Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
- судебная система;
- обеспечение деятельности
- обеспечение проведения
- международные отношения и международное сотрудничество;
- государственный материальный резерв;
- фундаментальные исследования;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- резервные фонды;
- функционирование Президента РФ;
- функционирование высшего
- функционирование
- прикладные научные
- другие общегосударственные
2) национальная оборона:
- Вооруженные Силы РФ;
- мобилизационная и
- мобилизационная подготовка экономики;
- подготовка и участие в
- ядерно-оружейный комплекс;
- модернизация Вооруженных Сил РФ и воинских формирований;
- реализация международных
- прикладные научные
- другие вопросы в области национальной обороны.
3) национальная безопасность и
правоохранительная
- органы пограничной службы;
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- защита населения и территории
от чрезвычайных ситуаций
- органы прокуратуры;
- органы внутренних дел;
- внутренние войска;
- органы юстиции;
- система исполнения наказаний;
- органы безопасности;
- обеспечение пожарной
- миграционная политика;
- модернизация внутренних войск,
- прикладные научные исследовани
- другие вопросы в области
национальной безопасности и
правоохранительной
4) национальная экономика [2]:
- сельское хозяйство и
- водные ресурсы;
- лесное хозяйство;
- транспорт;
- дорожное хозяйство;
- общеэкономические вопросы;
- топливно-энергетический
- исследование и использование космического пространства;
- воспроизводство минерально-
- связь и информатика;
- прикладные научные исследования в области национальной экономики;
- другие вопросы в области национальной экономики.
5) жилищно-коммунальное
- благоустройство;
- прикладные научные
- жилищное хозяйство;
- коммунальное хозяйство;
- другие вопросы в области
жилищно-коммунального
6) охрана окружающей среды:
- сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
- охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
- прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
- экологический контроль;
- другие вопросы в области охраны окружающей среды.
7) образование:
- дошкольное образование;
- общее образование;
- начальное профессиональное
- среднее профессиональное образование;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
- высшее и послевузовское
- молодежная политика и
- прикладные научные
- другие вопросы в области образования.
8) культура, кинематография, средства массовой информации:
- культура;
- кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства;
- прикладные научные
- другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.
9) здравоохранение, физическая культура и спорт:
- стационарная медицинская
- медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
- скорая медицинская помощь;
- санаторно-оздоровительная
- заготовка, переработка,
- санитарно-эпидемиологическое
- физическая культура и спорт;
- прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
- другие вопросы в области
здравоохранения, физической
- и спорта.
10) социальная политика [2]:
- пенсионное обеспечение;
- социальное обслуживание
- социальное обеспечение
- охрана семьи и детства;
- прикладные научные
- другие вопросы в области социальной политики.
11) межбюджетные трансферты:
- дотации бюджетам субъектов
РФ и муниципальных образований
- субсидии бюджетам субъектов
РФ и муниципальных
- субвенции бюджетам субъектов
РФ и муниципальных
- иные межбюджетные трансферты;
- межбюджетные трансферты
Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного
характера, способны играть важную роль
в государственном
На основе выше изложенного необходим более детальный анализ состава и структуры федерального бюджета РФ.
ГЛАВА 2. Анализ состава и структуры федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2009 гг.
2.1 Краткая характеристика
финансовый система
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
- концентрация финансовых
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- упорядочивание
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами [17].
Бюджетная политика является ядром
экономической политики государства
и отражает все его финансовые
взаимоотношения с
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов [38].
Бюджетная политика
государства как часть
Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Появление одной
из основных особенностей федерального
бюджета вызвано сильной
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
Устойчивость бюджета с точки зрения, как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП. [40]
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
На протяжении всего периода реформ, цели, которые ставились, перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
Для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны в период с 2007 года по 2009 год были реализованы меры по следующим направлениям:
1. Модернизация бюджетного процесса.
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс РФ была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.