Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.

Вложенные файлы: 11 файлов

КАРАСЕВА М.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

КЭкзамену22_ФП.doc

— 1.09 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Налоговое право.doc

— 642.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Финансово.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпора к экз. совр пробл Адм. Права_Калинина.doc

— 264.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФП1_5.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

  1. Предмет финансового права как наиболее дискуссионная проблема финансово-правовой теории: понятие и современное состояние. Система и источники финансового права.

 

Предмет финансового  права

Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права  — это общественные отношения, возникающие  в процессе деятельности государства  по планомерному образованию, распределению  и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права  раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно  тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в  системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной  деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право как наука  и учебная дисциплина


Понятие «финансовое право» может  употребляться в двух аспектах —  как отрасль российского права  и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие  при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как  отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства

 

Система финансового  права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Элементы системы финансового права:

• финансово-правовые нормы;

• финансово-правовые субинституты;

• финансово-правовые институты;

• подотрасли финансового  права;

• разделы финансового права;

• части финансового права.

Норма финансового права - это общее правило поведения,предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Структура нормы:

• гипотеза;

• диспозиция;

• санкция.

Субинститут финансового права - совокупность норм, регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений.

Институт финансового права — взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм,обеспечивающая цельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании.

 

Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служаттри признака {схема №26):

1) юридическое единство правовых норм и субинститутов,которое характеризуется общими положениями, принципами,совокупностью используемых понятий, единством правового

режима;

2) полнота регулирования определенной группы общественных отношений, которая характеризуется включением в правовой институт различных видов правовых норм (дефини-

тивных, управомочивающих, обязывающих, запрещающих), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы отношений;

3) обособление норм права и субинститутов, образующих правовой институт, в разделах, частях и иных структурных единицах нормативно-правовых актов.

 

 

Подотрасль финансового права - это совокупность институтов, субинститутов и норм, представляющая собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений (имеющих относительно самостоятельный ха-

рактер) в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.

Финансовое право включает две подотрасли:

бюджетное право;

• налоговое право.

Раздел финансового права - это более крупное по сравнению с подотраслью структурное подразделение отрасли финансового права. Например, раздел ≪Право-

вое регулирование государственных  и муниципальных доходов≫ включает подотрасль ≪Налоговое право≫ и институт ≪Неналоговые доходы≫.

Части финансового права - наиболее крупные подразделе-

ния отрасли, обусловленные наличием в финансовом

праве, во-первых, норм, закрепляющих общие для

всей отрасли принципы, идеи и  положения, во-

вторых, норм, институтов, регулирующих отдельные

виды или группы отношений, составляющих предмет

финансового права.

Финансовое право состоит из двух частей: Общей и Осо-

бенной (схема №27).

49

В общую часть финансового права входят нормы, которые

закрепляют основные общие принципы, формы и методы фи-

нансовой деятельности государства  и муниципальных образо-

ваний, систему органов, осуществляющих финансовую дея-

тельность, разграничение их полномочий, правовое положе-

ние других участников финансовой деятельности, общие по-

ложения, касающиеся финансового контроля, а такжефинан-

совой ответственности.

В особенную часть финансового права входят разделы,

институты и субинституты, в которых сгруппированы нормы,

регулирующие отношения  в области:

1) бюджетной системы;

2) внебюджетных государственных  и муниципальных де-

нежных фондов;

3) финансов предприятий  и организаций;

4) государственного и  муниципального кредита;

5) государственных и муниципальных доходов;

6) государственных и  муниципальных расходов;

7) валютного регулирования;

8) денежной эмиссии и денежного  обращения;

9) обязательного страхования.

Финансовое право - отрасль права, представляющая со-

бой совокупность норм права, правовых идей и

принципов, регулирующих общественные отноше-

ния, которые возникают в процессе формирования,

распределения и использования  фондов денежных

средств, необходимых для выполнения задач и функ-

ций государства и муниципальных  образований ме-

тодом властных предписаний.

СООТНОШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

И ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Финансовое законодательство - это  совокупность специ-

альных финансово-правовых законодательных  актов и от-

дельных норм, содержащихся в иных законодательных актах,

регулирующих общественные отношения в области финансо-

вой деятельности.

50

Финансовое право - это совокупность не только законо-

дательных актов и норм, но и  правовых идей и принципов,

которые прямо не прописаны в  законах, но пронизывают все

финансово-правовые акты, обеспечивая связи между финансо-

вым правом в целом  и его отдельными структурными компо-

нентами, а также между  финансовым правом и другими обще-

ственными системами.

 

 

Система и источники финансового  права.

Источники финансового  права - это система внешних форм финансового права, в которых содержатся нормы финансового права.

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО  ПРАВА

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ  ЭЛЕМЕНТЫ:

1) Конституцию РФ.

2) Законодательные акты и соответствующие норма-

тивные  правовые акты органов местного самоуправления:

а) кодексы (Налоговый, Бюджетный);

б) законы

• федеральные;

• субъектов Федерации;

нормативные правовые акты представительных

органов местного самоуправления.

3) Подзаконные акты:

а) подзаконные акты федерального уровня:

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства  РФ;

• нормативные правовые акты Минфина РФ, Ми-

нистерства по налогам  и сборам РФ, ГТК РФ и

др.;

• нормативные акты Банка  России;

нормативные правовые акты органов государст-

венных внебюджетных фондов;

б) нормативные правовые акты органов государствен-

ной власти субъектов  РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного само-

управления, принятые ими  в пределах своей компе-

тенции.

4) Локальные акты государственных организаций, со-

держащие  финансово-правовые нормы Например: решения и уставы ученых советов государственных высших учебных заведений по финансовым вопросам.

5) Нормативные договоры {схема № 30).

Нормативный договор - это договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникают или прекращаются предусмотренные им конкретные правоотношения.

Например: соглашения между органами государственной

власти РФ и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.

6) Нормы международного права и международные договоры РФ Например: соглашения между РФ и другими странами по вопросам избежания двойного налогообложения.

 

7) Решения Конституционного Суда РФ.

Например: решение КС РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. ≪О федеральных органах налоговой полиции.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"