Фиаско рынка и методы государственного вмешательства в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Рыночный механизм позволяет эффективно координировать экономическую деятельность в стране, «невидимая рука» рынка направляет и координирует деятельность экономических субъектов. Сферы экономики, где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны, но есть и такие направления в социально-экономической сфере, где рыночный механизм не эффективен.
Рыночный механизм не эффективен в тех ситуациях, когда нарушаются условия конкуренции, целью хозяйственной деятельности не является получение и максимизация прибыли, например производство общественных благ, возникновение внешних эффектов, в условиях неполноты рынка или асимметрии информации. Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.

Содержание

Введение2
Глава 1. Анализ фиаско рынка как причины государственного вмешательства в экономику5
1.1. Причины и механизмы фиаско рынка5
1.2. Социально-экономические последствия фиаско рынка15
Глава 2. Государственное регулирование экономики27
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики27
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования экономики42
Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая51
3.1. Анализ фиаско рынка в экономике России и Китая – как причины государственного вмешательства в экономику51
3.2. Государственное регулирование экономики России и Китая62
Заключение80
Список использованной литературы83

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 14.docx

— 142.10 Кб (Скачать файл)

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства.

Фиаско государства – это неспособность обеспечить эффективнее распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.

Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

1. Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т.е. к фиаско государства.

2. Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования – большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться, и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т.п.).

3. недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

4. несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т.е. сформировали свои ожидания.

5. В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т.е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано  с тем, что для осознания самой  проблемы регулирования какой-либо  сферы экономической жизни нужно  время. Так, чтобы принять меры, направленные  на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной  политики, а для этого нужно  время. В данном случае на длительность  лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической  науки.

2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием  проблемы и принятием конкретного  решения. Иногда этот период длится  достаточно долго. Например, чтобы  внести какие-либо решения, связанные  с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать  и обсудить ситуацию, утвердить  проект решения в необходимых  инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Говоря о фиаско государства, следует отметить закон непредвиденных последствий. В результате принятия каких-либо решений, осуществления мероприятий очень часто не достигается желаемого результата, либо его издержки слишком высоки. Фиксируя цены на рынке, государство ведет борьбу со спекуляцией. Но такая мера в большинстве случаев ведет к товарному дефициту и росту теневого сектора экономики. В связи с этим, подчеркивая важность государственного вмешательства в экономическое развитие страны, все же нельзя забывать о свободном развитии рыночных механизмов.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка.

К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств:

  • Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.
  • Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, как отмечалось выше, лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого. Лишь помня, что государство в смешанной экономике заведомо не является всесильным, можно не подпасть под влияние иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует адекватная форма государственного вмешательства, позволяющая его полностью преодолеть, не вызвав побочных негативных последствий.
  • Несовершенство политического процесса в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой – расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.

4) Ограниченность контроля  над государственным аппаратом. Большая иллюзия – наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не «провалами» рынка, а так называемой «политической игрой», т.е. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.

5) Завышение объема производства  общественных благ и связанная  с этим растрата ресурсов. Данный  нерыночный провал может найти  проявление, например, в чрезмерной  милитаризации экономики, или в  безудержных тратах дефицитных  бюджетных средств (в условиях  кризиса и нарастающего дефицита  бюджета) на амбициозные проекты  по украшению столиц и чиновничьих  кабинетов и т.п.

6) Образование государством  через перераспределительные процессы  новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание  объема налоговых и иных льгот  различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.

7) Разбухание издержек  на содержание бюрократического  аппарата сверх оптимального  уровня (на подготовку законодательных  актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых  служб и др.). В данной связи  весьма характерной представляется  тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту  той статьи расходов российского  бюджета, которая направляется на  управление экономикой.

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия  в производстве продукции и  услуг на фирмах. Привлекаемые  относительно высокой оплатой  труда в сфере управления, а  также немалым объемом иных  льгот и привилегий, квалифицированные  специалисты охотно «перетекают»  в нашей стране в аппарат  государственного управления, нарушая  некие оптимальные пропорции  в использовании трудовых ресурсов  страны.

Даже в относительно либеральной американской экономике сегодня тратится примерно 100 млрд. долл. в год на ее государственное регулирование. Американские специалисты подсчитали, что правительственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста экономики на 0,4% в год по сравнению с потенциально возможным. Устранение подобных явлений достигается, прежде всего, через приватизацию и дерегулирование экономики – меры, ослабляющие влияние фиаско государства, хотя и за счет риска усилить фиаско рынка. Данные меры, безусловно, не означают прекращения регулирующей роли государства и ликвидации государственного сектора вообще. Речь здесь идет лишь о перемещении центра тяжести в инструментах и методах государственного регулирования - от «жестких» к более «мягким».

Цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" – смешанной экономики.

 

Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая

3.1 Анализ фиаско  рынка в экономике России и  Китая – как причины государственного  вмешательства в экономику

В западных странах структура рыночной экономики относительно полна, ученые много исследуют фиаско рынка внутри рыночной структуры, они обращают больше внимания на увеличение транзакционных издержек из-за высокого разделения труда. А Китай находится в переходной рыночной экономике, в которой возникают проблемы фиаско рынка из-за неразвитости и несовершенства самого рынка. Поэтому у них разная предпосылка к возникновению фиаско рынка, в настоящее время Китай не может использовать экономическую теорию для решения проблемы фиаско рынка.

В общем, мы исследуем фиаско китайского рынка обязательно на фоне переходной экономики. Основной проблемой фиаско рынка является не зрелый рыночный механизм. Степень зрелости рыночного механизма имеет тесную связь с трансформацией роли государства, т.е. с тем, какую роль играет государство в регулировании рынка. В условиях фиаско рынка рыночный механизм не может эффективно выполнять свою функцию не только из-за недостатка рынка, но и некомпетентности государства. В настоящее время рыночная экономика. Проблема фиаско рынка непосредственно зависит от действий государства.

Если мы хотим правильно понимать фиаско рынка Китая, нам нужно решить эти проблемы:

Информация о работе Фиаско рынка и методы государственного вмешательства в экономику