Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:51, дипломная работа
Рыночный механизм позволяет эффективно координировать экономическую деятельность в стране, «невидимая рука» рынка направляет и координирует деятельность экономических субъектов. Сферы экономики, где рынки работают координирующим механизмом, многочисленны и многообразны, но есть и такие направления в социально-экономической сфере, где рыночный механизм не эффективен.
Рыночный механизм не эффективен в тех ситуациях, когда нарушаются условия конкуренции, целью хозяйственной деятельности не является получение и максимизация прибыли, например производство общественных благ, возникновение внешних эффектов, в условиях неполноты рынка или асимметрии информации. Рыночный механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и задачи обороны страны.
Введение2
Глава 1. Анализ фиаско рынка как причины государственного вмешательства в экономику5
1.1. Причины и механизмы фиаско рынка5
1.2. Социально-экономические последствия фиаско рынка15
Глава 2. Государственное регулирование экономики27
2.1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики27
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования экономики42
Глава 3. Сравнительный анализ государственного регулирования экономики России и Китая51
3.1. Анализ фиаско рынка в экономике России и Китая – как причины государственного вмешательства в экономику51
3.2. Государственное регулирование экономики России и Китая62
Заключение80
Список использованной литературы83
Инструменты государственного регулирования экономики Китая
Инструмент государственного регулирования включает в себя кредитно-денежную, налоговую, бюджетную и ценовую экономическую политику.
Китай часто использует денежную и бюджетную политику.
Последние 10 лет ВВП каждый год увеличивается в среднем на 9,7%. За несколько последних лет Китай 4 раза изменил экономическую политику. (см. табл. 1)
Таблица 1
Бюджетная и денежная политика за период с 1998-2013 гг.7
Время |
Бюджетная политика |
Денежная политика |
1998-2003 |
Активная |
Устойчивая |
2004-2008 |
Активная |
Сдерживающая |
2008-2010 |
Активная |
Стимулирующая |
2011-2013 |
Активная |
Устойчивая |
В сентябре 2008 г. после финансового кризиса (в Китае не возникал кризис только объем экспорта снизился), Китай принял сильную бюджетную политику (в бюджет было вложено 4 триллиона), и денежная политика с сдерживающей переменилась на стимулирующую. Процентная ставка по кредитам снижена, с ноября 2008 г. до декабря 2009 г., банковский кредит увеличился на 11 триллионов. (см. табл. 2)
Таблица 2
В 2009 г. вводимый кредит8
Показатель |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь | ||||||
Вводимый кредит (сто млн.) |
16200 |
10700 |
18900 |
5918 |
6645 |
15304 | ||||||
Рост увеличения (%) |
21,0 |
24,2 |
29,0 |
29,7 |
___ |
34,0 | ||||||
Показатель |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
2008 г. | |||||
Вводимый кредит (сто млн.) |
559 |
4104 |
5167 |
2530 |
2948 |
3789 |
49100 | |||||
Рост увеличения (%) |
___ |
34,1 |
34,2 |
34,0 |
33,0 |
31,0 |
18,7 |
в 2011 г. Китай принял устойчивую денежную политику. Основная задача: решение конфликта между отзывами денег с притоками иностранных денег.
Таблица 3
Изменение процентной ставки сбережения и кредита(2004-2013 г.)9
Время (год) |
Процентная ставка | |||||
2004 |
2008 |
2010 |
2012 | |||
Сбережение |
Вклад на текущий счет |
0,72 |
0,36 |
0,36 |
0,35 | |
Срочный вклад |
3 месяца |
1,71 |
1,71 |
2,25 |
2,60 | |
6 месяцев |
2,07 |
1,98 |
2,50 |
2,80 | ||
1 год |
2,25 |
2,25 |
2,75 |
3,00 | ||
2 года |
2,70 |
2,79 |
3,55 |
3,75 | ||
3 года |
3,24 |
3,33 |
4,15 |
4,25 | ||
5 лет |
3,60 |
3,60 |
4,55 |
4,75 | ||
Кредит |
6 месяцев |
5,22 |
4,86 |
5,35 |
5,60 | |
1 год |
5,58 |
5,31 |
5,81 |
6,00 | ||
1-3 года |
5,76 |
5,40 |
5,85 |
6,15 | ||
3-5 лет |
5,85 |
5,76 |
6,22 |
6,40 | ||
Более 5 лет |
6,12 |
5,94 |
6,40 |
6,55 |
В 2013 г. была принята активная бюджетная политика.
Государственное регулирование экономики в России
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
Для выполнения стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.
задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.
Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.
Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться прежде всего в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи.
Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.
Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.
Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:
Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного капитала.
Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Также важно, чтобы каждый гражданин России ощутил на себе положительное воздействие экономического роста страны.
К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецедентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному, существующему по своим экономическим законам. Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации. К середине 1995 года закончился первый этап приватизации: ваучерная приватизация. Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная, то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами. Вполне логично, что механизм государственного регулирования еще не сложился. Здесь существуют лишь некоторые крайности, которых надо опасаться. Это, с одной стороны, полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии, и, с другой стороны, преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы. Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций. Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике.
Государственная экономическая политика нынешнего российского руководства до 2000 г. пройдет три основных этапа:
В кредитно-денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией. Для этого правительство с января 1995 г. прекратило использовать прямые кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета, за исключением некоторых пунктов. Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю. Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам, операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках. Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно-денежных органов, а также предельные размеры чистых требований денежно-кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления, а также государственным внебюджетным фондам). Кроме того, намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов. С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов. Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы. В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов. Начиная с 1994 года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно-кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно-денежной программы. В 1995 г. правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки, а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты, предоставляемые из других источников, сверх объемов, предусмотренных в принятом бюджете. В 1996 г. бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут, за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам. Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам, предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно-денежной политике (КФДКП), за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера. Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство, регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков. Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета. Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР.
Информация о работе Фиаско рынка и методы государственного вмешательства в экономику