Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:41, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

Содержание

Введение 2
1 Сущность фирмы и ее типы 3
1.1 Фирма и предприятие 3
1.2 Место фирмы в предпринимательстве 5
1.3 Цели деятельности фирмы 10
1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы 12
2 Фирма в условиях конкуренции 15
2.1 Общая характеристика рыночных структур 15
2.2 Фирма в условиях чистой конкуренции 17
2.3 Фирма в условиях чистой монополии 18
2.4 Монополистическая конкуренция и фирма 22
2.5 Поведение фирмы в условиях олигополии 23
3 Предпринимательский потенциал России 25
3.1 Характерные черты предпринимательского потенциала России 25
3.2 Факторы и перспективы развития 28
Заключение 30
Список используемых источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

1 СУЩНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ТИПЫ.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

  УНИВЕРСИТЕТ  ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика» на тему:

«Фирма как экономический субъект»

 

 

 

                                                     Выполнила: Столярова Антонина Анатольевна

                                       Студентка группы: 1-ВЗ-42С                                                 

                                           Шифр зачетной книжки: 1323206                                                  

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                   2

1 Сущность фирмы и ее типы                                                                                 3   

    1. Фирма и предприятие                                                                                        3
    2. Место фирмы в предпринимательстве                                                           5
    3. Цели деятельности фирмы                                                                             10
    4. Важнейшие показатели эффективности фирмы                                          12 

2 Фирма в условиях  конкуренции                                                                       15

2.1 Общая характеристика  рыночных структур                                                15

2.2 Фирма в условиях чистой конкуренции                                                       17

2.3 Фирма в условиях  чистой монополии                                                          18

2.4 Монополистическая  конкуренция и фирма                                                22

2.5 Поведение фирмы  в условиях олигополии                                                 23

3 Предпринимательский  потенциал России                                                      25

3.1 Характерные черты  предпринимательского потенциала  России             25

3.2 Факторы и перспективы  развития                                                                 28

Заключение                                                                                                            30

Список используемых источников                                                                      33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                На протяжении последних полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

            Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ФИРМЫ  И ЕЕ ТИПЫ

1.1 Фирма и предприятие

              «Фирма» и «предприятие» кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм.

           Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

            При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и  сферы деятельности, в которых  она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

             В табл. 1 сопоставляются типовые характеристики основных форм индивидуальных и коллективных фирм в России.

            Таблица 1- Сравнительные характеристики форм индивидуального и коллективного предпринимательства в РФ

Критерии

Организационно- правовая форма

индивидуальный  предприниматель

хозяйственное товарищество

хозяйственное общество

1

2

3

4

Простота создания

Для регистрации  необходимо получение соответствующей лицензии

Создается на основании  учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами; требуется  государственная рецензия

Учреждается на основании  устава, утвержденного учредителями;

требуется государственная  регистрация

Контроль над  деятельностью

Предприниматель полностью  контролирует деятельность

Полное товарищество: контроль осуществляют участники, каждый из которых имеет равную степень  контроля, если в учредительном договоре не предусмотрены иные условия.

Товарищество на вере (коммандитное) полные товарищи контролируют деятельность, а вкладчики (коммандитисты) не принимают участие в управлении фирмой

Владение и управление деятельностью разделены: индивидуальные держатели акций в обществе открытого  типа не участвуют в принятии текущих  решений по управлению; в акционерном  обществе закрытого типа владельцы  чаще всего принимают участие  в управлении фирмой

Ответственность владельцев

Предприниматель несет  неограниченную персональную ответственность  за свой бизнес

Полное товарищество: участники несут ответственность  за свой бизнес принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере: полные товарищи несут неограниченную ответственность, а вкладчики (командитисты) ответственны только в пределах своих вкладов

Ответственность акционеров ограничена размерами их вкладов

Налогообложение

Прибыль и убытки выпадают непосредственно на предпринимателя; доход облагается по ставкам подоходного  налога

Прибыли и убытки распределяются между участниками; прибыль облагается по ставкам налога на прибыль; участники делят прибыль  и убытки пропорционально их долям, если учредительным договором непредусмотрены другие условия

Прибыль облагается налогом по ставкам налога на прибыль

Ликвидность инвестиций

Как правило, предприниматель  должен продать свою фирму, чтобы  получить обратно вложенный капитал

Выбывающему участнику  выплачивается стоимость его

доли в имуществе  товарищества

Общество открытого  типа: акционеры могут продавать свои акции на рынке без согласия других акционеров; общество закрытого типа: акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества для получения обратно вложенного капитала

Продолжительность существования

Может быть ограничена продолжительностью жизни владельца

Зависит от условий  соглашения между полными товарищами

Не ограничена


 

1.2. Место  фирмы в предпринимательстве

             Первоначально слово «фирма» (от ит. Firma — подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма-элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.

             В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

             По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.

               В России фирмы могут создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы. В таблице 2. приведены основные организационно-правовые формы коммерческих организаций и некоторые наиболее существенные особенности их создания и функционирования согласно Гражданскому кодексу РФ.

             Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

             Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

             Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы - это общность людей, объединенных едиными мотивам действия.

             В-третьих, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов.           Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.

              Можно выделить следующие виды трансакционных затрат: поиск информации о состоянии рынка - о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов.  

            Фирмы возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

              Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный  размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.

             В этом аспекте выделяет следующие существенные моменты.

  1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
  2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. Значит должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
  3. Цена реализации одного или более факторов производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.

            Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов. Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

  1. ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;
  2. менее склонен предприниматель делать ошибки и тогда рост их числа уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;
  3. больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Информация о работе Фирма как экономический субъект