Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки по МЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

По мнению многих политологов  со вступлением в ВТО, России придётся сократить расходы на без того слабо финансированного АПК

Однако на пути России в ВТО стоит ряд препятствий:

·        признание России как государства с полноценной рыночной экономикой, причем не только на политическом уровне, но и на научном, основующимся на серьезном экономическом анализе;

·        требование ВТО о снижении российских импортных тарифов до среднего уровня в 5-7%;

·        необходимость принятия Россией обязательств по объявлению конкурса (тендера) на каждую госзакупку стоимостью свыше 300 тыс. долл.;

·        прекращение практики государственных экспортных субсидий отечественным производителям (например, по авиотехнике).  

 

24. РОЛЬ ВТО В РЕГУЛИРОВАНИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Интернационализация хозяйственной  жизни, рост взаимозависимости между  странами в мировой экономике, возникновение  и обострение глобальных проблем  объективно предопределили необходимость  целенаправленного регулирования  международных экономических отношений объединенными усилиями стран.

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран- членов и в  урегулировании торговых споров между  ними.

Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Моделью, на основе которой  создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации.

Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.

За прошедшие два  года определились приоритетные направления  деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);

реализация правила  ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

правила в отношении  использования антидемпинговых  пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;

импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится  и к этому направлению деятельности ВТО.

Вместе с тем, более  резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.

Сейчас очень многие ратуют за изменение статуса ВТО. Большинство считает, что изменение "королевского" статуса ВТО должно идти в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались на последнем месте, то порядок старшинства между законами ВТО и национальными законами должен быть изменен на обратный. При нынешнем порядке вещей ни одна страна не может ввести торговые санкции, чтобы заставить другую страну следовать ее стандартам, если импортируемый продукт физически такой же, как производимый в этой стране. Невозможен, например, запрет на импорт говядины, получаемой с использованием гормонов, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта от говядины, производимой внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить.

Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение тропических болезней.

 

25. ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ВТО.

Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

Моделью, на основе которой  создавалась ВТО, является Генеральное  соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.

Но одно направление  уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых  мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.

Соглашение о ВТО  и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены  ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в  торговле товарами и услугами. Перечни  этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.

"Главные задачи  ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на июль 2007 г. насчитывалось 151, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств"

Решения принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

 

26. ОСНОВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В РАМКАХ ВТО

Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках не дискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных  принципа ГАТТ – это недискриминация  и обеспечение доступа на рынок.

Принцип недискриминации  реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального  режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством  регулирования товарооборота, а  также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы

Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО

 

27. ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Одним из распространенных методов экономического регулирования  внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок  и методологию таможенного обложения  товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и  объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, - ГАТТ/ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.  

 Таможенные тарифы  позволяют защитить оборонные  отрасли промышленности, которые  необходимо развивать независимо  от критерия экономической эффективности  размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;

·           Таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платёжного баланса страны по счёту текущих операций;

·           Таможенные тарифы необходимы для защиты новых "молодых" отраслей национальной экономики, порождённых научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм;

·           Таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

·           Использование оптимального тарифа: в случае, если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесёт ей чистый выигрыш;

·           При решении отдельных чисто внешнеторговых проблем введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий;

·           Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешёвую рабочую силу, могут увеличить приток дешёвого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране;

·           Таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга - сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях её укрепления.

Противники применения протекционистских мер строят свою аргументацию на следующем:

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"