Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на ми-ровой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности обеспокоены правительства и промышленные круги любой страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Исследование конкурентных стратегий предприятий–экспортеров…….5
1.1 Понятие и сущность конкурентных стратегий……………………….5
1.2 Базовые конкурентные стратегии предприятий–экспортеров Майкла Портера…………………………………………………………………..7
1.3 Конкурентные стратегии Мишеля Трейси и Фреда Вирсема………..11
1.4 Роль компании на зарубежном рынке и соответствующие ей конкурентные стратегии………………………………………………………14
2. Анализ экспортных стратегий предприятий–экспортеров легкой промышленности РБ………………………………………………………………….20
2.1. Современное состояние легкой промышленности Республики Бела-русь……………………………………………………………………….20
2.2. Анализ мирового рынка легкой промышленности…………………...23
2.3. Внешнеэкономическая деятельность белорусских предприятий–экспортеров……………………………………………………………...26
2.4. Мероприятия по реализации экспортных конкурентных стратегий белорусских предприятий–экспортеров…………………………………..29
3. Направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности……………………..33
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемых источников………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 159.90 Кб (Скачать файл)

Негативное влияние на уровень продаж в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго–Восточной Азии, Африки оказывает высокая составляющая стоимости транспортировки грузов в цене изделий, а также конкуренция со стороны местных производителей аналогичной продукции, где уровень оплаты труда в несколько раз ниже, чем в Республике Беларусь. Развитие экспорта товаров легкой промышленности проблематично из–за климатических, этнических и культурных особенностей регионов. Налаживанию двустороннего сотрудничества препятствует также нестабильная экономическая ситуация во многих указанных странах, отсутствие гарантий в отношении выполнения обязательств по контрактам.

Удержание традиционных рынков сбыта белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности происходит только путем снижения издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции при высоком уровне качества за счет технического перевооружения предприятий и применения новых технологий.

При рассмотрении перспектив экспортного развития легкой промышленности Республики Беларусь особое внимание привлекает рынок Европейского Союза. С 2010 года Комиссией Европейского Союза введены автономные квоты на импорт белорусского текстиля в ЕС по номенклатуре и в объеме 2009 года. Наличие квот на белорусскую продукцию не является ограничительной мерой при осуществлении поставок в страны ЕС, но вместе с тем не способствует формированию позитивного имиджа белорусских производителей товаров легкой промышленности. Также, на экспорт в страны ЕС оказывает негативное влияние отмена Обобщенной системы преференций для Республики Беларусь, которая повлекла увеличение ввозных таможенных пошлин на 1,6 – 3,5% на одежду, обувь, ткани.

Особенностью белорусского экспорта продукции в страны ЕС является тот факт, что готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В перспективе планируется снижение поставок давальческих товаров и наращивание экспорта продукции собственного производства.

Перспективным направлением развития экспорта промежуточных товаров (ткани, кожа) в ближайшие годы будет рынок Турции, т.к. сюда практически полностью перемещено основное производство готовых изделий из развитых европейских стран.

Важную роль в развитии экспорта продукции легкой промышленности играет зарубежная товаропроводящая сеть (ТПС).

Субъектами ТПС за рубежом, реализующими белорусскую продукцию легкой промышленности, являются торговые дома, совместные торговые предприятия, представительства белорусских предприятий, их филиалы, дистрибьюторы и дилеры предприятий Республики Беларусь.

Зарубежная товаропроводящая сеть наиболее развита в Российской Федерации. Это связано с традиционной близостью двух государств (единое таможенное пространство), с большой емкостью российского рынка, а также с тем, что белорусские предприятия имеют многолетние устойчивые деловые связи с российскими партнерами.

Планом по развитию зарубежной товаропроводящей сети концерна «Беллегпром» на 2011–2015гг. предусмотрено создание 60 субъектов ТПС, в том числе 15 субъектов с участием белорусского капитала в уставном фонде. Субъекты товаропроводящей сети будут открыты в России, Украине, Казахстане, Литве, Польше. Также планируется активно развивать совместное использование уже существующих субъектов ТПС несколькими предприятиями концерна, для расширения ассортимента поставляемой в их адрес продукции белорусской легкой промышленности.

Основной целью развития экспорта белорусских товаров легкой промышленности в перспективе до 2020 года является обеспечение устойчивого развития отрасли за счёт агрессивной экспортной политики, активизации экспортного потенциала и роста эффективности внешнеэкономической деятельности белорусских организаций, повышения конкурентоспособности производимой ими продукции легкой промышленности, а также обеспечения положительной динамики роста показателей внешнеэкономической деятельности, в том числе по видам экономической деятельности.

Планируемая динамика развития экспорта легкой промышленности по разделам товарной номенклатуры до 2015 года следующая:

  • объем экспорта текстиля и текстильных изделий увеличится с 1308 млн. долл. в 2010 г. до 2928 млн. долл. в 2015 г. или в 2,2 раза;
  • объем экспорта обуви увеличится в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,8 раза.

 

 

    1.  Мероприятия по реализации экспортных стратегий белорусских предприятий

 

 

Основной задачей экспортной стратегии является закрепление позиций белорусских товаров легкой промышленности на традиционных рынках и расширении географии их присутствия на перспективных зарубежных рынках, в том числе и проведение работ по развитию товаропроводящей сети белорусских предприятий.

 

Мероприятия

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

Освоение новых рынков и расширение географии поставок

1,1

1,2

1,4

1,6

1,7

Развитие товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями

105,0

117,0

125,0

132,0

140,0

Участие в тендерах

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

ИТОГО

112,1

125,2

134,4

142,6

151,7


 

Таблица 4 – Планируемый рост поставок за счет реализации  
мероприятий по развитию экспорта, в  млн. долл. США [1]

 

Основными мероприятиями по реализации экспортных стратегий белорусских предприятий легкой промышленности являются:

  • глубокая модернизация производств, повышение конкурентоспособности белорусской продукции легкой промышленности на зарубежных рынках за счет:
  1. обновления и расширения ассортимента производимой  
    продукции (не менее 70–80%);
  1. проведения работ по полной сертификации систем управления качеством продукции, поставляемой на экспорт;
  2. снижения материальных затрат на единицу  
    выпускаемой продукции за счет использования местных  
    видов сырья, широкой внутриотраслевой кооперации, внедрения новых энергосберегающих технологий.
  • диверсификация рынков сбыта продукции (страны Азии, Африки, Америки);

  • создание и развитие собственной товаропроводящей сети за рубежом;

  • снижение импортной составляющей в производстве продукции за счет: технического перевооружения и реконструкции действующих производственных мощностей, реализации импортозамещающих проектов;

  • снижение материальных затрат в производстве  
    продукции с целью повышения ценовой конкурентоспособности продукции за счет: внедрения новых энергоэффективных 
    технологий, оборудования и технологических процессов; увеличения использования местных видов сырья, материалов, топлива, вторичных энергоресурсов.

  • применение новых механизмов стимулирования экспорта (страхование экспортных рисков, экспортных кредитов и т.д.)

  • строительство «под ключ» нового современного кожевенного завода с привлечением иностранного инвестора.

  • учета запросов потребителей и постоянного реагирования на изменение требований потребителей продукции – расширение молодежного, детского ассортимента по количеству, качеству, составу; разработка моделей для женщин с нестандартной фигурой;

  • для разгрузки складов и уменьшения складских запасов на предприятиях легкой промышленности была разработана программа разгрузки складов. Сверхнормативные складские запасы сложились на предприятиях, специализирующихся на выпуске промежуточной, а не конечной продукции (Оршанский льнокомбинат, Барановичское хлопчатобумажное объединение и некоторые другие);
  • освоение новых рынков – предприятия легкой промышленности республики поставляют продукцию в 57 стран (в 2009 г. – в 29 стран). Основным потребителем товаров концерна за рубежом остается Россия. Продукция отечественного легпрома была отгружена в Австрию, Сербию, Францию, Эстонию, Туркменистан; освоены рынки ЮАР, Ирана, КНДР, Японии, Швейцарии, Португалии. Предприятия концерна сделали пробные поставки в Таиланд (отгружены льняные ткани), в Венесуэлу (образцы различных изделий легпрома); заключен контракт между белорусским текстильным предприятием «Лента» и финской оптово–розничной торговой компанией «TEKSTILIPALVELU», в Финляндию поставлено текстильной галантереи (ленты, застежки, и пр.); в США (Сакраменто, Калифорния) поставлена первая партия белорусских ковров; увеличены поставки продукции в Республику Таджикистан; в 2 раза увеличились экспортные поставки на рынки Литвы, Италии и Польши; впервые продукция экспортируется в Ингушетию, Чечню, Якутию и на Чукотку; Оршанский льнокомбинат начал поставки в Тунис и Канаду. Увеличился экспорт льняных, хлопчатобумажных, шелковых тканей, объемной пряжи, ковров, кожи и трикотажных изделий;
  • высокое качество – в 2009 г. системы менеджмента качества сертифицированы на 76 предприятиях, которые выпускают около 99% продукции в общем объеме производства «Беллегпрома». В концерне разработан Проект комплексной программы развития легкой промышленности Беларуси на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г.;

  • техническое переоснащение производства – по состоянию на 01.01.2009 г. в целом по отраслои износ основных фондов составил 58,9%, в том числе активной части 77,8%. По предприятиям самый высокий износ в ОАО «Камволь» (79,8%), Витебском ОАО «КИМ» (78,9%), ОАО «Элод» (71,6%). Поэтому постоянно проводится техническое переоснащение предприятий.

  • инновационные программы по импортозамещению – в отрасли разработана программа по импортозамещению, включен перечень из 50 товарных позиций (по группе товаров, производство которых в нашей стране осуществляется в недостаточном количестве и по перечню импортозамещающей продукции в рамках государственных, научно–технических и отраслевых программ). В 2010 г. по программам импортозамещения организации концерна «Беллегпром» реализовали 19 проектов. Так, ОАО «Белфа» освоило производство меха с вложением натуральных волокон, таких как, хлопок, шерсть и смесь шерсти со льном;
  • участие белорусских предприятий легкой промышленности в Национальных выставках и экспозициях Республики  
    Беларусь за рубежом, а также в специализированных международных семинарах.

Результатом реализации намеченных мер экспорт продукции в целом по легкой промышленности за 2011–2015 гг. увеличится в 2,2 раза.[9]

В заключении можно отметить, что легкая промышленность Республики Беларусь играет важную роль в экономике государства. Она ориентируется как на максимально возможное удовлетворение платежеспособного спроса на внутреннем рынке, так и на достижение наибольших результатов на внешних рынках. На территории страны успешно работают многие предприятия–экспортеры данной отрасли. Но стоит отметить наличие квот на поставки белорусского текстиля, однообразность ассортиментного ряда, проблемы в деятельности маркетинговых служб предприятий и другие проблемы, которые замедляют рост предприятий–экспортеров легкой промышленности Республики Беларусь.

 

  1. Направления совершенствования экспортных стратегий белорусских предприятий–экспортеров легкой промышленности Республики Беларусь

 

 

За последние десятилетия на мировом рынке товаров легкой промышленности произошли серьезные изменения, которые коснулись всех стран. Центр массового производства одежды и обуви из Западной Европы переместился в Юго–Восточную Азию. Это заставило производителей пересмотреть стратегию своих действий.

Переход Беларуси к рыночным отношениям предусматривает использование качественно новых подходов к управлению товарными рынками, в частности рынком товаров легкой промышленности. Динамичность развития, научно–технический прогресс требуют более четкого и быстрого реагирования на меняющиеся запросы и адаптирования к ним, для чего необходимо совершенствовать стратегии и механизмы регулирования товарного рынка.

Современный маркетинг ориентируется прежде всего на запросы рынка, приспосабливая под них предложение товаров. Его задачей становится не только ориентация на продажу уже произведенной продукции, но и всестороннее изучение потребностей и возможностей покупателей. Эти выявленные потребности становятся исходным пунктом для всех принимаемых решений и действий. Такое понимание маркетинга делает его не частной функцией отдельного предприятия, реализуемой его отделом сбыта, а интегрированной концепцией управления отраслью в целом.

Информация о работе Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках