Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика основных налогов Российской Федерации 5
2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ 10
3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы 17
Заключение 30
Библиографический список 33

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Налогообложение в федеративном государстве имеет двойственную природу. С одной стороны, оно касается взаимоотношений государства и налогоплательщиков по поводу уплаты налогов в бюджет, а с другой – процесса  распределения налоговых доходов и налоговых полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти. Эти две стороны налоговых взаимоотношений активно изучаются общественными науками (экономической, юридической, политологической, социологической и др.) для выяснения сути явлений, закономерностей их развития и механизмов функционирования, а также постоянно реализуются в практической деятельности органами власти при реформировании налогово-бюджетной системы1.

Налоги относятся к числу  основных макроэкономических инструментов государственной политики. Они являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой системы, в связи с тем, что основным источником формирования государственного бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, приоритетные национальные проекты, содержатся структуры, обеспечивающие осуществление и функционирование самого государства.

Актуальность выбранной  мной темы состоит также и в  том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью данной курсовой работы является  исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

 

1. Характеристика основных налогов Российской Федерации

 

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика, а  косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг). Косвенные налоги называют налогами на потребление.

В настоящее время все подоходные и имущественные налоги (в том  числе на дарения, наследство, куплю-продажу  ценных бумаг и т. п.) относятся  к прямым, а все налоги на потребление — к косвенным.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта  налогообложения.

 Прямые налоги способствуют  такому распределению налогового  бремени, при котором больше  платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому невзирая на справедливость прямых налогов налоговая система не может ограничиться только ими.

 Поскольку косвенные налоги  включаются в цены товаров  и услуг, их размер для отдельного  плательщика прямо не зависит  от его доходов. Их основной  недостаток, за который они постоянно  подвергаются критике, — регрессивный характер, или обратно пропорциональная зависимость от платежеспособности потребителей. Вследствие этого свойства косвенное налогообложение товаров массового потребления тяжелым бременем ложится на население с низкими доходами, поскольку большая часть его доходов расходуется на приобретение продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В связи с тем что структура  потребления у различных слоев  населения значительно различается, принцип справедливого налогообложения  может быть реализован через дифференцированный подход к установлению косвенных налогов на отдельные товары, работы или услуги. Но такой подход не лишен недостатков, поскольку установление более высоких налогов только на товары не первой необходимости и роскоши сужает сферу косвенного налогообложения и сокращает поступления доходов в бюджет, в то время как даже невысокий уровень косвенного налогообложения товаров повседневного пользования обеспечивает государству стабильные и значительные доходы.

Несмотря на критику со стороны  многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, так как при относительно простом механизме взимания (от них трудно уклониться) они обеспечивают устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов. Кроме того, психологически они воспринимаются легче, чем прямые, потому что платятся незаметно для потребителей, нет непосредственной связи между уплатой налога и осознанием этого (табл. 1).

Таблица 1.

Особенности косвенных  и прямых налогов

Показатель

Косвенные налоги

Прямые  налоги

Сложность определения  налоговых обязательств

Относительно простые  расчеты

Относительно сложные  расчеты

Реакция налогоплательщиков

Устойчивые поступления  в бюджет вне прямой зависимости  от динамики доходов

Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан

Характер налогообложения

Относительно регрессивное

Относительно прогрессивное

Возможность переложения  налогов

Большая

Меньшая


 

В Российской Федерации устанавливаются  и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.

 

Рис. 1. Система налогов  в РФ

 

Применительно к налогам субъектов  Российской Федерации "законно установленными" считаются только те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом. КС исключил возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти и констатировал в указанном Постановлении, что, установив лицензионный сбор за поселение в Московской области, глава администрации Московской области вышел за пределы своих полномочий и в нарушение ст. 57 Конституции РФ вмешался в сферу деятельности законодателя.

Реформа федеративных отношений и  разграничение полномочий привели  к четкому закреплению налоговых  полномочий и налоговых доходов  федерального центра и субъектов  РФ. В результате сегодня сложилась следующая структура налоговой системы в Российской Федерации. В разрезе налоговых полномочий: 9 федеральных налогов и 4 специальных налоговых режима, 3 региональных налога, 2 местных налога2. Таким образом, произошло значительное сокращение числа региональных и местных налогов.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются  на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Региональные налоги устанавливаются  Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации. При  установлении регионального налога законодательными органами субъектов  Российской Федерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных настоящим НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как правило, верхний  предел налоговых ставок по региональным и местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают соответствующие органы власти.

Конституция РФ исключает возможность  установления налогов и сборов органами исполнительной власти. Налоги, взимаемые  не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".

В региональном законе налоговое бремя  не может быть увеличено, а положение  налогоплательщиков не должно ухудшиться по сравнению с тем, как это  определяется федеральным законом.

При этом и остальные нормы регионального закона должны отвечать общим принципам налогообложения и сборов, определенным федеральным законом, и не вступать в противоречие с федеральным законом.

Порядок введения в действие как  федерального, так и регионального  законов должен строго соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

В случае нарушения перечисленных  принципов региональный налог не может считаться законно установленным. В сущности, при этом налогоплательщик не обязан его платить.

Налоговые поступления могут быть увеличены несколькими способами.

  1. Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа — стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.
  2. Увеличение ставок налогов. Достоинство — быстрый эффект. Недостаток — ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.
  3. Повышение собираемости начисленных налогов. Достоинство — отсутствие потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования3. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.
  4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство — теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки — возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.
  5. Совершенствование налоговой базы регионов.

Наиболее актуальным представляется последний из методов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его  уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом.

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется  в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

В ряде стран подоходным налогом  называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют  термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (см. также Налог на прибыль организаций). Основная налоговая ставка — 13 %.

Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 %  — зачисляется  в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется  в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прибыль для российского налогообложения  определяется согласно Налоговому кодексу  РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль  для целей налогообложения часто  не совпадают из-за разницы в методах  определения прибыли.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой налог, взимаемый с недропользователей. Правила исчисления налога установлены главой 26 Налогового кодекса. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных  им в пользование. Налоговой базой  является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Информация о работе Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ