Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:41, доклад
Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
Введение 2
1 Сущность фирмы и ее типы 3
1.1 Фирма и предприятие 3
1.2 Место фирмы в предпринимательстве 5
1.3 Цели деятельности фирмы 10
1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы 12
2 Фирма в условиях конкуренции 15
2.1 Общая характеристика рыночных структур 15
2.2 Фирма в условиях чистой конкуренции 17
2.3 Фирма в условиях чистой монополии 18
2.4 Монополистическая конкуренция и фирма 22
2.5 Поведение фирмы в условиях олигополии 23
3 Предпринимательский потенциал России 25
3.1 Характерные черты предпринимательского потенциала России 25
3.2 Факторы и перспективы развития 28
Заключение 30
Список используемых источников 33
Объяснение необходимости существования фирмы как институциональной структуры только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся его организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т.е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.
Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.
Здесь уместно дать еще одно определение фирмы -хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности. Это определение дополняет сказанные выше.
Таблица 2- Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Форма коллективного предпринимательсва |
Разновидности юридических лиц, их характеристика | |||
1 |
2 | |||
Хозяйственные товарищества |
Полные товарищества |
Товарищества на вере (коммандитные) | ||
Участники (полные
товарищи) в соответствии с заключенным
между ними договором занимаются
предпринимательской |
Участники такого товарищества
состоят из полных товарищей и
одного или нескольких участников-вкладчиков( | |||
Хозяйственные общества |
Общество с ограниченной ответственностью |
Общество с дополнительной ответственностью |
Акционерное общество открытого типа |
Акционерное общество закрытого типа |
Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов |
Участники общества солидарно несут субсидиарную ответств енность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами |
Участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Общество вправе Проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу |
Акции общества распространяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц | |
Хозяйственное дочернее общество |
Зависимое хозяйственное общество | |||
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом) |
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью | |||
Производственный кооператив (артель) |
Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность. Число членов не должно быть менее пяти. Кооператив не вправе выпускать акции | |||
Государственные и муниципальные унитарные пред- приятия |
Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения |
Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие | ||
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления |
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно
в государственной или |
1.3 Цели деятельности фирмы
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.
Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:
1) деятельность
фирмы описывается ее
2) фирма выбирает
комбинацию факторов с
Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический - связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице 3.
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена.
Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Таблица 3- Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом Местная община Держатели акций Кредиторы Потребители Управляющие Работники наемного труда |
Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание власти Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов Благосостояние общины Рост доходов Рост стоимости акций Стабильность доходов Справедливые цены Обеспечение выбора Удовлетворение потребностей Рост доходов Профессиональный интерес Занятость Уровень оплаты Досуг Условия труда Удовлетворение от работы |
1.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы
Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа. Таковыми могут быть.
1. Стратегические
цели. Необходимо сравнить
Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.
2.Тактические цели.
Руководство контролирует
3. Задачи планирования.
Необходимо сопоставить
4.Прочие цели
руководства. Переговоры с
Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги — через готовые сделки — превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.
На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.
Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.
К этим показателям относятся:
- рентабельность всего капитала (активов) фирмы
PA=П/А (1.4.1)
где П — прибыль; А — капитал (активы) фирмы — совокупность
всех средств;
- оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы
Ro=Q/A (1.4.2)
где Q — объем реализованной продукции;
- издержки на единицу реализованной продукции
S = И/Q (1.4.3)
где И — общие издержки;
- рентабельность производства
Р = П/ Ф, (1.4.4)
где Ф — среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.
Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.
Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров».
Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.
Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.
2 ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Общая
характеристика рыночных
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Характеристика структуры рынка дает возможность сформулировать теорию предложения теорию максимизации прибыли. Итак, структура рынка — это характерные основные черты рынка, к числу которых относятся: 1) количество и размеры фирм; 2) степень сходства или различий товаров разных фирм; 3) легкость входа и выхода с конкретного рынка; 4) доступность рыночной информации.
Чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции, обратимся к рассмотрению четырех типов рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.
Чистая монополия — рыночная структура, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющим субститутов. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль.
Это полярные рыночные структуры. Между ними существуют как бы промежуточные состояния, к числу которых относятся монополистическая конкуренция и олигополия.
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, состоящая из множества фирм, выпускающих неоднородную продукции, характеризуется свободным входом и выходом.
Олигополия — рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.
Таблица 4- Характеристика рыночных структур
Характеристика структуры | ||||||
Модель рынка |
Число фирм |
Характер продукции |
Условия вступления в отрасль |
Контроль над ценой |
Доступность информации |
Отрасли |
Совершенная конкуренция |
Очень Большое число фирм |
Однородная |
Очень легкие |
Отсутствует |
Равный |
Сельское хозяйство |
Монополистическая конкуренция |
Много |
Разнородная |
Сравнительно легкие |
Некоторый но ограничений |
Некоторые ограничения |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Олигополия |
Несколько |
Однородная или разнородная |
Возможные препятствия |
Ограниченный взаимной зависимостью |
Þ |
Производство стали, автомобилей, сигарет |
Монополия |
Одна |
Уникальная |
Блокировано |
Значительный |
Þ |
Местные предприятия общественного значения |