Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:49, дипломная работа
Цель работы: разработка мероприятий по созданию и внедрению маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы в СООО «Охотник».
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………..6
1.1 Понятие, цели и типы служб маркетинга на предприятии…………...6
1.2 Организационные структуры службы маркетинга на предприятии..8
1.3 Координация деятельности службы маркетинга с другими подразделениями предприятия…………………………………………….14
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООО «ОХОТНИК»………………...19
2.1 Общая характеристика СООО «Охотник» и выпускаемой продукции; анализ финансово-экономической деятельности предприятия ………...19
2.2 Управление маркетингом на предприятии…………………………….31
2.3 Анализ маркетинговой и сбытовой деятельности СООО «Охотник».37
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В СООО «ОХОТНИК»……51
3.1 Создание и внедрение отдела маркетинга в СООО «Охотник»; экономическая эффективность проекта……………………………………51
3.2 Пути повышения эффективности деятельности службы маркетинга предприятия…………………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….75
Ведущим торговым партнером среди стран СНГ был
Гибкая ценовая политика, высокое качество и надежность, широкий ассортимент выпускаемой продукции, правильное удовлетворение потребностей покупателей – одни из основных конкурентных преимуществ предприятия.
Анализ динамики цен по СООО «Охотник» на производимую продукцию.
Цена товара определяется рынком, большое влияние на неё оказывает соотношение спроса и предложения, т.е. она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя.
Цена на производимую продукцию определяется тем фактом, что в себестоимости продукции основную долю занимает сырьё. В связи с этим единственным манёвром для предприятия в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.
Удержание цен на возможно минимальном уровне диктуется и тем, что основная масса покупателей обуви из ПВХ является экономными, в большинстве случаях сельским, потребителями, а также сезонностью производимого товара. В связи с этим ценовая политика предприятия будет основываться на постоянном анализе спроса с тем, чтобы планировать ассортимент выпускаемой продукции, максимально соответствующий покупательным способностям потребителей.
Рассмотрим динамику уровня цен в СООО «Охотник» в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика уровня цен в СООО «Охотник»
Наименование продукции |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
Тыс.руб |
% к баз. |
Тыс.руб. |
% к баз. |
Тыс.руб. |
% к баз. |
Тыс.руб. |
% к баз. | |
1 |
||||||||
Сапоги мужские, высота 360 мм, арт.101-001 |
19,560 |
- |
28,798 |
147,2 |
79,606 |
276,4 |
85,520 |
107,4 |
Сапоги женские, высота 310 мм, арт.110-00 |
15,420 |
- |
18,890 |
122,5 |
54,767 |
289,9 |
67,420 |
123,1 |
Сапоги рыбацкие, высота 860 мм, арт.015-03 |
37,344 |
- |
52,010 |
139,3 |
136,907 |
263,2 |
140,102 |
102,3 |
Галоши мужские, арт.024-00 |
18,012 |
- |
22,548 |
125,2 |
64,012 |
283,9 |
64,080 |
100,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Как видно из таблицы 2.2 в 2012 году заметно увеличились цены на продукцию, поэтому наблюдаются значительные темпы роста цен. Это связано с девальвационными процессами в экономике в 2011-2012 гг. Что касается остальных продуктов, то цены растут в зависимости от сложившейся ситуации на рынке специальной обуви.
Продукция белорусских производителей дешевле, чем продукция, например, российских производителей. Это хорошо для потребителя, т.к. отечественная продукция по карману широкому кругу потребителей, она может составить конкуренцию зарубежным аналогам, как по цене (импортная продукция в 2-3 дороже белорусской), так и по качеству.
Анализ цен СООО «Охотник»
и цен конкурентов-производител
Существенное влияние
на цену оказывает поведение
Изучая продукцию конкурентов, их ценовые возможности, интервьюируя покупателей, предприятие обязано объективно оценить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. От результатов такого анализа зависит правильное решение вопроса: реально ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или преимуществом конкретного товара будет его более низкая цена.
Следует отметить то, что предприятие ведет конкурентную борьбу на территории РБ в основном с отечественными производителями, хотя здесь свою деятельность развернули и такие широко компании, как завод резиновой обуви «Псков-Полимир», компания «ЛПО-Вездеход», компания «Рокс», ООО ПП «Назия», ООО «Обувная фабрика «Муромец», ООО «Гарсинг», завод резиновой обуви «Дюна» и др.
Производством обуви из ПВХ в Республике Беларусь занимаются еще три производителя: РУПП «Кричевский завод резиновых изделий» (г.Кричев), ЧПТУП «Торговый Дом «Белфут» ОАО Мозырский НПЗ (г.Мозырь), СООО «ПластТрейд» ( г.Минск), которые являются основными конкурентами.
Соотношение уровня цен
СООО «Охотник» и предприятий-
Таблица 2.3 – Соотношение уровня цен СООО «Охотник» и его конкуренктов
Наименование продукции |
Цены, тыс.руб. | |||
На предприятии |
У ЧПТУП «Торговый Дом «Белфут» |
У РУПП «Кричевский завод резиновых изделий» |
У СООО «ПластТрейд» | |
Сапоги мужские, высота 360 мм, арт.101-001 |
85,520 |
92,690 |
82,000 |
95,670 |
Сапоги женские, высота 310 мм, арт.110-00 |
67,420 |
73,000 |
64,000 |
69,000 |
Сапоги рыбацкие, высота 860 мм, арт.015-03 |
140,102 |
152,000 |
111,430 |
147,450 |
Галоши мужские, арт.024-00 |
64,080 |
58,070 |
49,350 |
63,320 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Из данных таблицы. 2.3 видно, что СООО «Охотник» можно отнести к предприятиям с достаточно низкими ценами, а при рассмотрении аксиомы «цена-качество», то к предприятиям, наиболее выгодным для конечного потребителя –людей с невысоким уровнем дохода. Более низкий уровень цен у РУПП «Кричевский завод резиновых изделий». Это может объясняться тем, что предприятие имеет госдотации и господдержку.
Минимально возможная цена определяется издержками производства, максимальная – качеством, наличием отличительных достоинств продукции. На основе анализа цен конкурентов формируется средний уровень цен. При установлении цены предприятие учитывает как минимум один из этих трех факторов.
Выбор метода ценообразования зависит от характеристик продукции, степени ее новизны, качественных характеристик и свойств, стадии жизненного цикла, а также вида и способа производства. Кроме того, при выборе метода установления цен необходимо учитывать и внешние факторы: политическую стабильность в стране, уровень инфляции, систему государственного регулирования экономики и цен, структуру рынка, характер спроса, уровень платежеспособности потребителя. От правильности установления цен во многом зависит рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности.
Анализ финансово-
Общий финансовый результат предприятия за отчетный период отражается в отчетности («Бухгалтерский баланс») в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций. Объектом полноценного экономического интереса со стороны хозяйствующего субъекта выступает максимально возможный объём прибыли. Основными факторами наращивания прибыли признаются цена, физический объём реализации, а также уровень себестоимости реализуемой продукции.
Анализ прибыли всегда дополняется анализом рентабельности производства и выпускаемой продукции. Рентабельность отражает степень доходности или прибыльности капитала, уровень окупаемости текущих затрат.
В настоящее время, работая со списочной численностью в 31 человек ( на 01.01.2013г.), СООО «Охотник» в 2012 году выпустило продукции в количестве 66,0 тыс.пар обуви на общую сумму 5 588,0 млн.рублей (без НДС в фактических ценах).
Основные показатели
финансово-экономической
СООО «Охотник» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Финансово-экономические показатели за 2010-2012 гг.
Показатели финансово- |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Темп роста, % | |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продолжение таблицы 2.4
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации с НДС, млн.руб |
1857 |
3239 |
4364 |
174,4 |
134,7 |
Выручка от реализации без НДС, млн.руб. |
1671 |
2860 |
3956 |
171,2 |
138,3 |
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. |
1577 |
2410 |
3626 |
152,8 |
150,5 |
Налоги и отчисления из выручки, млн.руб. |
186 |
379 |
408 |
203,8 |
107,7 |
Прибыль от реализации, млн.руб. |
94 |
450 |
330 |
478,7 |
73,3 |
Балансовая прибыль, млн.руб. |
58 |
413 |
299 |
712,1 |
72,4 |
Прочие налоги и сборы из прибыли, млн.руб. |
22 |
75 |
- |
340,9 |
- |
Прибыль от финансовой деятельности, млн.руб. |
- |
- |
2 |
- |
- |
Чистая прибыль, всего, млн.руб. |
36 |
338 |
301 |
938,9 |
89,1 |
Среднесписочная численность за год, чел. |
34 |
31 |
31 |
91,2 |
100 |
Средняя заработная плата за год, тыс.руб. |
525,000 |
1026,882 |
2110,714 |
195,6 |
205,5 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
6,0 |
18,7 |
9,1 |
+12,7 |
-9,6 |
Рентабельность продаж, % |
5,6 |
15,7 |
8,3 |
+10,1 |
-7,4 |
Прибыль на 1 раб., млн.руб/чел |
2,76 |
14,50 |
10,65 |
525,4 |
73,4 |
Запасы готовой продукции на конец периода, млн.руб. |
879 |
1263 |
1358 |
143,7 |
107,5 |
Средний остаток оборотных средств, млн.руб. |
1011 |
1010 |
1461 |
99,0 |
144,7 |
Основные фонды предприятия на начало периода, всего, млн.руб. |
2412 |
2600 |
2268 |
107,8 |
87,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Как видно из таблицы 2.4 выручка от реализации в 2011 году к соответствующему периоду прошлого года увеличилась на 74,4%, а в 2012 году – на 34,7%. На предприятии наблюдается уменьшение размера прибыли. Показатель балансовой прибыли за 2012 год уменьшился по сравнению с прошлым периодом на 114,0 млн.руб., чистая прибыль – на 37,0 млн.руб. Уменьшение показателя прибыли в 2012 году, главным образом, с уменьшением объеме реализации. Себестоимость реализованной продукции увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 50,5%. На предприятии значительно выросла заработная плата, что связано с резким увеличением бюджета прожиточного минимума.
В 2010 году предприятие перешло на упрощенную систему налогооблажения с НДС.
Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.
Платежеспособность и ликвидность являются основными характеристиками финансового состояния организации. Понятия платежеспособность и ликвидность очень близки, но второе более емкое. Ликвидность баланса – основа платежеспособности организации.
Анализ финансового
состояния организации
Таблица 2.5 - Анализ финансового состояния СООО «Охотник» в 2012 г.
№ п/п |
Наименование показателя |
На начало периода |
На конец периода |
Прирост (+), снижение (-) |
Норматив коэффициента |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности (К1) |
2,723 |
4,300 |
+1,577 |
Не менее 1,1 |
2 |
Коэффициент обеспеченности собственным оборотными средствами (К2) |
0,524 |
0,770 |
+0,246 |
Не менее 0,10 |
3 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств (К3) |
0,185 |
0,09 |
-0,09 |
Не более 0,85 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Как видно из таблицы 2.5 все представленные коэффициенты находятся в пределах установленных нормативов. Организация по-прежнему является платежеспособной, а ее финансовое состояние - устойчивым.