Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:51, дипломная работа
Рыночный механизм позволяет эффективно координировать экономическую деятельность в стране, «невидимая рука» рынка направляет и координирует деятельность экономических субъектов. Сферы экономики, где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны, но есть и такие направления в социально-экономической сфере, где рыночный механизм не эффективен.
Рыночный механизм не эффективен в тех ситуациях, когда нарушаются условия конкуренции, целью хозяйственной деятельности не является получение и максимизация прибыли, например производство общественных благ, возникновение внешних эффектов, в условиях неполноты рынка или асимметрии информации. Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Введение2
Глава 1. Анализ фиаско рынка как причины государственного вмешательства в экономику5
1.1. Причины и механизмы фиаско рынка5
1.2. Социально-экономические последствия фиаско рынка15
Глава 2. Государственное регулирование экономики27
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики27
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования экономики42
Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая51
3.1. Анализ фиаско рынка в экономике России и Китая – как причины государственного вмешательства в экономику51
3.2. Государственное регулирование экономики России и Китая62
Заключение80
Список использованной литературы83
Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.
По срокам государственного программирования различают:
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.
Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешне-экономическую политику государства.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:
а) это главный источник финансирования государственных расходов.
б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.
Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованы в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.
Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк (Национальный Банк в Беларуси) вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.
Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые – предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде отраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением государственной политики в области регулирования цен является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортных товаров от налогов, а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Государство может устанавливать фиксированные цены на некоторые товары и услуги, такие как минеральное сырье, электроэнергия, природный газ, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы.
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всех сферах экономики. При рассмотрении государственного регулирования товарных рынков отмечаем, что здесь применяются административные и экономические методы, которые обеспечивают исправление негативных последствий и провалов рынка.
2.2 оценка эффективности
государственного
Информация о работе Фиаско рынка и методы государственного вмешательства в экономику