Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблем формирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика основных налогов Российской Федерации 5
2. Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ 10
3. Совершенствование регулирующей функции российской налоговой системы 17
Заключение 30
Библиографический список 33

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Тенденция снижения налоговых  ставок и расширения налогооблагаемой базы за счет отмены льгот, тем не менее, сопровождается другим характерным для налоговой политики большинства развитых стран процессом – целевой направленностью стимулирующего воздействия. В целях развития таких сфер, как научные исследования и опытно-конструкторские разработки, малый бизнес, привлечение иностранных инвестиций, создаются специальные налоговые режимы и предоставляются разнообразные льготы.

В России до недавнего времени ситуация складывалась таким образом, что  налог на прибыль занимал одно из ведущих мест в структуре налоговых  доходов бюджета. Вклад налога на прибыль в доходную часть бюджета колебался в интервале 17-23% всех налоговых поступлений (Приложение 2).

Особенность российской налоговой  системы, характеризуемой высоким  уровнем налоговых рисков, и в  данном случае не позволяет утверждать, что теоретические прогнозы, которые были положены в основу концепции реформы налогообложения прибыли, подтвердились практикой. Точнее, достигнутые в последние годы результаты свидетельствуют о значимости неучтенных в реализованной концепции реформирования институциональных факторах, в частности, роли налоговых рисков, влияющих на экономические показатели и развитие экономики в целом.

Целесообразно дифференцировать данную льготу в зависимости от инвестиционных целей: установление минимального предела  для обычной замены оборудования и более высоких лимитов для оборудования, приобретаемого в целях расширения и модернизации производства; технического перевооружения и реконструкции; при переходе к использованию техники нового поколения и т.д. Подобный инструмент позволит практически в адресном порядке стимулировать расширение производства, модернизацию, внедрение новых, более эффективных технологий. Его развитие позволит построить специфические модели данной льготы для групп отраслей.

Перспективным направлением развития НДС является апробированное в зарубежной практике администрирование НДС путем создания единого информационного пространства с применением электронных счетов-фактур. Учитывая, что бухгалтерский и налоговый учет у большинства налогоплательщиков ведется с использованием информационных технологий, то составление налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде и дальнейшая передача их в налоговые органы не составит значительных издержек. Однако издержки будет вынуждено нести государство при создании единой материально-технической базы по обработке электронных счетов-фактур. Такие издержки должны быть оправданы снижением издержек на проведение налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость, а также других мероприятий налогового контроля.

Зависимость объема валовых инвестиций от уровня налоговой нагрузки прямая: чем больше уровень налоговой нагрузки, тем меньше средств остается в распоряжении хозяйствующих субъектов для реализации инвестиционных программ.

В связи с прогнозируемой несбалансированностью некоторых региональных бюджетов в 2010 году в федеральном бюджете будут предусмотрены средства на предотвращение указанной ситуации. При этом планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета, при этом повышает ответственность региональных властей и снижает иждивенческие настроения. На эти цели в 2010 году в федеральном бюджете планируется предусмотреть общий объем кредитов в сумме 140 млрд. рублей, в том числе на поддержку расходов регионов в сфере дорожного хозяйства в сумме до 40 млрд. рублей и мероприятия по поддержке монопрофильных муниципальных образований до 10 млрд. рублей.

В целях увеличения поступлений  доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и компенсации снижения объемов софинансирования в 2010 году предполагается индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы на вино, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%, пиво, нефтепродукты; транспортный налог; государственная пошлина).

Таблица 6.

Оценка дополнительных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2010 г.

(млрд. рублей)

Наименование

Сумма

Всего

87,8

Акцизы на вина

0,8

Акцизы на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта до 9%

0,8

Акцизы на пиво

61,8

Акцизы на нефтепродукты (с учетом изменения нормативов на 2010 г.)

14,3

Транспортный налог

7,5

Государственная пошлина

8,9

Потери в связи с  передачей НДПИ в федеральный  бюджет (с учетом частичной компенсации)

-6,3


 

Дополнительные доходы региональных бюджетов от указанных  мер составят в 2010 году по оценке 87,8 млрд. руб., из них акцизы на вина – 0,8 млрд. руб., акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% - 0,8 млрд. руб., акцизы на пиво – 61,8 млрд. руб., акцизы на нефтепродукты – 14,3 млрд. руб., транспортный налог – 7,5 млрд. руб., государственная пошлина – 8,9 млрд. рублей.

Начиная с 2010 года предполагается изменение порядка установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной  продукции, с целью отказа от использования  данных о фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету  нормативов по обоснованным статистическим данным.

Так, при установлении нормативов распределения доходов  от акцизов на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную  продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, будет использоваться численность населения субъекта Российской Федерации старше восемнадцати лет. Кроме того, в целях повышения внимания региональных властей к целенаправленной работе по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, что будет способствовать увеличению сбора акцизов, с 20 до 40 процентов увеличена доля акциза, зачисляемая в субъект Российской Федерации по месту ее производства.

При установлении нормативов распределения доходов от акцизов  на автомобильный и прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей будут использоваться данные о протяженности автомобильных дорог субъекта Российской Федерации и количестве зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации автотранспорта.

В настоящее время 5 % доходов  от уплаты НДПИ по нефти и газовому конденсату в соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Учитывая чрезвычайно высокую неравномерность залегания данного вида полезных ископаемых по территории Российской Федерации с 2010 г. предполагается централизация в федеральном бюджете доходов от уплаты НДПИ по нефти и газовому конденсату, что с учетом макроэкономического прогноза на 2010-2012 гг. приведет к росту доходов Федерации в 2010 г. на 49,0 млрд. руб., в 2011 г. – 50,0 млрд. руб., 2012 г. – 52,1 млрд. руб.

При этом для субъектов Российской Федерации (за исключением Тюменской области), в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается частичная компенсация выпадающих доходов предоставлением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году в объеме 60% от прогнозных поступлений 2010 года, в 2011 году - 40%, в 2012 году - 20%. В связи со значительной долей налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджете Тюменской области (более 40%) предполагается осуществлять предоставление дотаций в течение 4 лет в следующем порядке: 2010 год - 100% от прогнозных поступлений 2010 года; 2011 год - 75%; 2012 год - 50%; 2013 г. - 25%.

В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.

В целях создания стимулов к формированию нового качества управления бюджетным процессом на региональном уровне предусматривается установление и реализация системы мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации. В рамках указанной системы будут предусмотрены меры поощрения и санкции в отношении субъектов Российской Федерации с высоким и ненадлежащим качеством финансового менеджмента соответственно.

Основное внимание будет  уделено своевременности выполнения публичных обязательств субъектов  Российской Федерации.

Повышение ответственности  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  за приводимую бюджетную политику потребует  уточнения процедуры и критериев  введения временной финансовой администрации.

Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  сохранятся ранее определенные приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, сохранение налоговой нагрузки на уровне, позволяющем обеспечить исполнение бюджетных обязательств. При этом действия государства в области налоговой политики будут в среднесрочной перспективе направлены на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. С учетом кризиса важнейшим фактором проводимой в среднесрочной перспективе налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Таким образом, налоговая политика (включая политику в области взимания взносов на обязательное страхование) будет обеспечивать возможности исполнения социальных обязательств государства, формирования сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения, поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, создающей стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда. Важным аспектом налоговой политики будет являться повышение качества налогового администрирования, что создаст предпосылки для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.

Действия правительства в области  совершенствования налогового законодательства в период 2010 – 2012 годов будут обусловлены  одобренными Правительством Российской Федерации «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Вместе с тем, предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

  • совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
  • совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Предполагается отказаться в налоговом  учете от переоценки полученных и  выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

В части налога на добавленную стоимость  предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем  чтобы этот налог, оставаясь одним  из наиболее важных источников доходов  бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения порядка его администрирования. Главным направлением изменений в этой области будет являться снижение административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, принятие мер по снижению сроков возмещения НДС.

В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня  документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 228-р, и создания указанной системы.

В целях совершенствования процедуры  возмещения налога будет предложено рассмотреть вопрос о внесении в  Налоговый кодекс Российской Федерации  изменений, направленных на сокращение сроков возмещения при осуществлении  отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке. В частности, предполагается установить особый порядок возмещения налога, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которой налог предъявлен к возмещению.

Информация о работе Формирование налоговых доходов федерального бюджета РФ