Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"
3. Цены в модели Солоу
являются гибкими, т.е.
4. Предполагается, что темп роста трудовых ресурсов (предложения труда, L) равен темпу роста населения n.
5. Первоначально при построении
модели предполагается, что темпы
роста населения не изменяются,
а технический прогресс
«Золотое правило» накопления
капитала Фелпса. Его суть состоит
в том, что каждое поколение должно
сберегать для будущих
50. Политика экономического
роста, ее направления и
Экономический рост – относительное изменение объема реального ВВП, происходящее за рассматриваемый период. Важнейшими показателями экономического роста является абсолютный прирост ВВП, реальный выпуск продукции на душу населения, рост доходов в расчете на одного занятого.
Различают фактический и потенциальный экономический рост. Фактический – реальное ежегодное увеличение ВВП или других макроэкономических показателей. Потенциальный – скорость, с которой экономика могла бы расти в результате увеличения ресурсов и повышения эффективности их использования.
По способу воздействия на экономику рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно обусловливают возможность роста,к ним относят: кол-во и кач-во трудовых ресурсов, кол-во и кач-во природных ресурсов, объем основного капитала и др. Косвенные – условия, которые позволяют реализовать имеющийся у общ-ва потенциал эконом роста (налоговая и ценовая политика, снижение степени монополизации рынка, активная внешнеэкономическая политика).
Экономическая политика использует
инструменты государственного вмешательства
в экономику для решения
– обеспечения эффективности
экономической системы и
– перераспределения средств. Решение данной проблемы предполагает аккумулирование части ресурсов в руках государства и их использование для нужд малообеспеченных граждан;
– финансирования государственного бюджета. Для содержания государственного аппарата необходимы средства, источником которых являются доходы хозяйствующих субъектов. Через налоговую систему государство перераспределяет часть ресурсов, созданных в процессе хозяйственной деятельности, в казну.
Основные направления экономической политики в Республике Беларусь:
1.Структурная политика — это политика, проводимая правительством страны, руководством регионов в отношении отраслевой, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления и накопления, экспорта и импорта.
2. Инвестиционная политика — система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов.
3. Научно-техническая политика — часть социально-экономической политики, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в научно-технической области и реализации достижений науки и техники.
4. Денежно-кредитная политика — совокупность экономических мер по регулированию денежно-кредитного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
5. Бюджетно-налоговая политика — система мер государственного воздействия на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.
6. Социальная политика — система конкретных мер и мероприятий государства, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения.
7. Внешнеэкономическая политика - деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, и в первую очередь - построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.
51. Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
Социальная политика – система мер, направленных на достижение соц. целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением кач-ва жизни народа, обеспечением соц.-полит. стабильности и соц. партнерства в обществе.
Объектом соц. политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъекты соц. политики-те, кто определяет цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу соц. политики и осуществляет действия по ее реализации (гос. ведомства, органы местного самоуправления и др.)
Функции социальной политики:
1. Стимулирующая – заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости для тех, кто способен работать.
2. Стабилизирующая – предполагает перераспределение доходов, развитие системы соц. защиты и соц. гарантий.
Соц. политика осуществляется на нескольких уровнях:
1. Государственный – принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются мин. соц. гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, мед. обслуживания.
2. Региональный – разрабатываются и реализуются региональные законы и региональные соц программы.
3. Муниципальный – направлен на решение проблем населения конкретного муниципального образования.
Важнейшим в соц. политике является принцип соц. справедливости – он гарантирует справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех ,равенство в обеспечении всем членам общ-ва одинаковых стартовых возможностей. Принцип обязан прилагать максимум усилий для самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Принцип солидарности - предполагает, что общ-во через механизм налогов должно осуществлять перераспределение финансовых ресурсов от более обеспеченных граждан к тем, кто не может извлекать доходы путем трудовой деятельности. Принцип всеобщности – предусматривает охват соц. мероприятиями всех членов общ-ва, но при соблюдении дифференцированного подхода к ним.
Выделяют след направления реализации соц. политики:
- политика доходов населения
-политика в сфере труда и труд отношений
-соц. поддержка и защита
нетрудоспособных и
-развитие отраслей соц. сферы и их инфраструктуры
-соц. защита отдельных групп населения
- экологическая политика
-демографическая политика
-миграционная политика.
52. Показатели результативности
социальной политики (уровень и
качество жизни, минимальный
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий. Основные показатели результативности социальной политики: Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан. Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни. Конкретный анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе. Уровень жизни неразрывно связан с качеством жизни. Под качеством жизни понимается совокупность условий, отражающих материальное физическое, социальное и культурное благополучие человека. Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
53. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
Доходы населения-все средства в натуральной и денежной форме, получ. домохозяйствами.
Денежные доходы населения - сумма денеж. средств, получ. домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Номинальный доход-вся сумма денеж. дохода, не зависящая от налогооблажения и уровня цен.
Располагаемый доход-номинальный доход, за вычетом налогов и др. обязательных платежей.
Реальный доход - кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.
Основным каналом поступления дохода является:
• Трудовой доходы работника, представляет собой оплату физических и умственных потребностей людей, способностей применяемых в процессе производства (заработные платы, премии).
• Предпринимательский доход - это часть прибыли оставшееся в распоряжении предпринимателя после уплаты налога и кредита.
• Доход от собственности в виде процента по вкладам (рента, дивиденды).
• Доходы от теневой экономики от неучтённой и противоправной экономической деятельности.
• Социализированные доходы, поступившие независимого трудового вклада: выплаты, поступающие от государства, пособие по безработице и социального страхования.
Величина доходов определяется множеством условий:
1. Факторами, унаследованными
человеком - природной одаренностью,
физическим и
2. Накопленным в течение
жизни человека капиталом,
3. Родом и видом деятельности,
отраслевой принадлежностью
4. Типом эконом системы и уровнем ее развития.
54. Проблемы неравенства
в распределении доходов.
Доходы семьи распределяются на четыре квартальных, пять квинтильных и десять децильных групп.
Первая группа — это 25, 20 и 10 % семей с самыми маленькими доходами.
Последняя — такие же доли семей с наиболее высокими доходами.
Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.
Кривая Лоренца
«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, то есть чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.
Бедность - состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Основным инструментом, применяемым для расчета кол-ва бедных в стране, является черта (граница) бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. РБ рассматривает в качестве границы бедности бюджет прожиточного минимума.
Прожиточный минимум-минимальный набор благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности чел-ка и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожит минимума плюс обязательные платежи и взносы. Минимальный потребительский бюджет - расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и соц.-культурн. потребностей человека. Для преодоления бедности гос-во имеет значительный арсенал средств, главным из которых явл. налоговая политика. Ее инструментами явл. дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения, предоставление налоговых льгот. Другой инструмент-ценовая политика, в рамках которого ведется наблюдение за динамикой цен и исчисляются индексы потребительских цен.
55. Механизм и основные
направления социальной защиты.
Социальная политика в
Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами соц. политики являются те, кто активно взаимодействует в соц. сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее (гос. ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негос. объединения, коммерческие структуры, проф. работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы).
Цели соц. политики: