Цикличность и экономическое развитие. Экономический цикл и его фазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

История развития человеческого общества наглядно свидетельствует о том, что рыночная экономика способна создать большее количество товаров и услуг для большего количества людей, чем какая-либо другая экономическая система. И объясняется это тем, что в условиях рыночной экономики обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, прогрессу, люди сами делают свой выбор, чем заниматься. При этом возникает высокая степень риска и ответственности в хозяйственной деятельности, что развивает инициативу, предприимчивость и ведет к высоким результатам развития общественного производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. 4
Природа цикла. 4
Промышленный цикл К. Маркса. 5
Конъюнктура цикла. 7
ТИПЫ ЦИКЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЦИКЛА. 8
Классификация и периодичность циклов. 8
Основные подходы к теории цикла. 11
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 17
Школы антицикличности. 17
Антициклическое регулирование в Республике Беларусь. 22
Индекс группы переменных для прогнозирования ВВП. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь.doc

— 786.50 Кб (Скачать файл)

В условиях подъема  производства необходимы следующие  меры:

  • сокращать государственные закупки, чтобы уменьшить совокупный спрос на товары и услуги и снизить объем инвестиций;
  • увеличивать налоговые ставки, чтобы сокращать потребительские и инвестиционные расходы;
  • принять меры к удорожанию кредита [1, c. 157].

Кейнс предостерегал  от опасности социалистической революции  в том случае, если капиталистическое общество не сможет произвести необходимые изменения, т.е. ввести в регулирование производства и осуществить определенные социальные преобразования.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса (когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый механизм регулировался совокупный спрос), проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Принято считать, что она во многом способствовала смягчению колебаний в развитии экономики развитых стран.

До 60-х гг. кейнсианство являлось господствующей доктриной, используемой правительствами многих стран для стабилизационной экономической политики. Однако с середины 70-х в условиях безудержного роста инфляции начался кризис кейнсианства, что привело к возврату классических представлений в неолиберальном направлении экономической мысли.

 Государственное вмешательство в рыночный механизм являлось главной причиной инфляции и снижения темпов роста. Во главе наступления сторонников классической концепции на кейнсианство стояла «чикагская экономическая школа», возглавляемая Милтоном Фридменом. Представители этого направления выступают за либерализацию экономики и использование принципов свободного ценообразования при пассивном государственном вмешательстве.

 

 

Вмешательство государства в экономическую и социальную сферу должно быть, по их мнению, минимальным и сводиться лишь к контролю за денежным предложением (т.е. за денежной массой).

Экономическое учение, согласно которому жестки контроль над количеством денег в обращении является основным инструментом денежно-кредитной политики, направленной в основном против инфляции, получило название монетаризма.

Это воззрения  меньшинства американских экономистов, альтернативные кейнсианству, ставящие во главу угла роль денег в теории занятости ресурсов и политике стабилизации экономики.

Основными принципами монетаризма являются:

  • деньги - это единственное, что имеет значение, и все зависит от количества денежной массы в стране. Именно денежно-кредитный механизм имеет определяющее влияние на общую макроситуацию.
  • поддержание «естественной безработица» (фридменовской), которая достигается путем стабильного и постоянного темпа прироста денег в размере 3-4 % в год, независимо от состояния конъюнктуры.
  • центральный банк должен неукоснительно следовать простому правилу: поддерживать постоянный темп роста денежной массы. Эти темпы должны быть достаточно низкими, чтобы избежать значительной инфляции (от 2,5 до 8 %). Однако они не должны быть и ниже этих границ, иначе произойдет сокращение производства [1, c. 159].

Наиболее последовательно монетаристская политики проводилась в 80-х гг. в США и Великобритании («рейганомика»7, «тетчеризм»8). Ее результатом явилось значительное сокращение темпов инфляции. Одновременно возросла социальна неудовлетворенность значительной части населения, поскольку были существенно урезаны расходы на социальные программы. Не удалось справиться и с дефицитом бюджета.

Некоторые экономисты выступают вообще против государственного регулирования. Так, австро-американский экономист Фридрих фон-Хайек (1899-1992) известен как ученый, посвятивший себя борьбе с социализмом, и как ярый противник государственного вмешательства в экономику.

Ф. Хайек и  его единомышленники (сторонники экономического либерализма) доказывают, что активное вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред. По их мнению, никто, включая даже правительство, не владеет всей информацией, необходимой для эффективного управления экономикой. Эта информация существует только в виде полного набора рыночных цен, которые (если они свободны и не контролируются государством) наилучшие образом через спрос и предложение отражают предпочтена людей и редкость ресурсов.

Даже право  эмиссии денег Хайек предлагал передать в частные руки, а государственную кредитно-денежную политику считал заведомо неэффективной потому что на центральный банк страны слишком сильно влияют чисто политические соображения.

Согласно «либералам», все, что требуется от государства, это установление «правил игры» для частных производителей, причем по возможности без каких бы то ни было пересмотров.

 

 

7. Рейганомика - экономическая политика администрации США в период президентства Р.Рейгана, проводившаяся с 1981 по 1988 г. Основывалась на концепции приоритета предложения и была направлена на снижение инфляции и уровня безработицы. Включала: а) ограничение роста государственного вмешательства в экономику за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни, при этом расходы на оборону не подвергались сокращению; б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства; в) поощрение действий Федеральной резервной системы по удержанию темпов роста денежной массы на неинфляционном уровне, достаточном для обеспечения экономического роста; г) снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль (с 50 до 28%)[141]

8. Тетчеризм  – в Великобритании - экономическая политика 1979-1990гг., основывавшаяся на: а) дерегулировании частного сектора экономики; б) приватизация коммерческих организаций, контролируемых государством и местными органами власти;  
- монетаризме; в) переходе от прямого налогообложения к косвенному; г) перераспределении доходов в пользу "творцов общественного богатства".[14]

Таким образом, в зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей

Несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической программы, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившемся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения [8, c. 226].

Так, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний. Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что: во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебаний; во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности.

В области налоговой политике это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики укоренной амортизации.

При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления.

Налоговые мероприятия  больше дополняют бюджетные, и в  комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

Графическая иллюстрация  воздействия государства на совокупный спрос представлена на рисунке (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Воздействие государства на совокупный спрос в фазе спада экономики

Примечание. Источник: [8, c. 228]

Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2 (стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода).

 

 

Сторонники  неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева» экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования.

 Фискальные  мероприятия приводят к унижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (рис. 7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Воздействие государства на совокупный спрос в фазе экономического подъема

Примечание. Источник: [8, c. 230]

Падение спроса вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, следовательно, производства привести к росту безработицы.

Таким образом, государственную политику, направленную на сглаживание циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

 

В период спада  государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

Все рассмотренные  выше рекомендации, касающиеся поведения государства по отношению к циклу, применялись и продолжают целенаправленно применяться на практике, и именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуждений и рекомендаций. Правительство стремится учитывать требования экономической ситуации и пытается бороться с дестабилизирующими явлениями, добиваться устойчивого хозяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предпринимает, а эффективность этих шагов, может быль реально оценена, только по истечении определенного периода времени.

Антициклическое регулирование в  Республике Беларусь.

Стратегическими целями социально-экономического развития нашей страны является оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.

Для решения  этих задач предусматривается концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.

Важнейшей целью  второго пятилетия (2006-2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.

Основными задачами второго пятилетия выступают  следующие:

  • активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих и экологически чистых производств;
  • расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;
  • совершенствование механизма трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
  • улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
  • развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;
  • переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий [13].

Информация о работе Цикличность и экономическое развитие. Экономический цикл и его фазы