Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо  в кратчайшие сроки обеспечить реализацию мер, направленных на повышение адресности социальной помощи, на исключение из числа  получателей тех, кто в ней  реально не нуждается.

Одновременно  следует исключить саму возможность  волокиты и коррумпированности на стадии оформления гражданами необходимых  документов для получения той  или иной поддержки, а в случае подобных проявлений жестко на них  реагировать, обеспечить реальные гарантии поступления средств адресатам поддержки без прохождения унизительных, оскорбляющих честь и достоинство граждан процедур.

3. Формирование  заделов на будущее.

Прежде всего, требуется обеспечить полноценную  реализацию приоритетных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предшествующие годы. Целесообразно продолжить последовательный переход к реализации проектов в рамках долгосрочных государственных программ.

Особого внимания требует сфера жилищного строительства. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией лишь немногочисленной группы лиц с очень высокими доходами. Необходимо добиться повышения доступности жилья для граждан до уровня, ранее определенного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.

Использование государственных средств, выделяемых на решение этой задачи по различным направлениям, включая развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, обеспечение жильем военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны и ряда других категорий граждан, а также деятельность фондов реформирования жилищно-коммунального хозяйства и содействия развитию жилищного строительства должны быть скоординированы.

При этом государственный  спрос в этом секторе не должен становиться причиной роста цен  на жилье.

При осуществлении  расходов на образование и здравоохранение, прямо связанных с развитием человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, на доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан.

В то же время  расходы, не связанные с конкретными  положительными результатами, а поддерживающие существование неэффективных организаций, должны быть исключены из практики.

Требуется реализовать меры государственной поддержки предоставления образовательных кредитов студентам высших учебных заведений.

4. Стимулирование  прогрессивных структурных сдвигов  в экономике.

Не должны приниматься  и реализовываться меры, которые, решая краткосрочные проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов.

Из этого  следует, что должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных  средств. Кризис не должен становиться поводом для иждивенческих настроений в экономике и социальной сфере. Государственная поддержка за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах.

В нынешних условиях нельзя идти на принятие популистских решений, которые повлекут за собой  рост неэффективных бюджетных расходов.

Регионы и организации  должны ориентироваться на обеспечение  своей деятельности в большей  степени за счет собственных средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как стандартное финансирование, а как временная мера. Следует задействовать необходимые стимулы для решения вопросов обеспеченности собственной финансовой базы самими регионами и организациями.

5. Повышение  обоснованности и прозрачности  отбора получателей государственной  поддержки.

Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. Или же государство само должно выступать заказчиком этой продукции.

В случае же необходимости  принятия решений об отказе в поддержке  неэффективных предприятий следует предусматривать компенсирующие механизмы, обеспечивающие сохранение стабильной социальной среды. Все такие решения должны также сопровождаться информационной поддержкой.

6. Реализация  мер, направленных на стабилизацию  ситуации на рынке труда.

Прежде всего, бюджетные ассигнования следует  направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и  лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело, задействовав при этом механизмы софинансирования региональных программ содействия занятости населения.

Эти действия необходимо скоординировать с мерами, направленными  на поддержку малого и среднего предпринимательства. Граждане, имеющие возможности работать, должны быть сориентированы на экономически активную позицию, а не только на гарантированное государством получение пособия по безработице.

7. Финансовое  обеспечение модернизации армии  и формирования ее качественно  нового облика.

Необходимо  комплексное финансирование мероприятий по переходу к формированию нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающего характеру современных угроз и соответствующего положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

При этом требуется строгое соблюдение законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав и гарантий военнослужащих - как подлежащих увольнению из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение их постоянным жильем), так и тех, кто продолжает выполнять воинский долг (прежде всего обеспечение их достойным служебным жильем).

Комплекс мероприятий  по формированию нового облика армии  предполагает ее оснащение современными видами вооружений и военной техники, что должно быть финансово подкреплено  как в рамках действующей Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, так и при ее последующем уточнении.

Параметры увеличения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров  целесообразно определить по итогам исполнения бюджета за шесть месяцев текущего года.

8. Финансовое  обеспечение выполнения принятых  РФ международных обязательств.

Несмотря на положительные изменения в системе  межбюджетных отношений и в организации  бюджетного процесса в субъектах  РФ и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы  расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.

Действующая система  разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.

Неоправданно  возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с  другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов РФ, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны РФ, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта РФ.

Ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для  расширения собственного доходного  потенциала снижается. В ряде субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

В кризисный для страны 2009 год произошло резкое снижение доходов и увеличение расходов федерального бюджета РФ. Но уже за десять месяцев 2010 года доходы федерального бюджета составляют 6721,5 млрд. руб., что, относительно доходов 2009 года за тот, же период составляет 91,6% (таблица 7). [42]

Наметилось  явное улучшение в экономике  Российской Федерации в разделе  доходов федерального бюджета.

Но расходы  за тот, же период 2010 года все-таки превышают  доходы на 760 млрд. руб. и составляют 7481,5 млрд. руб.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

С учетом возникших  сложностей по доступу организаций  к кредитным ресурсам и проблем  с ликвидностью следует принять  следующие меры налоговой политики:

- увеличить  предельную величину процентов  по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

- установить  временный специальный порядок  работы с налоговой задолженностью  организаций, позволяющий по заявлению  налогоплательщика использовать  все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Таблица 7

Доходы федерального бюджета на 01.11.2010г.

 

Виды доходов

2010 год

 
 

млрд. руб.

 

1

2

 

Всего, из них;

6721,5

 

налог на прибыль  организаций

203,0

 

налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1124,4

 

налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

914,2

 

Налог на добычу полезных ископаемых

1107,1

 

Таможенные  пошлины

2288,3

 

Прочие доходы

1084,5

 
     

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания  инвестиционной активности в экономике  необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

Требуется принять  меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с  выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения  современных технологий налогового администрирования.

Риск для  стабильности доходной части бюджета  по-прежнему представляет практика использования  схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи  целесообразно реализовать следующий  комплекс мер:

1. Законодательно  закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

2. Оперативно  принять поправки в Налоговый  кодекс РФ в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.

3. Законодательно  закрепить механизмы противодействия  использованию соглашений об  избежании двойного налогообложения  в целях минимизации налогов  при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность  налоговых органов должна быть скорректирована  с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.

Необходимо  совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов РФ и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений  в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов  бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении  приоритет должен быть отдан не поощрительным  выплатам руководству компаний, а выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена, прежде всего, на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы, открытые размещения акций на фондовом рынке.

Информация о работе Финансовая система РФ