Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки по МЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции  и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

1. экономический цикл;

2. состояние совокупного  спроса и предложения;

3. инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

4. издержки;

5. прибыль;

6. налоги и сборы;

7. предложение и спрос  на этот товар или услугу  с учетом взаимозаменяемости;

8. потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид,  престижность.

Специфические, т.е. действующие  только в отношении некоторых  видов товаров и услуг:

9. сезонность;

10. эксплуатационные расходы;

11. комплектность;

12. гарантии и условия  сервиса.

Специальные, т.е. связанные  с действием особых механизмов и  экономических инструментов:

13. государственное регулирование;

14. валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и  предложения. Однако на международном  рынке процесс ценообразования  имеет особенности.

Известно, что соотношения  спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель- продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.

Естественно, что все  это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно- импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле- продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм- поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого  товара влияет:

15. платежеспособный спрос  покупателя данного товара, т.е.  попросту говоря, наличие денег;

16. объем спроса - количество  товара, которое способен приобрести  покупатель;

17. полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения  составляющие ценообразующие факторы:

18. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

19. издержки производства  и обращения при реализации  товара на рынке;

20. цены на ресурсы  или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета  и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

На мировом рынке  возможны случаи «искажения соотношения  спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может  возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный  ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

22. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА.

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических  отношений. Она занимает основное место  среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт  и импорт товаров, соотношение между  которыми называют торговым балансом. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

Динамика развития международной  торговли характеризуется стремительным  ростом объёмов товарооборота в  последнее десятилетие. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом – нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Если раньше в международном товарообмене преобладали сырьевые товары и конечная продукция, то в современных условиях значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными формами изделий, отдельными частями конечного продукта. Возникновение мощного производственного аппарата ТНК за рубежом, налаживание между отдельными международными звеньями технологических цепочек устойчивых кооперационных связей привели к тому, что уже около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходится на промежуточную продукцию.

Причиной этого явления можно назвать рост специализации в условиях научно-технической революции. Монополии стремятся снижать удельные издержки производства путём повышения минимальных и оптимальных размеров предприятий, добиваясь экономии на крупномасштабном серийном производстве при широком использовании экспорта, поскольку объемы внутреннего рынка не дают возможности существенного роста производства.

Характерной чертой последних лет  является бартеризация внешнеэкономических  сделок – рост встречной торговли. На такие «встречные» сделки приходится от 20% до 30% всей мировой торговли.

В целом, можно отметить, что за прошедшее время изменился сам  характер мирового рынка. На него поступают  теперь уже не излишки внутреннего  производства, а заранее согласованные  поставки конкретному покупателю. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

23. РОССИЯ И ВТО.

Поскольку экономика  России все сильнее интегрируется  в мировую торговлю, для нашей  страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ (Ген. соглашение по тарифам и торговле). С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозировалось реализовать в 2006.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность  использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ  на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

При вступлении в ВТО, по правилам данной организации Россия обязана  договорится о своем членстве в этой международной организации  со всеми странами-участницами. Поэтому процесс вступления России в ВТО достаточно долог и может занять еще некоторое время.

Основная проблема вступления России в ВТО - это, в первую очередь, снятие ограничений на поставки товаров  из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений  на конкуренцию со стороны иностранных компаний. Это приведет к тому, что отечественные производители, могут оказаться не способными конкурировать на равных, как с очень качественной западной продукцией, так и с очень дешевой китайской. Другое дело, что данный процесс будет происходить постепенно (потому и ведутся столь долгие переговоры), и у наших предприятий останется время для адаптации к новым условиям.

Поэтому эксперты полагают, что, несмотря на усиление конкуренции со стороны иностранных производителей при вступлении России в ВТО, влияние этого события на отечественную промышленность не станет очень значительным или катастрофичным, хотя каждому предприятию придется позаботиться о себе и повысить эффективность собственной работы.

Россия практически  завершила технические переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию и может стать  ее членом уже в 2009 году.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления  торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

· международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

· возможность легализации  системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

· защиту от использования  так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

· Получение лучших в  сравнении с существующими и  недискриминационных условий для  доступа российской продукции на иностранные рынки;

· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· Создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· Участие в выработке  правил международной торговли с  учетом своих национальных интересов;

Критика вступления России в ВТО

Согласно критической  статье в журнале «Эксперт» в  ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год». В то же время различные эксперты сходятся во мнениях, что максимальная выгода от вступления в ВТО за все годы "невступления" росла, а потери от выхода на российские рынки иностранных товаров падали. Кроме того, Россия вступает в ВТО на крайне льготных условиях, что позволит ей 2-3 года получать выгоду от ВТО вообще не меняя таможенную политику. Не менее важно и то, что вступление в ВТО открывает путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"