Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Макроэкономике"

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_makra (2).docx

— 2.48 Мб (Скачать файл)

Соц. политика осуществляется на разных уровнях:

  • Микроуровень – социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
  • Макроуровень – региональная и государственная соц. политика в отношении регионов;
  • Интеруровень – межгосударственная соц. политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.

С точки зрения субъектов  социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

  • Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения; на этом ур-не утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы соц. политики в стране, устанавливаются минимальные соц. гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, мед. обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые соц. программы.
  • Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей; на этом ур-не разрабатываются и реализуются региональные законы, различные соц. программы.
  • Муниципальная социальная политика решает конкретные проблемы населения, этот ур-нь реализации соц. политики находится ближе к потребителю.

Социальная политика базируется на ряде принципов:

  • Принцип социальной справедливости
  • Принцип индивидуальной социальной ответственности
  • Принцип солидарности
  • Принцип социальной компенсации
  • Принцип социальных гарантий
  • Принцип всеобщности

Выделяют 2 типа соц. политики:

-Бисмарковский

-Бевериджский

 

56.  Понятие трансформационной  экономики, её основные черты  и особенности.

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой.

Основные черты:

  1. представляет собой межсистемное образование.

Поэтому сущность трансформационной  экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной  и современной рыночной систем с  их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

  1. неустойчивость состояния, нарушение целостности.

Такое положение можно  рассматривать как нормальное для  трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение  относительно длительного времени  неустойчивости, неравновесия системы  имеют свою причину: изменение цели.

  1. количественное и качественное изменение состава элементов.

В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти  элементы функционируют в качественно  иной, преобразующейся экономической  системе, и поэтому изменяют как  свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики.

  1. качественное изменение системных связей и отношений.

Распались и исчезли старые планово-директивные связи между  субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей.

  1. социально-экономический кризис.

Кризис характеризуется  массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся  безработицей. Ему способствовали такие  факторы, как деформация структуры  народного хозяйства (прежде всего  преобладание производства средств  производства над производством  предметов потребления), совпавший  по времени с трансформацией экономики  массовый износ основных фондов, катастрофически  медленное внедрение достижений НТП в производство.

В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный  процесс. Его общие особенности  по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести  инерционность воспроизводства  и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

 

57. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.

В теории и на практике проведения рыночных реформ можно выделить две  концепции, выражающие противоположные  подходы к проведению реформ. Одна из них называется «градуализм» (с  англ. - «постепенный»), а вторая получила название «шоковой терапии». Концепция  градуализма двигателем рыночных преобразований считает государство, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно заменять командную  экономику рыночной.

Его основные черты:

- рыночные отношения начинаются  с насыщения потребительского  рынка товарами и услугами  путем развития частного сектора  производства и сбыта;

- только после достижения  равновесия на потребительском  рынке проводится медленная либерализация  цен. При этом сохраняется государственный  контроль над ценами в монополизированных  отраслях;

- проводится жесткая финансовая  политика с целью недопущения  высокой инфляции.

Практика показала, что  эволюционный путь целесообразно применять  в тех странах, где:

- имеется довольно развитые  сельское хозяйство и кустарное  производство, в которых заняты  поколения работников, сохранивших  навыки частного предпринимательства.  Это дает возможность быстро  увеличивать предложение на рынке.

• сравнительно невысокий  удельный вес тяжелой промышленности и особенно ВПК;

• стабильная финансовая система;

• среди политической и  хозяйственной элиты преобладают  люди, заинтересованные в проведении реформ.

К преимуществам градуализма  по сравнению с «шоковой терапией»  можно отнести то, что он снижает  риск возникновения тупиковой ситуации вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа  не принесет успеха, можно вернуться  на предыдущий этап, закрепиться и  затем попробовать снова.

Основной недостаток градуализма  по сравнению с «шоковой терапией»  состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса прочности  в экономике и обществе, который  позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода  времени перемен.

Примерами успешной реализации градуалистского подхода являются Венгрия и Китай.

В последние годы в Венгрии  успешно проводятся программы реформирования предприятий и привлечения иностранного капитала.

Удачным считается градуалистский опыт Китая. Действительно, с начала 1980-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Ведущим признаком китайского градуализма  в российской и зарубежной литературе считается отказ от одномоментной  либерализации цен и быстрой  приватизации государственного сектора  экономики. Выбор шокового варианта является обычно вынужденным. Концепция  «шоковой терапии» позволяет провести изменения хотя и болезненно, но быстро. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Монетаризм часто называют Чикагской школой, потому что эта теория в основном разработана в Чикаго американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями..

В России «шоковая терапия» смягчилась тем, что правительство  не ограничивало заработную плату, и  это привело к возникновению  классической инфляционной спирали  «цены - заработная плата».

 

58. Основные направления рыночных преобразований.

Можно выделить несколько  общих, «обязательных» направлений рыночных преобразований:

• либерализация экономики;

• реформирование отношений  собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная  перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа.

Либерализация означает отказ  от государственного регулирования  цен, переход к свободному ценообразованию  и прекращение контроля над торговлей  со стороны государства.

Практически во всех странах  с трансформирующейся экономикой, в  том числе и в Беларуси, после  освобождения цен наблюдались высокий  уровень инфляции, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального  расслоения населения, снижение его  жизненного уровня.

Поэтому правительства вынуждены  проводить политику макроэкономической стабилизации народного хозяйства, которая призвана устранить резкие колебания освобожденных цен  и сформировать устойчивые финансовые отношения.

Переходной экономике  существуют два сценария осуществления  антиинфляционной финансовой стабилизации:

• ортодоксальный

• гетеродоксальный.

Роль государства в переходной экономике.

Необходимость вмешательства  государства в экономику переходного  периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин.

Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления.

Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.

В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора.

В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании.

В-пятых, становление рыночной экономики требует длительного периода времени.

В-шестых, макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство.

В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС (командно административная система), накопило огромный опыт макроэкономического регулирования, и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др.

Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства  государства, а определение границ государственного регулирования, его  способов и методов, роли в экономике.

 

59. Роль и функции государства в трансформационной экономике.

Роль государства проявляется через его функции:

-  создание парламентской  основы принятия экономических  решений;

-  определение приоритетов  макроэкономического развития;

-  социально-ориентированное  распределение ресурсов;

-  обеспечения достижения  реальных социальных ценностей;

-  регулирование рынка  (совокупного спроса и предложения)  для достижения экономических  и социальных целей;

-  стабилизация экономики  через осуществление денежной  и бюджетной политики для преодоления  трансформационного кризиса.

Основная функция государства  в экономике состоит в защите экономических субъектов – защите их прав собственности, экономического выбора, свободы. Но это может быть осуществлено, когда все экономические  субъекты будут действовать по установленным  правилам игры – правилам поведения  на рынке. Эти правила и определяются и регулируются государством.

 

 

60. Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственная программа социально-экономического развития.

Основные черты:

• значительная регулирующая роль государства;

• принцип постепенности, эволюционности преобразований;

• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной  власти;

• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов  государства и каждого его  гражданина в отдельности;

• социальная направленность производимых реформ;

• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Вместе с тем можно выделить несколько  общих, «обязательных» направлений:

• либерализация экономики;

• реформирование отношений  собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная  перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годыявляется рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Важнейшей целью региональной политики РБ является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов  регионов за счет углубления специализации  экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов  управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного  производства, туристско-рекреационной  деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"