Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

- судебная система;

- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов  и. органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

- обеспечение проведения выборов  и референдумов;

- международные отношения и  международное сотрудничество;

- государственный материальный  резерв;

- фундаментальные исследования;

- обслуживание государственного  и муниципального долга;

- резервные фонды;

- функционирование Президента  РФ;

- функционирование высшего должностного  лица субъекта РФ и муниципального  образования;

- функционирование законодательных  (представительных) органов государственной  власти и представительных  органов муниципальных образований;

- прикладные научные исследования  в области общегосударственных  вопросов;

- другие общегосударственные вопросы  [2].

2) национальная оборона:

- Вооруженные Силы РФ;

- мобилизационная и вневойсковая  подготовка;

- мобилизационная подготовка экономики;

- подготовка и участие в обеспечении  коллективной безопасности и  миротворческой деятельности;

- ядерно-оружейный комплекс;

- модернизация Вооруженных Сил  РФ и воинских формирований;

- реализация международных обязательств  в сфере военно-технического сотрудничества;

- прикладные научные исследования  в области национальной обороны;

- другие вопросы в области  национальной обороны.

3) национальная безопасность и  правоохранительная деятельность:

- органы пограничной службы;

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- защита населения и территории  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, гражданская  оборона;

- органы прокуратуры;

- органы внутренних дел;

- внутренние войска;

- органы юстиции;

- система исполнения наказаний;

- органы безопасности;

- обеспечение пожарной безопасности;

- миграционная политика;

- модернизация внутренних войск,  войск гражданской обороны, а  также правоохранительных и иных  органов;

- прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

- другие вопросы в области  национальной безопасности и  правоохранительной деятельности.

4) национальная экономика [2]:

- сельское хозяйство и рыболовство;

- водные ресурсы;

- лесное хозяйство;

- транспорт;

- дорожное хозяйство;

- общеэкономические вопросы; 

- топливно-энергетический комплекс;

- исследование и использование  космического пространства;

- воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

- связь и информатика;

- прикладные научные исследования в области национальной экономики;

- другие вопросы в области  национальной экономики.

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

- благоустройство;

- прикладные научные исследования  в области жилищно-коммунального  хозяйства;

- жилищное хозяйство;

- коммунальное хозяйство;

- другие вопросы в области  жилищно-коммунального хозяйства.

6) охрана окружающей среды:

- сбор, удаление отходов и очистка  сточных вод;

- охрана объектов растительного  и животного мира и среды  их обитания;

- прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

- экологический контроль;

- другие вопросы в области  охраны окружающей среды.

7) образование:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации;

- высшее и послевузовское профессиональное  образование;

- молодежная политика и оздоровление  детей;

- прикладные научные исследования  в области образования;

- другие вопросы в области образования.

8) культура, кинематография, средства  массовой информации:

- культура;

- кинематография; телевидение и  радиовещание; периодическая печать  и издательства;

- прикладные научные исследования  в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

- другие вопросы в области  культуры, кинематографии, средств  массовой информации.

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт:

- стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь;,

- медицинская помощь в дневных  стационарах всех типов;

- скорая медицинская помощь;

- санаторно-оздоровительная помощь;

- заготовка, переработка, хранение  и обеспечение безопасности донорской  крови и ее компонентов;

- санитарно-эпидемиологическое благополучие;

- физическая культура и спорт;

- прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

- другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры

- и спорта.

10) социальная политика [2]:

- пенсионное обеспечение;

- социальное обслуживание населения;

- социальное обеспечение населения;

- охрана семьи и детства;

- прикладные научные исследования  в области социальной политики;

- другие вопросы в области  социальной политики.

11) межбюджетные трансферты:

- дотации бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований;

- субсидии бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований  (межбюджетные субсидии);

- субвенции бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований;

- иные межбюджетные трансферты;

- межбюджетные трансферты бюджетам  государственных внебюджетных фондов [2].

Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании  экономики и социальных процессов.

На основе выше изложенного необходим  более детальный анализ состава  и структуры федерального бюджета РФ.

 

ГЛАВА 2. Анализ состава и структуры  федерального бюджета Российской Федерации  за 2007-2009 гг.

2.1 Краткая характеристика бюджетной  политики РФ

финансовый система федеральный  бюджет

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых ресурсов  на решении приоритетных вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной системы  межбюджетных отношений и управления государственными финансами [17].

Бюджетная политика является ядром  экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной  политики в существенной степени  зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов [38].

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры  доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

Появление одной  из основных особенностей федерального бюджета вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого  сектора, которая создает серьезные  макроэкономические риски.

Особая природа  нефтегазовых доходов определяет необходимость  специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Устойчивость  бюджета с точки зрения, как  доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП. [40]

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры  подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

На протяжении всего периода реформ, цели, которые  ставились, перед бюджетной политикой  значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая  бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Для эффективного функционирования и развития бюджетной  системы страны в период с 2007 года по 2009 год были реализованы меры по следующим направлениям:

1. Модернизация  бюджетного процесса.

В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный  кодекс РФ была создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно  определен новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Информация о работе Финансовая система РФ