Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное
Экономико-математический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по курсу «Финансы»
«Финансовая система РФ»
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы
государства и их краткая
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее
звено финансовой системы
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Современная финансовая политика не
может существовать без финансов
государства. Посредствам финансов
государство воздействует не только
на перераспределение
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики уделяется большое значение.
Для эффективного экономического развития государства важно, на сколько оптимально выбраны направления и объемы финансирования из федерального бюджета как главного финансового инструмента развития экономики государства и центрального звена финансовой системы, следовательно, изучение данного вопроса обретает в настоящее время особую актуальность и значимость.
Анализ литературы показал, что финансовая система изучается в значительной степени в учебных изданиях, а в периодической печати к этому вопросу подходят незначительно полно. Данный вопрос нашёл своё отражение в трудах таких авторов, как Андросова Л.Д., Романовского М.В., Белотеловой Н.П., Литовченко В.П., Богачева В.Д., Дробозиной Л.А., Врублевской О.В., Ковалева А.М. и др. В работах этих авторов основной акцент делается на раскрытие следующих вопросов:
- истории становления и
- сущности экономической категории «финансовая система»;
- социально - экономической роли финансовой системы в развитии государства и др.
Однако анализ источников показал, что данная проблема в научной литературе освещена, не достаточно полно, в результате этого возникает необходимость более тщательного изучения данного вопроса, основываясь на законодательной, нормативной и научной основе.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является финансовая система, в том числе федеральный бюджет РФ как финансовый инструмент социально - экономического развития государства и основополагающее звено финансовой системы, а предметом исследования - процесс функционирования финансовой системы государства и пути ее совершенствования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции
развития и совершенствования
финансовой системы
Данная выпускная
В первой главе рассматривается сущность финансовой системы и основы ее функционирования, и центральное звено финансовой системы, основной финансовый инструмент развития экономики государства - федеральный бюджет.
Во второй главе раскрыты и изучены особенности бюджетной политики России на современном этапе, произведен анализ динамики основных показателей федерального бюджета РФ за ряд лет.
В третьей главе раскрыты основные направления развития финансовой системы государства.
Выпускная квалификационная работа дополнена цифровым материалом за ряд лет, который сведен в таблицы и проанализирован, графиками и диаграммами.
Для написания работы были использованы
нормативно-законодательные
Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
Как показывает многолетний мировой опыт, мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а именно ее финансовой системы.
Нерешенность вопросов сущности финансов на общетеоретическом уровне стала причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства. Обобщая концептуальные подходы отечественных экономистов к содержанию и составу финансов, их можно подразделить на сторонников распределительной концепции (Л.А. Дробозина, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев и др.) и воспроизводственной концепции (Д.С. Моляков, П.С. Никольский, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов и др.), а также на «государственников», связывающих категория финансов только с деятельностью государства (А.М. Александров, А.М. Бирман, Б.М. Сабанти, А.Ю. Казак) и «негосударственников», признающих существование не только государственных финансов, но и частнохозяйственных финансов организаций.
Б.М. Сабанти доказал, что общегосударственные финансы и финансы народного хозяйства - это две разные категории, последняя из которых составляет денежное хозяйство предприятий. Доходы, создаваемые на уровне предприятий, регулируются общими законами рынка, которые служат базой для формирования общегосударственных ресурсов, а не финансами.
Теоретически обоснованной в условиях современной рыночной экономики позиции и понимании сущности финансов придерживаются А.Г. Грязнова и Е.В. Маркина: финансы представляют собой «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходы от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач. Движение денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, в свою очередь, форму движения финансовых ресурсов, выступающих материальными носителями финансовых отношений.
В последние годы в специальной литературе появились нетрадиционные точки зрения на понимание сущности финансов, которые заслуживают особого внимания, поскольку в большей степени отражают реалии современной рыночной экономики. Один из таких подходов представлен в трудах С.В. Барулина и Т.М. Ковалевой: финансы опосредуют все денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов. Названные авторы справедливо отвергают такой отличительный признак финансов, как их фондовый характер и оперативная форма денежных отношений.
Как экономические категории
В условиях глобальной экономики бумажные деньги, полностью потерявшие прямую связь с золотым обеспечением, сами по себе превращаются в разновидность финансовых инструментов, в финансовые средства обращения, платежа и т.д. Современные деньги приняли форму финансовых расчетных, инвестиционных, кредитных, страховых, налоговых и других платежных механизмов и инструментов.
Финансы как экономическая реальность выступают в форме движения частных и государственных финансовых ресурсов. В свою очередь, финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых операций субъектами хозяйствования и органами государственной власти.
Как экономическая категория
Система финансов включает в себя два больших звена: частнохозяйственные (субъектов хозяйствования или предприятий) и государственные (муниципальные) или публичные финансы.
Отличительным признаком финансов являются их денежный характер, т.е. не все экономические отношения (денежные и натуральные) попадают по определение финансов. Поэтому логичнее финансы определять как денежные отношения.
Во всей своей совокупности многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими элементами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию.
Как нет единства в понимании сущности «финансов», так и различны мнения по поводу сущности «финансовой системы» и ее составных элементов.
Финансовая система
Отечественные ученые-экономисты в большинстве своем практически однотипно определяют финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государств». Как «совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве», определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией профессора А.М. Ковалевой. Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение системы финансов, как «совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды».
Симбиозом вышеизложенных определений служит понимание, данное коллективом авторов под руководством А.Ю. Казака: «Система финансов - это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей объективной категории - «финансы», но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом». Однако при этом представители данной научной школы различают понятия «система финансов» и «финансовая система» и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и инструментов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.
Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А.Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией.