казахстана, относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов Казахстана. Важнейшими факторами угроз являются:

-объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве;

-нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов Казахстана;

-увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными регионами РК;

-усиление национального сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных образований.

Имеет место чрезмерная территориальная концентрация производительных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах Казахстана. Это влияет на развитие экономики – в ряде регионов не хватает трудовых ресурсов для эффективного использования пахотно-пригодных, пастбищных и сенокосных угодий, рационального использования подземных богатств минерально-сырьевых ресурсов.

Экономическая интеграция регионов выступает обязательным условием функционирования рынка Казахстана. Однако отдельные районы, особенно богатые природно-сырьевыми ресурсами, стремятся к одностороннему использованию своих преимуществ. Отсюда вытекает необходимость территориально-дифференцированной политики государства, с тем, чтобы создать для регионов примерно равные рыночные условия.

Стихийно сформировавшаяся за годы реформ система воспроизводства экономики Казахстана пока еще сохраняет прежние дисбалансы, что сохраняет проблему экономической безопасности. Существующая модель экономики обеспечивает подъем промышленного производства, но потенциально сопровождается:

-сохранением приоритета за сырьевым экспортно-ориентированным сектором. Это грозит замыканием этого сектора и созданием изолированного цикла собственного воспроизводства;

-дальнейшим снижением производства инвестиционных товаров, недостаточными темпами роста реальных доходов населения и приближением структуры производства к структуре конечного спроса, либо дальнейшим ростом потребительского импорта;

-снижением издержек производства во внутренне ориентированном секторе за счет сокращения незагруженного сектора производственного потенциала. Это может привести к дальнейшему росту уровня безработицы;

-деградацией сельского хозяйства и ростом импортной составляющей в структуре потребления продовольственных товаров в условиях сохраняющегося дисбаланса цен.

Таким образом, анализ дисбаланса и структурных несоответствий в современной модели воспроизводства экономики Казахстана позволяет выявить узлы напряженности, создающие угрозу экономической безопасности страны.

 

 

2.3. Поддержка государства в решении глобальных проблем финансовой безопасности

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль всегда принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности организации национальной обороны выполняло определенные функции в сфере политики, имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью вмешательства в экономику для решения глобальных проблем современности.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса и решение проблем возможно лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с Западноевропейскими странами в послевоенный период, и с Латиноамериканскими совсем недавно (Чили, Аргентина, Бразилия).

Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения – одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо придуманная и правильно организованная политика в области финансов – важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одна из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране – непродуманная политика государства в области финансов.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики, использует определенные методы: фискальные, монетарные и прямое вмешательства государства в экономику.

1.     монетарный метод – это когда правительство с помощью центрального банка контролирует предложение денег. Если в обращении существует избыток денег, это оказывает инфляционный эффект; классическое определение инфляции – слишком много денег в погоне за слишком малым количеством товаров.

2.     Прямое вмешательство – правительство посредствам законодательства может прямо контролировать бизнес, принимая те или иные хозяйственные решения.

3.     Фискальный метод – это управление экономикой посредством налогов и правительственных вложений.

Поддержка государства основана на направлениях, принципах и указах Республики Казахстан, которые устанавливает Н.А. Назарбаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

К настоящему времени в экономике Казахстана наметились тенденции подъема экономики. В этот период следует наметить наиболее рациональные пути комплексного решения сложных стратегических социально-экономических проблем государственной важности, направленных на обеспечение финансово- экономической безопасности страны.

В заключении написанной курсовой работы, рассмотрим факторы и стратегию экономического развития страны в условиях глобализации. Как показывает мировой опыт, динамизиро­вать экономический рост государствам удавалось путем ускоренного развития аграрного сектора за счет радикального его реформирования, индустриализации по новому типу, интенсивной эксплуатации природных богатств, а также специализации на транзитных торговых и транс­портных услугах. Наибольших успехов при этом добиваются страны, избирающие не одну, а сочетающие разные направления стратегий. Казахстан обладает объективными возможностями реализовать все эти стратегии. Важно добиться того, в какой последовательности или в каком сочетании они должны осуществляться на отдельных этапах раз­вития. Важнейшим детерминантом национального ромба является доставка на мировые рынки богатейших минерально-сырьевых и энергетических ресурсов. Входя в первую десятку стран мира по запасам нефти и газа, обладая крупными залежами угля, урана, меди, свинца, золота и дру­гих ценных минералов, трудно отказываться от их широкомасштабного использования с привлечением прогрессивных иностранных технологий, ноу-хау и капитала. Казахстан обладает возможностями активного участия в мирохозяй­ственных связях. Это, прежде всего интеллектуальные ресурсы, основанные на крупном научном потенциале и достаточно высоком образова­тельном уровне населения. Казахстан уже выступает не только в роли пассивного получателя передовых иностранных технологий. Достигнутый уровень развития науки позволяет Казахстану реализовывать такую модель привлечения иностранных технологий, когда приоритет полу­чают не простая закупка машин и оборудования, а технологии, на­ходящиеся на стадии научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ. Казахстанские ученые и инженеры способны не только использовать самую передовую технологию, но и доработать ее так, чтобы превзойти первоисточник по качеству и цене. Казахстан вовлечен в общемировые интеграционные процессы, когда технологическое разделение труда выходит за пределы национальных гра­ниц, образуя международные и межконтинентальные научно-производ­ственные комплексы и корпорации с филиалами в разных странах. Казахстан обладает огромным потенциалом современных информационных и телекоммуникационных систем.

Информация о работе Факторы обеспечения экономической безопасности