Фирма как рыночный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:
1. Исследовать специфику организации фирмы как субъекта экономики при определении её целей, движущих мотивов и задач;
2. Анализ показателей эффективности деятельности фирмы и характеристика её финансового положения;
3. Определить возможности роста экономического потенциала фирмы;
4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;
5. Охарактеризовать возможные факторы и условия повышения работы фирм.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik1.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

 

 «» 
 
 
 

Факультет экономики, управления и бизнеса 

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  работа  

по  дисциплине "Экономика" 

Тема:

«Фирма как рыночный институт» 
 
 
 
 
 

  Выполнил: 

Проверил:

______________________________

______________________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар - 2011 
 
 
 

  Введение   

  Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

  Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики  на микроуровне характеризуется  таким понятием, как предпринимательская  деятельность. Субъектом предпринимательской  деятельности выступает фирма.

  В наиболее односложном понимании фирма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью получения прибыли.

  Столь подробное определение дано, поскольку  темой данной курсовой работы выступает: «Фирма как основной субъект рыночной экономики. Показатели эффективности  работы фирмы»

  Актуальность  темы обусловлена тем, что изучение закономерностей трансформации  такого экономического института как  фирма дает возможность ответить на ряд вопросов, значимых с точки  зрения понимания существа происходящих в экономике Приднестровской  Молдавской Республики процессов и  определения границ экономического сектора, внутри которого лежит область  принятия реальных экономических решений.

  Систематическое отсутствие достижения среднесрочных  и даже краткосрочных целей, формулируемых  в рамках каждой из очередной версий экономической политики нашей республики в течение последнего десятилетия, свидетельствует о слабой теоретической  проработке проблем, связанных с  фундаментальными институциональными свойствами приднестровской экономики.

  Невнятная социально-экономическая политика, «социальной направленности», хорошо демонстрирует тот факт, что внутренняя логика, определяющая направление, формы  и скорость трансформаций приднестровского общества, до сих пор в лучшем случае до конца не осознана, а в  худшем - осознана, но используется для  обслуживания интересов далеко не самых  перспективных социальных групп.

  Системное представление трансформаций экономических  институтов позволяет выявить обычно остающийся в тени факт:

  - отдельные поведенческие реакции  предприятия, фирмы, каждая из  которых, возможно, адаптивна по  отношению к конкретным «раздражителям»  экономической среды, в своей  совокупности ведут предприятие  или фирму не к адаптации к «окружающей экономической среде», а, напротив, к «выпадению» из нее.

  Таким образом, теоретическое обоснование  роли фирмы, как субъекта рыночной экономики  в свете современных экономических  воззрений 

  является  важной, современной и значимой темой.

  Исходя  из актуальности темы, сформулирована основная цель курсовой работы – исследование деятельности, эффективности и проблем  фирмы как основного субъекта рыночной экономики.

  Для достижения поставленных целей необходимо решить комплекс следующих задач:

  1. Исследовать специфику организации  фирмы как субъекта экономики  при определении её целей, движущих  мотивов и задач;

  2. Анализ показателей эффективности деятельности фирмы и характеристика её финансового положения;

  3. Определить возможности роста  экономического потенциала фирмы;

  4. Выявление проблем функционирования фирм и развития предпринимательства в отечественной экономике;

  5. Охарактеризовать возможные факторы  и условия повышения работы  фирм.

  Объектом  исследования выступает функционирование института фирмы в современной  рыночной экономике. Предметом является оценка экономических категорий  и показателей, характеризующих  деятельность фирмы в условиях рынка.

  Тема  курсовой работы является достаточно разработанной. Можно отметить в  этой связи работы отечественных  экономистов P.M. Нуреева, Е.С. Балабанова, А.В. Ермишина, и многих других.

  Структурно  работа состоит из введения, основной части – трех глав, заключения и  библиографического списка. 
 

1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ  МОТИВЫ, МЕСТО И  ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ 
 
 

1.1. Фирма как субъект  современного рыночного  хозяйства 
 

     Предпринимательская  деятельность,  или  предпринимательство   –   этоинициативная,   самостоятельная   деятельность    лиц    или    предприятия,направленная на получение прибыли  или  личного  дохода,  осуществляемая насвой риск и под свою имущественную ответственность.

     Предпринимательство  допускается   в   любой   отрасли   хозяйственнойдеятельности, не запрещенной законом:  промышленности,  сельскомхозяйстве, торговле, бытовом  обслуживании,  юридической,  издательской,банковской  и консультационной деятельности, в сфере операций с ценнымибумагами и  т.  д. Основными сферами предпринимательской  деятельностиявляются:  производство (продукции, услуг),  коммерция  (торговля)  икоммерческое  посредничество. Следовательно,    предпринимательство    – это    организация    полезной производственной деятельности,  направленной на  производство  товаров  или оказание услуг. Основу предпринимательскойдеятельности составляет та или  иная форма собственности: частная,акционерная, государственная, кооперативная.Субъектамипредпринимательской деятельности выступают физические  лица(собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты. 

     Предприниматель (собственник)  берет  на  себя  инициативу  соединенияресурсов земли, труда и капитала в единый процесс  производства  товара  илиуслуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет  труднуюзадачупринятия  основных   решений   в   процессе   веденияпредпринимательства.Предприниматель реализует свой деловой  интерес(получение прибыли)  черезноваторство,  стремясь  вводить  в  дело  накоммерческой   основе   новыепроизводственные технологии, новые формыорганизации бизнеса, новые  товары.Кроме  того,  его   деловой   интерес реализуется   через   риск,   причемпредприниматель  рискует  не  только своим  временем,  трудом   и   деловойрепутацией, но и вложеннымисредствами.

     Наемные работники свой деловой интерес (получение  доходов)реализуютчерез выполнение должностных обязательстввпредприниматель-ской  фирме наконтрактной основе.  Они являютсяравноправными  участни-ками  отношений спредпринимателями. Заключаядоговор, и наемные работники, и  предпринимателиделают  свой   выбор,  идут   на   экономи-ческий   риск,   несут   взаимнуюответственность  занарушение  условий со-глашения.  Наемные работники современем самимогут стать собственниками  путем  приобретения  акций  даннойфирмы илиоткрытия своего дела.

     Итак, предпринимательством могут заниматься и  отдельные  граждане,  иколлектив людей (предприятие),  и  государство.  Отсюда  два  основных  видапредпринимательства: индивидуальное и коллективное.

     Индивидуальный   предприниматель   несет   полную   и неограничен-нуюответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а вкритических ситуациях оно может быть даже конфисковано.

     Индивидуальный  предприниматель  имеет  право  создавать  предприятия;самостоятельно определять  профиль  своей  деятельности  и  производственнуюпрограмму;  приобретать  имущество  или  имущественные  права,  использоватьимущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять  работников;получать кредит  и  открывать  счет  в  банке;  самостоятельно  распределятьприбыль  от  предпринимательской  деятельности,  оставшуюся   после   уплатыподоходного налога; осуществлять операции с валютой.

     Таким образом, индивидуальный предприниматель  единолично принимает всерешения  по   производственно-хозяйственной   деятельности.Преимуществамииндивидуального  предпринимательства  являютсяминимальный   контроль   состороны государства (это  позволяет  самостоятельно  распределять  прибыль),мобильность действий  предпринимателя  (это  дает  возможность  менять  видыдеятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный  предпринимательплатит только подоходный налог).

     В    коллективном    предпринимательстве    хозяйственные     операцииосуществляются коллективным  субъектом.  Для  этого  образуетсяпредприятие(общество).

      Предпринимательская   деятельность   в   любой   сфере    регулируетсягосударством  через  механизм  финансовой  системы  (через  налоги,  кредиты,страхование  и т.  п.).  В  то  же  время   она  опирается  на  правовую  базунезависимо   от   видов   предпринимательской   деятельности   и   от   формсобственности.

     В современных условиях предпринимательская деятельность – этосредствоне только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромноестремлениемногих людей  начать  свое  дело.  Конечно,  не  любое деловоепредприятиеприносит успех. Более 50% новых фирм  закрываются  в  первый  же  год  своейдеятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другаястатистика:  90%всех американских миллионеров  (их  около  2  млн.  человек)  обязаны  своимсостоянием созданию собственной фирмы.

     Функционирование  современного  предпринимательства   невозможнобезблагоприятного  социально-экономического  климата,  которыйформируется   врезультате целенаправленных усилий государства. Онха-рактеризуется:

    1. стабильностью государственной экономической и социальнойполитики,направленной на поддержку предпринимательства;

    2.  льготным  налоговым режимом,  который способствует   притоку   впредпринимательскую сферу финансовых средств;

    3.  развитием инфраструктуры  предпринимательства:  инновационныхивнедренческих  центров;  специальных   фирм,   оказывающих   помощьначинающим предпринимателям; консультационных центров повопросамуправления,  маркетинга, рекламы;   курсов   и   школподготовкипредпринимателей;

    4.   созданием    эффективной    системы    защиты    интеллектуальнойсобственности,  формированием позитивного отношения общества   кпредпринимательской деятельности.

     В   условиях    благоприятного    социально-экономического    климата,поддерживаемого  государством, предприниматель не  рассматривает  вкачествепервоочередной задачи мгновенное  увеличение  прибыли,  а  намечает  путь  кбудущим  структурным  сдвигам   и   дальнейшемурас-ширению   производства.Предпринимательские  инициативы  деловых  людейпри  поддержке  государстваспособствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики. 
 

1.2. Организационно - правовая  классификация фирм 
 

     Общество  с ограниченной ответственностью

     Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называетсяучрежденноеодним  или  несколькими  лицами  коммерческое  юридическоелицо,   уставныйкапитал которого разделен на доли. Их  размеры определенв  учредительныхдокументах. Участники общества с ограниченнойответ-ственностью  не  отвечаютпо его обязательствам  и несут риск  убытков,  связанных с деятельностьюобщества, в пределах  стоимости  внесенных  имивкладов.  В  то  же  времяколичество голосов участников на общем собранииопределяется  по  принципу«один участник - один голос», если иное не былоустановлено  учредительнымидокументами.

Информация о работе Фирма как рыночный институт