Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:17, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и анализ процесса формирования и планирования маркетинговой деятельности.
Источниками информации послужило И.П. Плотникова И.Ю. «Аптека», научная и методическая литература, нормативно справочный материал, документы основных служб организации, опросы работников предприятия, мои личные наблюдения, а также интернет ресурсы.
Введение 3-5
Глава1.Теоретические основы формирования маркетинговых
структур в организации 6-21
1.1 Обзор основных понятий и подходов по вопросу маркетингового планирования: понятие и типология планов маркетинга 6-10
1.2 Структурные компоненты плана маркетинга на предприятии 11-16
1.3 Разработка плана маркетинга на предприятии: этапы, технологии, методология анализа. 17-21
Глава 2. Практическая часть: разработка плана маркетинга на предприятии на примере «Аптека». 22-31
2.1 Характеристика предприятия. 22-24
2.2 Аналитическая часть. 24-31
Заключение 32-33
Список используемой литературы 34-35
обслуживает и насколько необходимо ей планирование выпуска продукции в будущем":
______________________________
* Соловьев Б.А. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 334с.
1. Долгосрочное планирование.
Направлено
на оценку общих экономических
и деловых тенденций на много
лет вперед. Оно определяет направленные
на обеспечение роста
2. Среднесрочное планирование.
Более
практично и занимает период
не более 2-5 лет (обычно - 3 года).
Среднесрочное планирование
3. Краткосрочное планирование (и бюджетирование).
Обычно
охватывает период до одного
года и предполагает разработку
"корпоративных" или "бизнес"-
Из всех
планов краткосрочные планы
1.2 Структурные компоненты плана маркетинга на предприятии
Как отмечает Е.П. Голубков,
с точки зрения формальной
структуры планы маркетинга
- аннотация для руководства,
- текущая маркетинговая
- опасности и возможности,
- цели маркетинга,
- стратегии маркетинга,
- программы действий,
- бюджет маркетинга и контроль.*
Раскроем сущность данных структурных компонентов плана маркетинга на предприятии.
1. Аннотация для руководства
- начальный раздел плана
2. Текущая маркетинговая ситуация
- раздел плана маркетинга, который
описывает целевой рынок и
положение организации на нем.
Включает следующие подразделы:
описание рынка (до уровня
3. Опасности и возможности -
раздел плана маркетинга, в котором
указываются главные опасности
и возможности, с которыми
______________________________
* Голубков Е.П. Планирование маркетинга. // "Маркетинг в России и за рубежом". – 2002. - №5.
** Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999.
т.е. осложнения, возникающего в связи
с неблагоприятными тенденциями
и событиями, которые при отсутствии
целенаправленных маркетинговых усилий
могут привести к подрыву живучести
продукта или даже к его гибели.
Каждая возможность, т.е. привлекательное
направление маркетинговых
4. Маркетинговые цели
5. Маркетинговые стратегии - главные
направления маркетинговой
6. Программа действий (оперативно-календарный
план) иногда называемая просто
программой - детальная программа,
в которой показано, что должно
быть сделано, кто и когда
должен выполнять принятые
Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа — это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана .
7. Бюджет маркетинга - раздел плана
маркетинга, отражающий проектируемые
величины доходов, затрат и
прибыли. Величина дохода
8. Раздел "Контроль" характеризует
процедуры и методы контроля,
которые необходимо
Все указанные выше разделы характеризуют как стратегические, так и тактические планы, главное же отличие заключается в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинга, разработка которого производится после разработки плана компании в целом как в ее штаб-квартире, так и на уровне отдельных подразделений, наделенных правами стратегических единиц бизнеса. При этом акцент делается на том, что стратегический план маркетинга является только одним из разделов стратегического плана компании в целом.*
Как правило,
план маркетинга заключен в
следующие разделы бизнес-
______________________________
* Данченко Л.А., Ласковец С.В. Управление маркетингом: Учебно-методический комплекс. – М., 2008.
1) краткое изложение проекта
(маркетинговое подкрепление
2) анализ рыночной ситуации (оценка
емкости рынка, детальное
3) производственный план (возможности рынка по обеспечению ресурсами);
4) стратегический рыночный план
(стратегия и тактика
5) приложения (документы, необходимые для обоснования предпосылок, сделанных выше).*
По Е.П.Голубкову,
годовой план маркетинга
1. Маркетинговые исследования.
2. Продуктовая политика.
3. Ценовая политика.
4. Товарораспределительная политика.
5. Коммуникационная политика.
Рассматривая
компоненты плана маркетинга
на предприятии, Т.И.
1. Цели бизнеса: какую сумму денег, каким образом и к какому сроку следует заработать.
2. Цели маркетинга: сколько, какого
именно товара, кому и к какому
сроку следует продать, чтобы
заработать сумму денег,
3. Задачи функциональных (оперативных)
планов маркетинга: кто, что, к
какому сроку и с каким
упаковку, сформировать на него цену, выбрать каналы распределения,
______________________________
* Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. - М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 1999.
разработать маркетинговые сообщения
и довести их до целевых аудиторий,
а также отследить степень
эффективности воздействия
4. Стратегии бизнеса. Подцель
каждого направления бизнеса
разрабатывается стратегия
- В производстве, например, стратегией
увеличения прибыли может быть
сокращение стоимости
- Стратегией НИОКР может быть внедрение новых технологий.
- Стратегией финансирования
- Стратегии маркетинга
По выражению
В.М. Гончарука, маркетинговые
стратегии, по сути, - "стратегии
предприятия, детализированные
______________________________
* Глушакова Т.И. План маркетинга: основные части. // "Практический маркетинг". – 2000. - № 3.
стратегии отвечают на вопросы: что, когда,
как будет сделано для
Согласно
Е.П.Голубкову, как
- продуктовый план (что и в
какое время будет выпускаться)
- исследования и разработка новых продуктов;
- план сбыта - повышение эффективности
сбыта (численность,
- план рекламной работы и стимулирования продаж;
- план функционирования каналов
распределения (тип и число
каналов, управление этими
- план цен, включая изменение цен в будущем;
- план маркетинговых
- план функционирования
- план организации маркетинга
(совершенствование работы
Далее рассмотрим особенности процесса разработки плана маркетинга на предприятии.
______________________________
* Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. - М., 2001.
** Голубков Е.П. Планирование маркетинга. // "Маркетинг в России и за рубежом". – 2002. - №5.
1.3 Разработка
плана маркетинга на
Согласно В.В.Кеворкову и
С.В.Леонтьеву процедура
маркетинга предприятия
Этап 1. Первоначальную информацию для построения плана деятельности на рынке можно почерпнуть из анализа фактической деятельности предприятия.
Данную работу проводит служба маркетинга.
Этап 2. Для формирования стратегических установок, в том числе для установления рыночных целей, несомненно, будет полезна информация о тенденциях продаж предприятия, на каких сегментах рынка предприятие уже присутствует, а какие еще не охвачены и т.д.