Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:41, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

Содержание

Введение 2
1 Сущность фирмы и ее типы 3
1.1 Фирма и предприятие 3
1.2 Место фирмы в предпринимательстве 5
1.3 Цели деятельности фирмы 10
1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы 12
2 Фирма в условиях конкуренции 15
2.1 Общая характеристика рыночных структур 15
2.2 Фирма в условиях чистой конкуренции 17
2.3 Фирма в условиях чистой монополии 18
2.4 Монополистическая конкуренция и фирма 22
2.5 Поведение фирмы в условиях олигополии 23
3 Предпринимательский потенциал России 25
3.1 Характерные черты предпринимательского потенциала России 25
3.2 Факторы и перспективы развития 28
Заключение 30
Список используемых источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

1 СУЩНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ ТИПЫ.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

              Следует отметить, что единой модели олигополии не существует. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Существуют две главные причины того, почему трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии. 

     Прежде всего, это тот факт, что олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, а это мешает выработке одного обобщенного объяснения или модели того, как олигополия определяет цену и объем производства. Важен также и элемент всеобщей взаимозависимости, который осложняет ситуацию, а неспособность фирмы предсказывать с уверенностью ответные действия ее конкурентов делает фактически невозможным оценить спрос и предельный доход, с которыми сталкивается олигополист. При этом, однако, можно выделить две основные черты олигополистического ценообразования: олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, они изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии; если же олигополистические цены изменяются, то, вероятно, что фирмы изменяют свои цены все вместе: олигополистическое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору при назначении и изменении цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

3.1 Характерные  черты предпринимательского потенциала  России

               С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого

класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е  гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

             С другой стороны, многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметно доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной и характерных черт переходной экономики России является тесно переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельность частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства  во всем мире. В России насчитывается  лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны.

              Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической Моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомо-нополированной экономике.

               Одна часть этих кадров сумела зваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительства государственных чиновников.

               Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

                В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно.

                К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

3.2 Факторы  и перспективы развития

              Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на ряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

                Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

                Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных  предприятиях новой культуры отношений  между работниками, многие из которых  стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами  своих прав и обязанностей.

                В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

                 В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.  

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              В развитой экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

              В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

             Сущность экономической эффективности фирмы трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение экономической эффективности фирмы должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

             Итоги всего написанного выше таковы. Подведем это все под пункты всего написанного т.е.

1) В рыночной экономике важнейшие решения – что, как, и для кого производить – принимается частными фирмами. Главным, что определяет их решения, является спрос потребителей, а также особенности рыночной структуры отрасли и предложение аналогичных товаров со стороны конкурентов.

2) Для фирм в рыночной экономике характерно множество форм собственности: индивидуальные частные компании, партнерство, корпорации.

3) Главным преимуществом корпорации является ограниченная ответственность держателей акции.

4) Важнейшие функции фирмы – определение и удовлетворение нужд потребителей; организация производства; участие в распределение общественного дохода; инвестиции в реальный капитал.

5) Главная цель компании любой формы собственности – получение максимально возможной прибыли. Максимизация прибыли сопровождается выпуском оптимально количества готовой продукции.

6) Прибыль есть разница между валовым доходом, получаемым фирмой и ее издержками. Расчетная прибыль часто может не совпадать с экономической (истинной) прибылью фирмы.

7) Формирование прибыли фирмы тесно связано с рыночной структурой отраслей.

8) Различают несколько важнейших типов рыночных структур:

o  Совершенная конкуренция;

o  Чистая монополия;

o  Монополистическая конкуренция.

9) Совершенная конкуренция характерна для отраслей, в которых большое число компаний производит стандартизованный продукт. Доля выпуска каждой отдельной фирмы в обмен объеме отраслевого производства крайне мала, и фирма не может влиять на рыночную цену продукции.

10) Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена для отдельного производителя задана, валовой доход фирмы на таком рынке прямо пропорциональна росту выпускаемой продукции.

11) Динамика издержек фирмы при всех условиях связано с законом убывающей предельной производительности факторов производства, валовые издержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции и валовой доход.

12) Динамика валового дохода и издержки производства определяет движение прибыли. Уровень производства, при котором валовые издержки равны валовому доходу, называют точкой перелома.

13) Деятельность фирмы экономически оправдана при тех объемах производства, которые лежат между точками перелома, т.к. только в этом случае она получает положительную экономическую прибыль.

14) В условиях совершенной конкуренции постепенно устанавливается долгосрочное равновесие фирмы. Оно подразумевает отсутствие экономической прибыли у фирм в отрасли и достигается тогда, когда производители могут лишь покрыть свои издержки, включающие среднюю прибыль на вложенный капитал.

15) Производители могут этого добиться лишь при таком объеме производства, которой обеспечивает им минимум затрат на единицу продукции. Если какие – то фирмы функционируют при более высоких издержках; то терпят банкротство и покидают рынок.

16) Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять на цену продукции. Валовой доход фирмы – монополиста не увеличивается пропорционально росту произведенной и проданной продукции.

17) Валовой доход такой фирмы, получаемый при разных ценах на товар, зависит от рыночной спроса на него. Общая закономерность такова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет а потом снижается.

18) Поскольку главная цель фирмы – максимизация прибыли, то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, при котором валовой доход растет теми же темпами, что и издержки. Этот уровень производства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигается максимальный доход.

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

1. Котерова, Н. П. Микроэкономика: учебное пособие / Н. П. Котерова. – М.: Академия, 2008.

2. Артамонов, В. С. Микроэкономика: учебное пособие / В. С. Артамонов, С. А. Иванов,   А. И. Попов. - СПб.: Питер, 2009.

Информация о работе Фирма как экономический субъект