Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Административное право это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления, и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Многообразная система источников административного права (Конституция РФ, конституции республик, уставы субъектов РФ. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Нормативные указы Президента Российской Федерации. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации.

Вложенные файлы: 11 файлов

КАРАСЕВА М.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

КЭкзамену22_ФП.doc

— 1.09 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Налоговое право.doc

— 642.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Финансово.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпора к экз. совр пробл Адм. Права_Калинина.doc

— 264.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФП1_5.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Субъекты финансового права и субъекты финансового правоотношения. Финансовая правосубъектность

 

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

          • они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
          • один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
          • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как  правило, отчетливо выступают два  правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового  правоотношения

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или  участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности  в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового  права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может  возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Классификация финансовых правоотношений


Финансовые правоотношения можно  классифицировать:

1) по материальному  содержанию они делятся, в зависимости  от подотрасли раздела, института  финансового права, на следующие  виды:

    • бюджетные правоотношения;
    • налоговые правоотношения;
    • неналоговые правоотношения;
    • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
    • финансовые правоотношения в области страхования;
    • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
    • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
    • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
    • валютные правоотношения;

2) по субъектам  финансового правоотношения, возникающим  между:

    • органами государственной власти;
    • органами государственной власти и управления общей компетенции;
    • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
    • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
    • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
    • финансовыми органами и гражданами;
    • самими финансово-кредитными органами.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений


Они происходят при наличии четко  определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные  нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

    • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
    • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
    • использование выданных бюджетных ассигнований;
    • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
    • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений


Для защиты прав и законных интересов  субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует  главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в  области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

Судебный порядок  защиты

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения  и действия (или бездействия) органов  государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в  соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов  и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них  налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению  сельского населения).

Особое место в защите прав и  законных интересов субъектов финансового  права занимает Конституционный  суд РФ.

Методы защиты финансовых правоотношений

Соблюдение правил, закрепленных в  финансово-правовых нормах, означает и  обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

25. Финансовая правосубъектность  организаций

Основным признаком правосубъектности юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ). Субъект финансового права  — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере  финансовой деятельности принадлежат  субъектам финансового права.   Возникают между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами; между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

26. Бюджетные учреждения  как субъекты финансовых отношений

Бюджетные учреждения - коллективные субъекты финансового права - организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

Бюджетные учреждения- это  участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

27. Индивидуальные субъекты финансовых  правоотношений их финансовая правоспособность.

Индивидуальные  субъекты финансового права - это физические лица, выступающие как:

• граждане РФ;

• иностранные граждане и подданные;

• лица без гражданства;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица;

• должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы  государственных нотариаль-

ных контор, должностные  лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные

взимать пошлину за совершение нотариальных действий.  

   Финансовая правоспособность  – дееспособность, правосубъектность,  деликтоспособность.

Дееспособность – являются участниками финансовых правоотношений, что выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

Основным признаком финансовой правосубъектности в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ. 

деликтоспособность.  В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основАдминистративный  порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

Судебный  порядок защиты. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судебный  порядок применяется и при  защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с  гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному  государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"