Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка
Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.
Проблема, которая здесь возникает в законных представителях и которая на практике проявляется, состоит в том, что эти отношения между законным представителем и организацией - это не гражданско-правовые отношения, потому что орган юридического лица не является субъектом права. Субъектом права является сама организация. Поэтому эти отношения внутри самой организации. Поэтому распространение на них норм гражданского права в данной ситуации невозможно. То есть это нормы, которые предусмотрены в учредительных документах и никаких иных вариантов нет. Но в отношении этой категории законных представителей действует очень жесткое требование НК: действия законных представителей организации признаются действиями самой организации. Это означает возможность применения вины к организации, то есть вина организации таким образом в налоговой ответственности, поскольку эти действия признаются действиями самой организации, таким образом вина организации - это вина тех конкретных руководителей или должностных лиц этой организации, которые принимали соответствующее решение.
Что касается уполномоченного представителя, то здесь уже в полной мере действует ГК и, соответственно, уполномоченное представительство регулируется гражданско-правовым договором. НК только устанавливает некоторые ограничения на лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями, то есть договор с которыми о представительстве интересов невозможен, будет ничтожен с самого начала. К таковым ограничениям, к таковым лицам, которые не могут быть уполномоченными представителями, относятся должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
И еще один момент, который регулирует НК, касаемый уполномоченного представителя, - он действует на основании доверенности. Так вот, в отношении налогоплательщика-физлица, у которого есть такой уполномоченный представитель, требуется нотариально заверенная доверенность, тогда как если речь идет об уполномоченном от организации, то действует доверенность, которая заполняется в установленном порядке.
Не могут быть уполномоченными
представителями должностные
Полномочия представителей подтверждаются
доверенностью, заверенной руководителем
представляемого предприятия
Представительство прекращается по следующим причинам:
– если истек срок действия доверенности;
– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;
– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Основные элементы налогообложения.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):Таблица 4
Основные элементы налога
Налоговые правоотношения – это
урегулированные нормами
Согласно ст. 2 НК, к отношениям, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, относятся:
- отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
- отношения, возникающие в
- отношения, возникающие в
Налоговым правоотношениям присущи общие характерные черты, свойственные всем правовым отношениям:
1) они возникают, прекращаются или изменяются лишь на основе правовых норм;
2) участники правовых отношений взаимосвязаны между собой субъективными юридическими правами и обязанностями, в этой связи и выражается сущность правоотношений;
3) правовые отношения отличаются
волевым характером, так как в
них через правовые нормы
4) в правовых отношениях
Возникновение налоговых правоотношений
обусловлено деятельностью
Налоговые правоотношения
связаны с денежными платежами
в государственную и
В налоговых правоотношениях
Элементами структуры налоговых правоотношений являются: субъекты и юридическое содержание – их права и обязанности.
Объекты налоговых правоотношений – материальные блага юридических и физических лиц, с которых в установленном законом порядке взимаются налоги, сборы, пошлины (закреплены ст. 38 НК РФ).
Материальные блага налогоплательщиков могут существовать в денежной и имущественной формах и быть самыми различными:
- доходы (прибыль);
- стоимость определенных
- отдельные виды деятельности налогоплательщиков;
- операции с ценными бумагами;
- пользование природными ресурсами;
- имущество юридических и
- передача имущества;
- добавленная стоимость
- другие объекты.
Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся: налоги; сборы; налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит; штрафы; недоимки; пени; отсрочки и др.
К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения
16. Налоговые споры: понятие, природа, видовая классификация. Организационно-правовые и процессуальные особенности разрешения налоговых споров. Обобщая все вышесказанное, можно дать следующее определение понятия «налоговый спор». Налоговый спор представляет собой налогово- правовое отношение, отражающее противоречие интересов государства и налогоплательщиков, иных участников налоговых правоотношений по поводу применения норм налогового права, разрешаемое уполномоченный юрис- дикционным органом или по согласованию сторон.
Анализ приведенных определений налогового спора позволяет сделать вывод о том, что наиболее существенными признаками налоговых споров, определяющими их правовую природу, являются следующие: 1) объект спо- ра - интерес участников спора; 2) субъектный состав; 3) протекание в установленной законом форме и разрешение компетентным государственным органом. Н.В. Ларина в качестве признака налогового спора называет также специальные принципы его разрешения30.
Объектом налогового спора выступают интересы лиц, выраженные в их субъективном праве. Это может быть как частный интерес (у налогоплательщика, налогового агента), так и публичный интерес по сбору налогов (у налоговых и иных государственных органов)31
Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками могут приобретать конфликтный характер. В значительной степени это вызвано наличием объективных противоречий между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, - с другой. Достаточно широко распространено предъявление налоговыми органами различных претензий, в том числе облеченных в исковую форму, к налогоплательщикам и налоговым агентам относительно правильности исчисления и своевременности уплаты ими налогов и сборов. В свою очередь лица, на которых возложена налоговая обязанность, зачастую выражают несогласие с теми или иными актами законодательства о налогах и сборах или требованиями налоговых органов и обжалуют их в установленном порядке. Юридические ситуации, в основе которых лежат указанные разногласия, принято именовать налоговыми спорами.
Налоговые споры являются разновидностью экономических споров, вытекающих из налоговых правоотношений, и могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, налоговые споры различаются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности.
В зависимости от того, какая сторона инициирует налоговый спор, выделяются:
- споры, инициируемые
- споры, возникающие по
- споры, инициируемые иными
Налоговые органы инициируют споры в тех случаях, когда возможность применения мер принуждения в отношении налогоплательщика, налогового агента или иного лица, поставлена в зависимость от решения суда. Например, налоговыми органами предъявляются иски о взыскании
налоговых санкции с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ).
По инициативе налогоплательщиков и налоговых агентов споры возникают при их несогласии с налоговыми притязаниями государства или налоговых органов. Примером может служить предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (п.п. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Иные лица выступают инициаторами налоговых споров реже, как правило, в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов. Например, банк может не согласиться с решением налогового органа о взыскании с него штрафа за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику по ст. 132 НК РФ.
По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории. Налоговые споры, относящиеся к первой категории, возникают по поводу возмещения ущерба, причиненного налогоплательщикам или государству в результате нарушения норм законодательства о налогах и сборах, а ко второй - по поводу законности управленческих действий со стороны государственных органов, осуществляющих налоговое регулирование и налоговый контроль1.
В качестве отдельной категории могут быть также выделены налоговые споры, в основе которых лежит сомнение относительно соответствия актов законодательства о налогах и сборах Конституции РФ и друг другу.
Налоговые споры могут быть также классифицированы непосредственно по содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:
- о взыскании
налоговых санкций с лиц,
- о признании
недействительными
- о возмещении
убытков, причиненных