Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка
Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.
Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Предмет финансового права
Понятие финансового права
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет и метод финансового права
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Итак, предмет финансового права
— это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства
по планомерному образованию, распределению
и использованию
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое
право распространяется на одну из
областей деятельности государства, оно
тесно соприкасается с
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право
Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.
Финансовое право как наука и учебная дисциплина
Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.
Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.
Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства
Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Элементы системы финансового права:
• финансово-правовые нормы;
• финансово-правовые субинституты;
• финансово-правовые институты;
• подотрасли финансового права;
• разделы финансового права;
• части финансового права.
Норма финансового права - это общее правило поведения,предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.
Структура нормы:
• гипотеза;
• диспозиция;
• санкция.
Субинститут финансового права - совокупность норм, регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений.
Институт финансового права — взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм,обеспечивающая цельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании.
Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служаттри признака {схема №26):
1) юридическое единство правовых норм и субинститутов,которое характеризуется общими положениями, принципами,совокупностью используемых понятий, единством правового
режима;
2) полнота регулирования определенной группы общественных отношений, которая характеризуется включением в правовой институт различных видов правовых норм (дефини-
тивных, управомочивающих, обязывающих, запрещающих), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы отношений;
3) обособление норм права и субинститутов, образующих правовой институт, в разделах, частях и иных структурных единицах нормативно-правовых актов.
Подотрасль финансового права - это совокупность институтов, субинститутов и норм, представляющая собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений (имеющих относительно самостоятельный ха-
рактер) в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.
Финансовое право включает две подотрасли:
бюджетное право;
• налоговое право.
Раздел финансового права - это более крупное по сравнению с подотраслью структурное подразделение отрасли финансового права. Например, раздел ≪Право-
вое регулирование государственных и муниципальных доходов≫ включает подотрасль ≪Налоговое право≫ и институт ≪Неналоговые доходы≫.
Части финансового права - наиболее крупные подразделе-
ния отрасли, обусловленные наличием в финансовом
праве, во-первых, норм, закрепляющих общие для
всей отрасли принципы, идеи и положения, во-
вторых, норм, институтов, регулирующих отдельные
виды или группы отношений, составляющих предмет
финансового права.
Финансовое право состоит из двух частей: Общей и Осо-
бенной (схема №27).
49
В общую часть финансового права входят нормы, которые
закрепляют основные общие принципы, формы и методы фи-
нансовой деятельности государства и муниципальных образо-
ваний, систему органов, осуществляющих финансовую дея-
тельность, разграничение их полномочий, правовое положе-
ние других участников финансовой деятельности, общие по-
ложения, касающиеся финансового контроля, а такжефинан-
совой ответственности.
В особенную часть финансового права входят разделы,
институты и субинституты, в которых сгруппированы нормы,
регулирующие отношения в области:
1) бюджетной системы;
2) внебюджетных государственных и муниципальных де-
нежных фондов;
3) финансов предприятий и организаций;
4) государственного и муниципального кредита;
5) государственных и муниципальных доходов;
6) государственных и муниципальных расходов;
7) валютного регулирования;
8) денежной эмиссии и денежного обращения;
9) обязательного страхования.
Финансовое право - отрасль права, представляющая со-
бой совокупность норм права, правовых идей и
принципов, регулирующих общественные отноше-
ния, которые возникают в процессе формирования,
распределения и использования фондов денежных
средств, необходимых для выполнения задач и функ-
ций государства и муниципальных образований ме-
тодом властных предписаний.
СООТНОШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
И ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Финансовое законодательство - это совокупность специ-
альных финансово-правовых законодательных актов и от-
дельных норм, содержащихся в иных законодательных актах,
регулирующих общественные отношения в области финансо-
вой деятельности.
50
Финансовое право - это совокупность не только законо-
дательных актов и норм, но и правовых идей и принципов,
которые прямо не прописаны в законах, но пронизывают все
финансово-правовые акты, обеспечивая связи между финансо-
вым правом в целом и его отдельными структурными компо-
нентами, а также между финансовым правом и другими обще-
ственными системами.
Система и источники финансового права.
Источники финансового права - это система внешних форм финансового права, в которых содержатся нормы финансового права.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
1) Конституцию РФ.
2) Законодательные акты и соответствующие норма-
тивные правовые акты органов местного самоуправления:
а) кодексы (Налоговый, Бюджетный);
б) законы
• федеральные;
• субъектов Федерации;
нормативные правовые акты представительных
органов местного самоуправления.
3) Подзаконные акты:
а) подзаконные акты федерального уровня:
• указы Президента РФ;
• постановления Правительства РФ;
• нормативные правовые акты Минфина РФ, Ми-
нистерства по налогам и сборам РФ, ГТК РФ и
др.;
• нормативные акты Банка России;
нормативные правовые акты органов государст-
венных внебюджетных фондов;
б) нормативные правовые акты органов государствен-
ной власти субъектов РФ;
в) нормативные правовые акты органов местного само-
управления, принятые ими в пределах своей компе-
тенции.
4) Локальные акты государственных организаций, со-
держащие финансово-правовые нормы Например: решения и уставы ученых советов государственных высших учебных заведений по финансовым вопросам.
5) Нормативные договоры {схема № 30).
Нормативный договор - это договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникают или прекращаются предусмотренные им конкретные правоотношения.
Например: соглашения между органами государственной
власти РФ и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.
6) Нормы международного права и международные договоры РФ Например: соглашения между РФ и другими странами по вопросам избежания двойного налогообложения.
7) Решения Конституционного Суда РФ.
Например: решение КС РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. ≪О федеральных органах налоговой полиции.