Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:41, доклад
Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
Введение 2
1 Сущность фирмы и ее типы 3
1.1 Фирма и предприятие 3
1.2 Место фирмы в предпринимательстве 5
1.3 Цели деятельности фирмы 10
1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы 12
2 Фирма в условиях конкуренции 15
2.1 Общая характеристика рыночных структур 15
2.2 Фирма в условиях чистой конкуренции 17
2.3 Фирма в условиях чистой монополии 18
2.4 Монополистическая конкуренция и фирма 22
2.5 Поведение фирмы в условиях олигополии 23
3 Предпринимательский потенциал России 25
3.1 Характерные черты предпринимательского потенциала России 25
3.2 Факторы и перспективы развития 28
Заключение 30
Список используемых источников 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика» на тему:
«Фирма как экономический субъект»
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Введение
1 Сущность фирмы и
ее типы
2 Фирма в условиях
конкуренции
2.1 Общая характеристика
рыночных структур
2.2 Фирма в условиях
чистой конкуренции
2.3 Фирма в условиях
чистой монополии
2.4 Монополистическая
конкуренция и фирма
2.5 Поведение фирмы
в условиях олигополии
3 Предпринимательский
потенциал России
3.1 Характерные черты
предпринимательского
3.2 Факторы и перспективы
развития
Заключение
Список используемых
источников
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
1 СУЩНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ТИПЫ
1.1 Фирма и предприятие
«Фирма» и «предприятие» кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В табл. 1 сопоставляются типовые характеристики основных форм индивидуальных и коллективных фирм в России.
Таблица 1- Сравнительные характеристики форм индивидуального и коллективного предпринимательства в РФ
Критерии |
Организационно- правовая форма | ||
индивидуальный предприниматель |
хозяйственное товарищество |
хозяйственное общество | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Простота создания |
Для регистрации необходимо получение соответствующей лицензии |
Создается на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами; требуется государственная рецензия |
Учреждается на основании устава, утвержденного учредителями; требуется государственная регистрация |
Контроль над деятельностью |
Предприниматель полностью контролирует деятельность |
Полное товарищество: контроль осуществляют участники, каждый из которых имеет равную степень контроля, если в учредительном договоре не предусмотрены иные условия. Товарищество на вере (коммандитное) полные товарищи контролируют деятельность, а вкладчики (коммандитисты) не принимают участие в управлении фирмой |
Владение и управление деятельностью разделены: индивидуальные держатели акций в обществе открытого типа не участвуют в принятии текущих решений по управлению; в акционерном обществе закрытого типа владельцы чаще всего принимают участие в управлении фирмой |
Ответственность владельцев |
Предприниматель несет неограниченную персональную ответственность за свой бизнес |
Полное товарищество:
участники несут |
Ответственность акционеров ограничена размерами их вкладов |
Налогообложение |
Прибыль и убытки выпадают непосредственно на предпринимателя; доход облагается по ставкам подоходного налога |
Прибыли и убытки
распределяются между участниками;
прибыль облагается по ставкам налога
на прибыль; участники делят прибыль
и убытки пропорционально их долям,
если учредительным договором |
Прибыль облагается налогом по ставкам налога на прибыль |
Ликвидность инвестиций |
Как правило, предприниматель должен продать свою фирму, чтобы получить обратно вложенный капитал |
Выбывающему участнику выплачивается стоимость его доли в имуществе товарищества |
Общество открытого типа: акционеры могут продавать свои акции на рынке без согласия других акционеров; общество закрытого типа: акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества для получения обратно вложенного капитала |
Продолжительность существования |
Может быть ограничена продолжительностью жизни владельца |
Зависит от условий соглашения между полными товарищами |
Не ограничена |
1.2. Место фирмы в предпринимательстве
Первоначально слово «фирма» (от ит. Firma — подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма-элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.
В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.
В России фирмы могут создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы. В таблице 2. приведены основные организационно-правовые формы коммерческих организаций и некоторые наиболее существенные особенности их создания и функционирования согласно Гражданскому кодексу РФ.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.
Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивам действия.
В-третьих, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.
Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка - о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов.
Фирмы возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.
Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.
Рыночные (внешние)
и внутрифирменные трансакции тесным
образом связаны между собой.
Их соотношение детерминирует
В этом аспекте выделяет следующие существенные моменты.
Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов. Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем: