Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на ми-ровой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности обеспокоены правительства и промышленные круги любой страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Исследование конкурентных стратегий предприятий–экспортеров…….5
1.1 Понятие и сущность конкурентных стратегий……………………….5
1.2 Базовые конкурентные стратегии предприятий–экспортеров Майкла Портера…………………………………………………………………..7
1.3 Конкурентные стратегии Мишеля Трейси и Фреда Вирсема………..11
1.4 Роль компании на зарубежном рынке и соответствующие ей конкурентные стратегии………………………………………………………14
2. Анализ экспортных стратегий предприятий–экспортеров легкой промышленности РБ………………………………………………………………….20
2.1. Современное состояние легкой промышленности Республики Бела-русь……………………………………………………………………….20
2.2. Анализ мирового рынка легкой промышленности…………………...23
2.3. Внешнеэкономическая деятельность белорусских предприятий–экспортеров……………………………………………………………...26
2.4. Мероприятия по реализации экспортных конкурентных стратегий белорусских предприятий–экспортеров…………………………………..29
3. Направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности……………………..33
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемых источников………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 159.90 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 1 – Темп роста объемов производства продукции текстильной  
отрасли Республики Беларусь в 2006–2010 гг., %. [1]

 

Рисунок 2 – Темп роста объемов производства отдельных видов продукции в натуральном выражении за 2006–2012 г.г, в %. [1]

 

В отличие от иностранных компаний, успевающих за колебаниями в развитии модных товаров, большинство белорусских текстильных предприятий в силу своих возможностей (сложное финансово–экономическое положение, физический и моральный износ технологического оборудования, необеспеченность сырьевыми ресурсами и т.д.) не смогли воспользоваться плодами благоприятной конъюнктуры рынка в полной мере, так как доля товаров новых структур и модного дизайна в ассортименте их продукции пока незначительна. Это, наряду с уменьшением заказов на спецодежду и технический текстиль вследствие сложностей, возникших на зарубежных предприятиях металлургической, машиностроительной, нефтегазовой промышленности, сезонностью реализации выпускаемого ассортимента и др., является основными причинами высокого уровня запасов готовой продукции на отдельных предприятиях текстильной отрасли.

Подсекция DC «Производство кожи, изделий из  
кожи и производство обуви» в структуре обрабатывающей промышленности занимает 0,8 процента. Однако, производство кожевенных товаров является значимым для отрасли, так как служит основным сырьем для выпуска обуви, кожгалантерейных изделий и других товаров.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Производство кожевенных товаров за 2010 год.[1]

 

За 2006–2010 гг. предприятиями произведено обуви кожаной 50,5 млн. пар; кожтоваров хромовых – 1161805 тыс.кв.дм; кожтоваров юфтевых и жестких соответственно 101182 тыс.кв.дм и 165619 тыс.кв.дм; – кожтоваров из спилка – 221226 тыс.кв.дм.

 

 

2.2Анализ  мирового развития легкой промышленности

 

 

Глобальный финансово–экономический кризис, разразившийся в IV квартале 2008 и проявляющийся в течении всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности и внешнеторговых обменов, привел к негативным тенденциям в мировой текстильной промышленности. Производство, а также уровень потребления испытали резкое снижение с июня 2008 по июнь 2009 года. С июля 2009 можно было наблюдать медленную стабилизацию этих уровней. В таблице 1 приведены данные по динамике индекса промышленного производства в странах Евросоюза.

 

 

GEO/TIME

2009

2008

2007

2006

2005

EuropeanUnion (27 стран)

78,45

97,45

103,50

101,40

99,93

EuropeanUnion (15 стран)

77,01

96,94

102,37

100,71

99,93

Euroarea (16 стран)

76,94

96,42

103,75

101,71

99,93

Болгария

95,39

123,25

136,25

114,49

99,96

Чешская республика

78,92

92,15

115,16

107,33

99,87

Дания

81,28

102,85

107,25

100,71

99,95

Германия (включаяэксГДР с 1991)

79,07

103,51

106,65

101,55

99,93

Эстония

79,74

93,72

101,52

99,70

99,93

Ирландия

67,99

91,10

95,29

93,69

100,06

Греция

56,59

84,59

98,49

92,20

99,79

Испания

68,48

84,82

96,49

100,11

99,85

Франция

74,41

91,71

101,74

102,21

100,02

Италия

77,70

97,14

103,95

102,49

99,94

Латвия

76,91

111,13

120,26

113,47

100,06

Литва

73,24

95,23

118,99

110,86

99,93

Венгрия

59,56

75,00

78,22

96,46

99,89

Мальта

:

66,52

164,71

154,56

100,11

Нидерланды

86,15

99,50

108,65

104,34

99,91

Австрия

79,96

96,25

104,19

99,31

99,97

Польша

110,60

105,49

120,37

109,13

99,84

Португалия

78,28

93,67

103,14

102,27

99,96

Румыния

147,67

142,58

117,45

114,92

99,94

Финляндия

86,85

111,41

117,26

105,28

99,86

Великобритания

75,81

101,04

85,02

89,38

99,93

Норвегия

84,45

104,10

115,05

104,46

99,87

Хорватия

192,80

144,76

172,04

138,13

99,94

Турция

110,52

116,92

113,58

113,80

100,07


 

Таблица 1 – Индекс промышленного производства текстиля, кроме 
внутреннего рынка (2005=100). [1]

 

Анализ табличных данных показывает, что в результате экономического кризиса 2008–2009 гг. отмечено снижение объемов производства в большинстве стран Евросоюза за этот период.

При этом следует отметить положительную динамику изменения индекса производства продукции по организациям концерна «Беллегпром».

Оборот легкой промышленности (включая продукцию малых предприятий и покупную) за 2009г. в действующих ценах составил по текстильному, швейному и меховому производству 163,9 млрд.рублей и по производству кожи, обуви и изделий из кожи – 36,4 млрд.рублей.

В традиционно высокоразвитых странах (страны Западной Европы, Япония, США) сегодня в основном производится высокотехнологичный текстиль и элитная высокомодная одежда и обувь, а в странах третьего мира и, особенно в Юго–Восточной Азии, – массовая продукция. Хотя в последние годы ситуация заметно меняется. Так, вопреки распространенным представлениям, китайский (равно как и индийский и вьетнамский) импорт сегодня – это не только дешевая низкокачественная продукция. За последние восемь–десять лет легкая промышленность Восточной и Юго–Восточной Азии очень сильно выросла технологически  сегодня способна производить товары высокой сложности и качества. В Китае, Пакистане, Индии, Турции и прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около 500 млн. долл. США и тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки, сохраняя при этом низкие издержки. Эти компании и производят основной объем мирового текстиля.

В свою очередь, европейские компании также пытаются  
сохранить свои рынки сбыта посредством создания стратегических альянсов с основными производителями текстиля и одежды, предоставляя им свои «ноу–хау» и торговые марки. Через такие альянсы европейские компании могут получить удовлетворительное вознаграждение за предоставление «ноу–хау», торговой марки и доступ к рынку. Для иностранной компании сотрудничество означает быстрый доступ к производственному «ноу–хау», новые рынки сбыта и рост их общей компетенции.

 

Страна

Годовой объем производства, млн.долл.США

Численность работающих, млн.чел.

Производство на  
1 работающего, долл. США/чел.

Евросоюз

307 000

2,70

113 703,7

Германия

24 000

0,13

184 615,4

Китай

497 800

20,00

24 890,0

Индия

45 600

15,00

3 040,0

Россия

7 419

0,33

22 204,5

Беларусь

1 531

0,13

11 962,3

Концерн «Беллегпром»

1 024

0,07

14 858,6


 

Таблице 2 – Сравнительные показатели работы легкой 
промышленности отдельных стран приведены. [2]

 

 

    1.   Внешнеэкономическая деятельность

 

 

Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства в 2009 г. занимала 3,7 процента в общем объеме экспорта Республики Беларусь, причем удельный вес данной товарной группы занимал 8,0 процента в объеме экспорта в Российскую Федерацию, 2,2 процента – в экспорте в остальные страны СНГ и 1,6 процента – в экспорте в страны вне СНГ.

Код ТН ВЭД

Продукция

Годы

2009 г. в % к 2005 г.

2005

2006

2007

2008

2009

57

Ковры и напольные покрытия

20,2

19,0

20,4

23,9

22,0

108,9

60

Трикотажные полотна

21,4

24,9

27,6

29,5

19,5

91,1

61

Трикотажные изделия

102,7

119,8

132,2

169,8

147,6

143,7

62

Швейные изделия

254,3

262,4

302,0

319,8

234,8

92,3

63

Прочие готовые текстильные изделия

22,4

24,1

28,7

39,2

35,7

159,4

64

Обувь

81,3

97,0

113,7

131,1

110,8

136,3


 

Таблица 3 – Динамика экспорта основных товарных позиций продукции легкой промышленности Республики Беларусь в млн. долларов США. [2]

В период с 2005г. по 2009г. наблюдается рост экспорта основных товарных позиций продукции белорусской легкой промышленности (за исключением трикотажных полотен и швейных изделий). Так в рассматриваемом периоде экспорт ковров вырос на 8,9 процента, трикотажных изделий – на 43,7 процента, прочих готовых текстильных изделий – на 59,4 процента, обуви – на 36,3 процента.

Удельный вес экспорта предприятий концерна «Беллегпром» в общем объеме экспорта продукции легкой промышленности Республики Беларусь за 2009 г. составил 62,5 процента, в том числе по основным товарным позициям: ковры и напольные покрытия – 99,1 процента; трикотажные полотна – 54,9 процента; трикотажные изделия – 39,4 процента; швейные изделия – 66,3 процента; обувь – 81,9 процента.

В 2010г. экспорт предприятий концерна «Беллегпром» вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 процента. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США. При этом в 2010г. отмечается существенный рост темпов развития экспорта по таким позициям как трикотаж (130 процентов), ткани шелковые (170 процентов), пряжа объемная (152 процентов), ткани льняные (140 процентов), ковры (136 процентов). При этом, основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ, на долю которых приходится более 85 процентов всех экспортных поставок. В страны Европы поставляется около 13 процентов продукции. На страны Азии и Америки приходится немногим более 1 процента в общем объеме экспорта концерна «Беллегпром».

В условиях усиливающейся конкуренции со стороны стран Юго–Восточной Азии белорусские предприятия легкой промышленности пытаются сохранить существующие рынки сбыта и выйти на новые. Сегодня уже можно точно сказать, что центр мирового текстильного производства окончательно переместился в восточные страны – Пакистан, Индию, Турцию, Китай, то есть в страны с наиболее низкими затратами на рабочую силу. Эти процессы являются результатом глобальной тенденции реструктуризации легкой промышленности, которая заключается в том, что основные страны–потребители продукции легкой промышленности выводят свои трудоемкие производства в развивающиеся страны с целью сокращения производственных издержек. В результате международные компании легкой промышленности, являющиеся обладателями торговых марок и брендов, только усиливают свои позиции на емких рынках развитых стран, увеличивают свою добавленную стоимость путем инвестирования освободившихся ресурсов в рекламу, развитие системы сбыта собственных розничных систем, активную политику изменения модельного ряда. Как следствие – неизвестным владельцам марок, а тем более отдельным производителям выход на развитые рынки фактически закрыт.

Информация о работе Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках