Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на ми-ровой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности обеспокоены правительства и промышленные круги любой страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Исследование конкурентных стратегий предприятий–экспортеров…….5
1.1 Понятие и сущность конкурентных стратегий……………………….5
1.2 Базовые конкурентные стратегии предприятий–экспортеров Майкла Портера…………………………………………………………………..7
1.3 Конкурентные стратегии Мишеля Трейси и Фреда Вирсема………..11
1.4 Роль компании на зарубежном рынке и соответствующие ей конкурентные стратегии………………………………………………………14
2. Анализ экспортных стратегий предприятий–экспортеров легкой промышленности РБ………………………………………………………………….20
2.1. Современное состояние легкой промышленности Республики Бела-русь……………………………………………………………………….20
2.2. Анализ мирового рынка легкой промышленности…………………...23
2.3. Внешнеэкономическая деятельность белорусских предприятий–экспортеров……………………………………………………………...26
2.4. Мероприятия по реализации экспортных конкурентных стратегий белорусских предприятий–экспортеров…………………………………..29
3. Направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности……………………..33
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемых источников………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 159.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках (на примере предприятий легкой промышленности Республики Беларусь)

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы   МЭ –41                               ______________  А.С. Гатилов

 

 

Научный руководитель

ассистент                                                         ______________ О. А. Казаков

 

 

 

 

Гомель 2013

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Исследование конкурентных стратегий предприятий–экспортеров…….5
    1. Понятие и сущность конкурентных стратегий……………………….5
    2. Базовые конкурентные стратегии предприятий–экспортеров Майкла Портера…………………………………………………………………..7
    3. Конкурентные стратегии Мишеля Трейси и Фреда Вирсема………..11
    4. Роль компании на зарубежном рынке и соответствующие ей конкурентные стратегии………………………………………………………14
  2. Анализ экспортных стратегий предприятий–экспортеров легкой промышленности РБ………………………………………………………………….20
    1. Современное состояние легкой промышленности Республики Беларусь……………………………………………………………………….20
    2. Анализ мирового рынка легкой промышленности…………………...23
    3. Внешнеэкономическая деятельность белорусских предприятий–экспортеров……………………………………………………………...26
    4. Мероприятия по реализации экспортных конкурентных стратегий белорусских предприятий–экспортеров…………………………………..29
  3. Направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности……………………..33

Заключение………………………………………………………………….37

Список используемых источников………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности обеспокоены правительства и промышленные круги любой страны.

Процесс интеграции Республики Беларусь в мировую экономику сопровождается многими трудностями. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно–тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако, несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот Республики Беларусь со странами с развитой рыночной экономикой растет, что говорит о развитии и укреплении торгово–экономических связей с этими крупнейшими партнерами. Не опираясь на мировой опыт в вопросах конкурентоспособности, Республика Беларусь сегодня не сможет успешно конкурировать на мировом рынке.

Конечная цель фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности

товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм. Поэтому, для победы в конкурентной борьбе на международном рынке, любая фирма обязана разработать стратегию конкурентной борьбы и строго ей придерживаться.

 Целью данной курсовой  работы является систематизация  и обобщение основных данных  по теме «конкурентные стратегии на мировых рынках», анализ конкурентных стратегий предприятий–экспортеров легкой промышленности Республики Беларуси, и на основе этих данных, составление направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности.

Объектом данного исследования является конкурентные стратегии предприятий на мировом рынке. Объектом – формирование конкурентных стратегий белорусский предприятий–экспортеров.

Теоретические аспекты конкурентных стратегий предприятий–экспортеров хорошо рассмотрены в трудах таких ученых, как Майкл Портер, Мишель Трейси, Фрэд Вирзема, Юданов А.Ю., Филипп Котлер, а также в трудах Олехнович Г.И. – белорусского ученого–экономиста. Полные статистические данные о деятельности белорусских предприятий легкой промышленности находятся в «Комплексной программой социально–экономического развития легкой промышленности Республики Беларусь» и на сайтах Национального банка Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь. Однако слабо освещены принятые конкурентные стратегии белорусских предприятий на мировом рынке.

В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты конкурентных стратегий на мировом рынке;

– рассмотреть виды конкурентных стратегий использующихся на мировом рынке;

– проанализировать деятельность белорусских предприятий экспортеров;

– выявить маркетинговые проблемы присущие деятельности белорусским экспортерам;

– выдвинуть предложения по совершенствованию экспортных стратегий белорусских предприятий экспортеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исследование  конкурентных стратегий предприятий–экспортеров

 

 

    1. Понятие и сущность конкурентных стратегий

 

 

Конкуренция – главный фактор, который определяет, станет компания успешной или потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности .[4]

Термин «стратегия» пришёл в бизнес из военной области. По мнению военных, стратегия – это часть военного искусства, определяющая общий характер вооружённой борьбы с целью достижения победы. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.

Стратегия – это оптимальный набор правил и приёмов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы. Существует множество моделей стратегического управления. Их делят в зависимости положения фирмы на рынке, географической концентрации и т.д. Определение стратегии фирмы зависит от ситуации, в которой находится компания. Стратегии делятся на портфельные, операционные, функциональные и конкурентные.

Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, – это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли – то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех конкурентных сил, которые должны и могут определять конкурентную борьбу в отрасли.

Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во–первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют.

Не все отрасли обладают равными возможностями для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность является также существенной составляющей прибыльности отдельной компании. Второй центральный момент в выборе стратегии – это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли.

Выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учетом обоих моментов, каждого в отдельности из них недостаточно. Даже если компания работает в весьма привлекательной отрасли, ее прибыль может оказаться недостаточно высокой из–за неверно выбранной конкурентной позиции. И наоборот, если компания, занимающая исключительную позицию на рынке, работает в совершенно недоходном бизнесе, все усилия по укреплению этой позиции могут оказаться бесплодными.

Оба момента, определяющие выбор стратегии конкуренции, динамичны по своей природе: привлекательность отрасли и прибыльность компании могут со временем изменяться, неприбыльные отрасли и компании становятся прибыльными и наоборот; то же касается и конкурентной позиции компании – она меняется, отражая непрекращающуюся борьбу соперников. Каким бы длительным ни был период стабильности на рынке, неожиданный конкурентный ход кого–нибудь из участников может разом дестабилизировать весь рынок. Деятельность отдельно взятой компании влияет как на доходность отрасли в целом, так и на ее конкурентную позицию, и поэтому выбор конкурентной стратегии является одновременно сложной и интересной проблемой. Несмотря на то что прибыльность отрасли в некоторой степени зависит от факторов, которые мало влияют на компании, тем не менее, избранная компанией стратегия может существенно сказываться на привлекательности отрасли, изменяя ее как в одну, так и в другую сторону. В то же время, выбрав ту или иную конкурентную стратегию, компания может тем самым укрепить или, наоборот, подорвать свою позицию. Выбор конкурентной стратегии не только определяется условиями отрасли, но также и сам является попыткой повлиять на эти условия.

Конкурентные преимущества по сути возникают из той стоимости, которую компания способна создать для своих потребителей и которая превышает затраты по ее созданию. Стоимость – это то, что покупатели готовы оплачивать: высокая стоимость обусловливается либо более низким уровнем цены по сравнению с ценой конкурентов на аналогичный продукт, либо предоставлением уникальных выгод, оправдывающих более высокую цену. Есть два основных типа конкурентных преимуществ: лидерство в издержках и дифференциация диверсифицированных фирм. Если компании удается создать взаимосвязи с бизнес–единицами, конкурирующими в смежных отраслях, это упрочивает ее конкурентные преимущества в отрасли, в которой она функционирует. Взаимосвязи между бизнес–единицами для диверсифицированных фирм являются главными факторами создания потребительной стоимости и тем самым закладывают основы самой стратегии.[5]

Первым основополагающим фактором прибыльности компании является притягательность отрасли. Конкурентная стратегия должна разрабатываться на основе всестороннего понимания правил конкурентной борьбы, которые и определяют привлекательность или прибыльность того или иного вида бизнеса. Конечная цель конкурентной стратегии состоит в том, чтобы овладеть этими правилами, а также – в идеале – быть способными изменять их в интересах компании. В любой отрасли, будь то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами. Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала. Суммарная мощь данных пяти сил различается в зависимости от типа отрасли и может меняться по мере ее развития. В результате разные типы отраслей далеко не одинаковы с точки зрения потенциального уровня прибыльности. Если в какой–то отрасли действие конкурентных сил благоприятствует действующим на рынке компаниям (как это, например, происходит в производстве медикаментов, безалкогольных напитков, в создании баз данных), большинство конкурирующих компаний получают высокую прибыль. Но в тех отраслях, где одна из сил действует слишком интенсивно (например, такая ситуация имеет место в производстве резины, стали, компьютерных игр), очень немногие фирмы могут рассчитывать на высокую прибыль, несмотря на все усилия руководства. Прибыльность отрасли никак не зависит от внешнего вида продукта, от того, применяются ли в его производстве новейшие технологии, – прибыльность отрасли определяется исключительно ее структурой. Некоторые вполне «скромные» отрасли, такие как производство почтовых весов или торговля зерном, являются в высшей степени прибыльными, тогда как некоторые более «роскошные», высокотехнологичные области, как, например, производство персональных компьютеров или кабельное телевидение, оказываются далеко не самыми прибыльными. [3]

Информация о работе Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках