Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки по МЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного  населения между государствами  под влиянием сугубо экономических  причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой  миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

Причины международной  трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним  относятся следующие :

1.   различия в уровне экономического развития отдельных стран.

2.   наличие национальных различий в размерах заработной платы.

3. существование органической  безработицы в развивающихся  странах (в последнее время  это явление распространено и  в постсоциалистических странах).

4. международное движение  капитала и функционирование международных корпораций.

Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие  и служащие.

Рассматривая   мировое   хозяйство   в   целом   можно   выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

1.   из развивающихся стран в развитые ;

2.   между развитыми странами.

3.   между развивающимися странами.

4.   из постсоциалистических стран в развитые страны.

5. миграция    научных    работников    и    квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся .

18. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ РФ

Состояние российского  рынка труда характеризуется  низкой межрегиональной мобильностью трудовых ресурсов. Основной проблемой  является территориальный и отраслевой дисбаланс трудоспособного населения, что проявляется в дефиците квалифицированных кадров в отдельных сферах деятельности при наличии незанятых внутренних трудовых ресурсов.

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов,  сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики  приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер.  В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации  идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции.

Важным элементом бескризисного  развития считается обеспечение  равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической  асимметрии. Это означает, что уровень  и условия жизни в отдельных  регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.  
Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность.

В последнее десятилетие  миграционная ситуация в России приняла  угрожающий характер: национальные интересы государства все чаще не являются первоочередными. Миграционная ситуация в современной России осложняется вооруженными, этнополитическими, региональными конфликтами. Миграционные процессы, протекающие на территории России, создают угрозу социально-политической стабильности. Наряду с экономическими и политическими вопросами для российского общества нерешенными остаются национальные проблемы. Поэтому регулирование миграционных процессов возможно при стабилизации социально-экономической и политической обстановки как в целом по стране, так и в отдельных субъектах Федерации, которые представляют интерес для мигрантов.

Миграция в российские мегаполисы проходит на фоне достаточно острых противоречий. Если в первой половине 1990-х гг. миграционные процессы объяснялись идеологическими и этнополитическими конфликтами, военными столкновениями, то на рубеже XX и XXI вв., в первую очередь, социально-экономическими противоречиями. В этом процессе - это противостояние между богатыми и бедными, к которым относятся

противоречия между  государственной властью и народом, между местными жителями и приезжими, между русскими и представителями  других наций.

Центр Российской Федерации  особенно притягателен с учетом особенностей его развития. Одним из главных  международных миграционных центров выступала и выступает столица российского государства - Москва, где наиболее ярко проявляются противоречия, вызванные миграцией. Барьеры во взаимопонимании между приезжими и местным населением приобретают все более отчетливые формы. Это обусловлено отсутствием регулирующих законодательных актов, что ведет к неконтролируемой миграции

 

19. МИРОВОЙ  РЫНОК  И ЕГО СТРУКТУРА.

Мировой рынок (МР) является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что МР всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.

В экономической литературе наиболее часто встречаются определения  МР в трех аспектах: с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, с точки зрения субъектов  мирового хозяйства, участвующих в  мировом обмене товарами и услугами, и с политэкономической точки зрения.

Рассматривая МР с  точки зрения макроэкономической структуры  мирового хозяйства, его следует  определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.

Степень включения каждого  из них в МР в конечном счете  определяется типом и степенью включения  каждой страны в МРТ и может  выражаться соответствующей долей  в общем его объеме. Это очень  важно не только теоретически, но и  практически, поскольку подтверждает, что объективные условия для действия экономических законов в мировой экономике формируются под воздействием национальных экономик, и воздействие это взвешенное. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей товаров (вспомним понятие «малых» и «больших» стран в экономике).

С точки зрения субъектов  мирового хозяйства, участвующих в  МТ, мировой рынок — это система  субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и  организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих, в конечном счете, совокупный спрос и совокупное предложение.

И, наконец, с политэкономической точки зрения МР — совокупность актов купли-продажи товаров и  услуг между субъектами мирового  хозяйства.

С какой бы точки зрения мы не подходили к определению МР, он всегда будет характеризоваться рядом показателей. Основные из них:

Емкость рынка — это совокупное предложение, которое имеет рынок на каждый конкретный момент, т. е. количество товара, которое уже находится на рынке или может быть и доставлено на рынок. В численном выражении оно равняется объему мирового экспорта.

Конъюнктура МР — соотношение спроса и предложения. Она может быть высокой, низкой, равновесной. Конъюнктура МР зависит от многих факторов, но основное влияние на нее оказывают общее состояние мировой экономики (фаза развития: подъем — спад — рецессия — депрессия) и состояние экономик ведущих (больших) стран, организационный состав субъектов МР (чем больше в их составе крупных монопольных структур (ТНК, МНК), тем больше вероятность монополизации рынка, а значит — искусственного регулирования конъюнктуры.

Мировой рынок имеет  товарную и географическую структуру. В зависимости от товара, реализуемого на конкретном рынке,  различают мировые рынки нефти, машиностроительной продукции, продуктов питания и других товаров. Отнесение того или иного товарного рынка к разряду мировых зависит от дислокации продавцов и покупателей этого товара. Они должны быть размещены по  всему миру (как, например, на рынке оружия, нефти, сахара). По отдельным товарам рынок может носить региональный и даже субрегиональный характер. В этом случае он ограничивается рамками отдельных регионов (например, Африканский) или субрегионов (интеграционной экономической группировкой). В теории и практике МТ выделяют так называемые внутрикорпорационные рынки, на которых происходит обмен товарами и услугами между филиалами, дочерними и другими зарубежными предприятиями одной корпорации. По экономической сути — это квазирынок, так как операции обмена здесь осуществляются по искусственно сконструированным ценам (трансфертным) либо даже без участия денег (бартер).

Важное значение в  структуризации МР имеют его субъекты — покупатели, которые либо направляют его в сферу производства (сектор производственного потребления МР), либо в сферу личного конечного потребления (продукты питания, медикаменты, непродовольственные товары народного потребления).

Рынок товаров, направляемых в сферу производства, структурируется  так же, как мировой товарооборот. В нем выделяют сегменты сырья и готовой продукции. В последнем особо выделяют рынок инвестиционных (машины, оборудование и т. п.), наукоемких товаров (компьютерное и медицинское оборудование, авиакосмическая техника, химическая продукция, услуги и т. д.).

 

20. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА. КОНЪЮНКТУРО-ОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

Состояние мировых товарных рынков характеризует конъюнктура.

Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это  экономическая ситуация, которая  складывается в экономике или  на конкретном рынке в какой-либо определенный период. Конъюнктура мирового товарного рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления коммерческой деятельности на этих рынках.

В зависимости от объекта  исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и  конъюнктуру отдельных отраслевых рынков (рыночную).

По продолжительности  действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические  и внециклические. Циклические факторы  относятся к разряду постоянно  действующих, а внециклические могут  быть как постоянно действующими, так и непостоянными.

Важнейшим конъюнктурообразующим фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум.

Другим конъюнктурообразующим  фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Наиболее быстро государственное  и межгосударственное регулирование проявляется в конъюнктуре отдельных отраслей и товарных рынков. Чрезвычайно важна роль государства и в стимулировании научно-технического прогресса. Типичным примером межгосударственного регулирования экономики, оказывающим непосредственное влияние на конъюнктуру, является сельскохозяйственная политика Европейского союза.

Следующий конъюнктурообразующий  фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень  монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.

В число конъюнктурообразующих  входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.

К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или стране.

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутренний инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими в мировом хозяйстве, например, с величиной внешней задолженности развивающихся стран.

Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах.

В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в  каждый конкретный момент различают  высокую и низкую конъюнктуру.

Непосредственными факторами, которые оказывают решающее воздействие на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения на рынке и уровень рыночных цен.

21. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛЕ.

В условиях рыночной экономики  ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"