Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика основных налогов Российской Федерации 5
2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ 10
3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы 17
Заключение 30
Библиографический список 33

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

В целях снятия всех налоговых преград  на пути экономического роста и превращения  налоговой системы в эффективную  систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления  налоговой политики:

  • создание стабильной и ясной налоговой системы;
  • формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
  • создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
  • укрепление доходной части бюджета.

Основная цель налоговой политики – постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать  во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать  ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать  темпы роста экономики, в том  числе и с помощью механизмов налоговой политики.

  В рамках антикризисных мер  налогового стимулирования в  2008 году в оперативном порядке  были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство  о налогах и сборах. В частности,  увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Регулирование налоговой нагрузки следует рассматривать как один из инструментов в решения стратегических задач, стоящих перед обществом  и страной. Решение проблемы регулирования  налоговой нагрузки требует разработки и внедрения на государственном уровне специальных механизмов организации этого процесса, эффективно обеспечивающего распределение созданной добавленной стоимости между государством, предприятием и населением.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Бюджетная система России остается уязвимой с точки зрения фискальных рисков, в связи с чем необходимо проводить более жесткую бюджетную политику и основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2010-2012 годы значительно ухудшился по сравнению с тем, что прогнозировалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения в оценках социально-экономического развития объясняются, в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 5).

 

 

Таблица 5.

Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

 

 

2009

2010

2011

 

 

ФЗ о бюджете

№ 204-ФЗ

Оценка

Изменение %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Измене-ние  %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Измене-ние %

ВВП, млрд. руб.

51475

38997

-24,2%

59146

43187

-27%

67610

48072

-28,9%

Накопленный рост ВВП  в % к 2008 году

106,7%

91,5%

-15,2%

113,7%

93%

-20,7%

120,8%

95,8%

-25%

Накопленный ИПЦ в % к  декабрю 2008 г.

108,5

112,0

3,5%

116,0

123,2

7,2%

124,0

133,1

9,1%

Курс доллара среднегодовой

24,7

32,7

32,4%

26,0

33,9

30,4%

27,3

34,8

27,5%

Цены

                 

Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель

95

57

-40%

90

58

-35,6%

88

59

-33%

Цены на газ, долл. / тыс. куб. м

421

242,8

-42,3%

363

252,7

-30,4%

358

254,4

-28,9%

Экспорт углеводородов

                 

Нефть сырая, млн.т

255,0

246,0

-3,5%

261,0

245,8

-5,8%

262,0

245,8

-6,2%

Газ природный, млрд.м3

213,5

161,9

-24,2%

222,7

190,3

-14,5%

227,0

193,8

-14,6%

Нефтепродукты, млн.т

115,4

122,2

5,9%

117,6

121,3

-3,1%

117,8

120,6

-2,4%

Добыча углеводородов

                 

Нефть, млн.т

503

473

-6%

514

474

-7,8%

518

474

-8,5%

Газ природный млрд.м3

700

580

-17,1%

715

623

-12,9%

725

634

-12,6%

Внешняя торговля

                 

Экспорт, млрд. $

507

285

-43,8%

502

306,6

-38,9%

509

316,5

-37,8%

Импорт, млрд. $

370

190,3

-48,6%

434

199,6

-54%

490

214,7

-56,2%

Другие показатели в  млрд. руб.

                 

Фонд заработной платы, млрд. рублей

12888

10746

-16,6%

15200

11735

-22,8%

17708

13027

-26,4%

Прибыль по всем видам  деятельности

12105

5290

-56,3%

13550

5850

-36,8%

15155

6565

-56,7%

Амортизация для целей  налогообложения

1630

1856

13,9%

1815

2023

11,5%

2021

2260

11,8%


 

В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении  законодательно установленный объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей, в том числе в целях поддержки отраслей экономики, рынков труда, незащищенных категорий граждан в рамках антикризисных мероприятий.

Исходя из текущей  оценки 2009 года, оценка поступления  доходов по сравнению с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ не изменилась, а расходы увеличились на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.).

Несмотря на значительное ухудшение  макроэкономической ситуации в целом  и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы, объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 433 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей, в 2012 году – 9,681 трлн. рублей против 9,931 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда, а также процентные платежи по государственному долгу.

Резкое сокращение запланированных  доходов бюджета в ближайшие  годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 33-36% (или на 29-32 долларов США) ниже, чем прогнозировалось.

Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2%, а номинальный объем ВВП будет на 24-29% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

Согласно текущему прогнозу, после  глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный  выход из рецессии.

Это отразится и на динамике внешней  торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении увеличится на 7,6% , импорт – на 4,9%.

Сокращение доходов федерального бюджета ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий  развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

Развитие экономики в 2010-2012 годах  будет определяться тремя основными  факторами:

  • темпами выхода мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы;
  • развитием частных инвестиций;
  • эффективностью мер государственной антикризисной политики.

Стимулирующими методами налогового механизма выступают налоговые  льготы, перевод на льготные налоговые  режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Все налоговые льготы можно разделить на три основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база).  Данные группы льгот были рассмотрены применительно к налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций и налогу на прибыль.

Налоговые освобождения включают в себя освобождение от уплаты налога (освобождались от уплаты налога на прибыль малые предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные металлы, а также предприятия с сезонным характером производства, с иностранными инвестициями и бюджетные организации), снижение налоговых ставок (ставки по НДС были снижены с 28% до 18% за весь период существования, по налогу на прибыль с 30% до 24%), изменение расчета налогооблагаемой базы (по налогу на имущество организаций ранее в налоговую базу включались остатки по 20 бухгалтерским счетам, в настоящее время – только по двум счетам). Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. 

Налоговые скидки - это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования некоторых видов доходов. К ним также относятся необлагаемый минимум объекта,  (примером служит НДС), ускоренная амортизация (налог на прибыль). Инвестиционные скидки следует выделить в самостоятельный вид в силу их особой целевой направленности. Из названия следует, что они предполагают вычеты из налогооблагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

По налогу на прибыль  налоговые  льготы можно  распределить на несколько  групп. Первая группа льгот касается прибыли, расходуемой на инвестиции (льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью: прибыль предприятия, направленная на финансирование капитальных вложений, проведение и организацию НИОКР). Вторая группа льгот по прибыли имеет социально-культурную направленность. Третья группа  стимулирует развитие малого бизнеса, четвертая группа относится к определенным группам плательщиков.

Наиболее сложным элементом  в системе налоговых льгот  является третья группа - налоговый кредит. В Кодексе налоговые кредиты представлены как отсрочка или рассрочка платежа. В широком, системном понимании, налоговые кредиты — это группа условных, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения. Существуют инвестиционный налоговый кредит,  целевой налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. При нем уменьшались свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он мог быть предоставлен на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам.

Таким образом, проанализировав российское налоговое законодательство,  можно  прийти к выводу, что в настоящий  момент в нем практически отсутствуют  четко прописанные налоговые  льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность  по любому из рассматриваемых  налогов. Исключение составляет налог на прибыль. В положении по исчислению налога на прибыль приводятся льготы, связанные с инвестиционным налоговым кредитом (и то это представлено как отсрочка или рассрочка платежа) и  льгота, касающаяся инвестиционных фондов. А, по нашему мнению, чтобы развивались и инвестиционная, и инновационная деятельность, чтобы юридические и физические лица были заинтересованы во вложении сбережений в капитал, необходимо по каждому налогу прописать положения о предоставлении льгот по реализации инвестиционных проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических  и научно-инновационных задач.

Информация о работе Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ