Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение, изучение сущности финансовой системы государства и совершенствования ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой системы государства;
- изучить и проанализировать структуру финансовой системы государства;
- рассмотреть федеральный бюджет как финансовый инструмент развития экономики и центральное звено финансовой системы государства;
- произвести анализ состава и структуры федерального бюджета РФ за ряд лет;
- указать основные тенденции развития и совершенствования финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Основы построения финансовой системы государства в трудах ученых экономистов и принципы ее функционирования
1.2 Звенья финансовой системы государства и их краткая характеристики
1.3 Федеральный бюджет - основополагающее звено финансовой системы государства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007-2009 гг
2.1 Краткая характеристика бюджетной политики РФ
2.2 Доходы федерального бюджета РФ: анализ состава и структуры
2.3 Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Важным элементом общегосударственных  финансов является государственный  кредит (не путать с кредитом коммерческих банков).

Государство, причем это характерно не, только для России, постоянно  испытывает большую потребность  в финансовых ресурсах, деньгах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают тех сумм расходов, которые государство должно или намеревается произвести. На покрытие бюджетного дефицита нужны дополнительные деньги. Самый легкий способ добыть дополнительные деньги - осуществить дополнительную эмиссию, т.е. напечатать нужную сумму. Но это ведет к инфляции, обесцениванию денег, росту цен, снижению покупательной способности зарплаты, пенсий, к недовольству населения и другим, нежелательным для населения и государства последствиям. Поэтому для привлечения дополнительных денег государство использует другой путь.

Для разрешения противоречия между  величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства  их удовлетворить за счет бюджета  Россия, как большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые  Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

- государственные краткосрочные  облигации (ГКО);

- облигации федерального займа (ОФЗ);

- облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций  государственного внутреннего долга - это мобилизация средств для  финансирования расходов, предусмотренных  Законом о федеральном бюджете на каждый год.

Государственный кредит, размещаемый  внутри страны, является внутренним кредитом. Если он размещается в других странах, то это - внешний кредит. Исходя из срока  привлечения средств займы делятся  на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов является следствием большой государственной задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок. При этом государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности внутри страны. Если говорить о российском государственном долге, то суммы его чрезмерно велики. По состоянию на 01.11.2010 г. сумма государственного внутреннего долга составляет 2 094,73 млрд. руб., а внешнего - 81 759,40 млн. долларов США. [40] Тенденция государственного долга идет в его снижению, но скорость его снижения не так уж и велика. Если учесть, что затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, то становится ясно, что значительная часть доходов государственного бюджета вынуждена направляться не на развитие экономики или социальные цели, а на возврат долга.

Огромный государственный долг современной России, как внутренний, так и внешний, может привести к дефолту - отказу от выполнения взятых ранее обязательств по погашению долга. Это происходит в том случае, когда вследствие проведения ошибочной финансовой политики сумма погашения долга намного превосходит имеющиеся возможности государства. Такое состояние отражает экономический и финансовый кризис в стране.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствуют их предупреждению.

Страхование - это особая социально-экономическая  структура, где объектом купли-продажи  выступает страховая защищенность.

Рассмотрим кратко функции, которые  выполняет страхование. Прежде всего, это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые берут на себя, на свою ответственность страховые компании. Страхование может быть добровольным либо обязательным.

Ведущая функция страхования - возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение физических лиц - граждан страны. Одна из функций страхования - предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Речь идет о реализации комплекса мер по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев.

Страхование, наконец, является важным средством формирования инвестиционного  потенциала страны. Финансовая емкость  российского страхового рынка весьма мала, а потому финансовые компании России еще не стали существенным источников инвестиций в экономику.

Среди звеньев финансовой системы  значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное  звено, поскольку фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг.

Основная задача фондовой рынка - обеспечение  процесса перелива капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его  особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитываются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Второй подсистемой финансовой системы России является финансы предприятий. Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

В общей структуре финансовых отношений  эта часть финансовой системы  занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это - реальный сектор экономики. Здесь создаются  материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных отношений:

- связанные с образованием уставного  фонда и распределением доходов;

- связанные с договорными обязательствами  с другими предприятиями (распределение  прибыли, инвестирование средств  в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

- складывающиеся у предприятий  со страховыми организациями,  различными страховыми фондами;

- с банками (ссуды, погашение  процента, пени и т.д.);

- с государственным бюджетом (налоги  и другие обязательные платежи, отчисления);

- с вышестоящими структурами.

Под механизмом управления финансами  понимается система организационно-экономических  и правовых мер регулирования  финансовой системы страны. Он включает три составляющие: мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов, правовое регулирование финансовой системы и контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.

Мониторинг за состоянием финансов страны проводится высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание, его две палаты и др.) [33]

Рассмотрим более подробно федеральный  бюджет, как основное звено финансовой системы Российской Федерации.

1.3 Федеральный бюджет - основополагающее  звено финансовой системы государства

Для выполнения государством своих  функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития [7].

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона [14].

Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Федеральный бюджет - форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств РФ [2].

Федеральный бюджет характеризуется  следующими чертами:

- С помощью федерального бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами РФ и  иными сферами.

- Отличительной чертой федерального  бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

- Формирование и использование  федерального бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов власти.

Федеральному бюджету, как и  всей системе финансов, присущи две  функции - распределительная и контрольная.

1. С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную  и непроизводственную сферы, межтерриториальное  и межотраслевое распределение  финансовых ресурсов, формируются  фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств, в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

2. Основу контрольной функции  составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует в основном  три цели: мобилизацию денежных средств, для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Роль федерального бюджета в  социально-экономическом развитии общества заключается в следующих направлениях:

- Федеральный бюджет играет  важную роль в решений социальных  проблем. Бюджетные средства в  совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой  базой осуществления социальных  преобразований, перехода на более  высокий уровень социального обслуживания населения страны.

- На современном этапе развития  экономики федеральный бюджет  становится одним из основных  инструментов государства в проведении  экономической политики. Планируя  бюджетные доходы и расходы,  государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической политики, преодоление экономического кризиса.

- Федеральный бюджет является  инструментом воздействия на  развитие экономики.

- Федеральный бюджет играет  важную роль в выравнивании  экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходов  и расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [2].

Подробная структура доходов бюджета  представлена в классификации доходов  бюджетов РФ. Классификация показывает источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов объединяющих конкретные виды доходов и способы их получения. Всего выделено три группы доходов бюджета.

1. Налоговые доходы.

2. Неналоговые доходы.

3. Безвозмездные и безвозвратные  перечисления.

Несмотря на тот неоспоримый  факт, что без доходов невозможно произвести расходы, в государственном  финансовом хозяйстве бюджетные  расходы имеют первостепенное значение. Осуществляя расходы, государство  реализует свои функциональные обязанности - удовлетворяет общественные потребности. Бюджетные доходы - это средство для достижений цели государственного финансового хозяйства, а бюджетные расходы - это стоимостная оценка общественных благ, основная цель и мотив государственного финансового хозяйства.

Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - величину.

Классификация расходов бюджетов:

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя  бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов:

3) кода классификации операций  сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета  субъекта РФ, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов [2].

Едиными для бюджетов бюджетной  системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

- функционирование Правительства  РФ, высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ, местных администраций;

Информация о работе Финансовая система РФ