Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка
Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»
К быстрорастущему ядру
рассматриваемой сферы
Высокие позиции
занимает и сфера образования.
К услугам этой отрасли
Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом.
33. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международная торговля — это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда.
Основные теории
1.Меркантилистская теория.
Меркантилисты первыми
2. Теория абсолютных преимуществ
В соответствии с этой теорией разработанной Смитом международная торговля является выгодной в том случае, если 2 стороны торгуют такими товарами которая каждая стран производит с меньшими издержками, чем страна – партнер. Страны экспортируют те товары в пр-ве которых они имеют абсолютное преимущество и импортируют те товары в пр-ве. кот. преимущество принадлежит их торговым партнерам.
3. Теория сравнительных преимуществ
В соответствии с этой теорией разработанной Рикардо страны специализируются на пр-ве тех товаров альтернативная цена которых ниже т.е. которые они могут оизводить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того является ли пр-во в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товар определяется через цену товара кот нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемым выиграшем от торговли. Эта теория справедлива по отношению к любому количеству товара и любому количеству стран а также для анализа торговли между отдельными районами, областями республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровня сущ. в каждой из стран з/п.
4. Теория соотношения факторов производства
В соответствии с этой теорией разработанной Хекшером – Олином разница в относительных ценах на товары в различных странах, а след. и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары для пр-ва кот. она обладает относительно избыточными факторами пр-ва и импортирует те товары для пр-ва кот. она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные фактора пр-ва в торгующих странах.
5. Теория международной торговли Леонтьева
Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).
Многочисленные попытки
объяснить этот парадокс позволили
развить и обогатить теорию Хекшера
— Олина путем учета
34. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Несмотря на либерализацию
современной внешнеэконом.деят-
35. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ПРОТЕКЦИОНИЗМ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.
Воздействия различных факторов обуславливают существование двух видов внеш торг политики: протекционизм и либерализм, которые отражают реакцию государств на изменения в МРТ на мировом рынке. П - экон. политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта - таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима гос. закупок, "добровольных" ограничений экспорта.
Случаи необходимости использования П:
- случай молодой отрасли;
- случай введения оптимального внешнеторгового тарифа, который заставляет поставщика снизить цену на данный товар;
- для защиты сельского хозяйства.
При либерализации происходит
поощрение экспорта, повышение
36. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
МТ — один из важнейших секторов междун. торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей МЭ и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Т., в том числе междун., привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в госуд. бюджеты. Причины роста спрос на тур. услуги: соц-эконом (общий рост доходов; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей), полит и эконом (прогресс в развитии транспорта, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима). Т. является объектом как международного, так и национального регулирования. Регулирование рынка туристических услуг осуществляется Всемирной туристской организацей (с 1975 г.), ЮНВТО имеет ряд межд норм, определяет основные положения, связанные с этим рынком. ВТО приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985) вводит такие понятия как туризм, турист, экскурсант.
Туризм опр-ся как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья и связанный с передвижением за пределы ПМЖ. Турист - любое лицо, кот-е ост-ся на территории др гос-ва не менее 24 часов, но не более 1года без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деят-тью. Путешественник, кот-й провел за границей < 24часов - экскурсант.
Т. представляет собой целый комплекс услуг, объединенных в туристскую индустрию. Составной частью Т индустрии выступает Т бизнес, в кот-м действуют: а) туроператоры, б)турагенты.
По данным ЮНВТО к нач-лу 21в на долю м/н Т приходилось 11% мирового ВВП, 6% мирового экспорта товаров. Сейчас разв-ся, все пок-ли м/н Т растут, обгоняя по темпам роста мировой ВВП в целом. Разв-ся неравномерно по регионам: 1. Европа (около 54%), 2. Азиатско-Тихоокеанский регион (19%), 3. Америка (16%), 4. Африка (5%), 5. Бижн. Восток (4%). Есть страны с положит. и отриц. сальдо от экспорта услуг. Наиболее положит-е - Испания, Италия, Турция, Мексика. Отриц-е - Германия, Япония, Великобрит, Сев. Европа.
В РФ туризм регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132—ФЗ и рядом других нормативных документов, кот определяют принципы гос. политики, направленной на установление правовых основ единого тур. рынка в России и порядок рацион. исполь-я тур.ресурсов.
При осуществлении м/н экономических связей транспорт обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, составляющих предмет транспортной операции, между двумя и более странами. Процесс доставки товара в м/н торговле вкл-т: а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; б) перевозку товара от пограничного пункта страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; в) транзитную или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы. Транспортные операции считаются м/н, если они связаны с транзитом или перевозкам по морским путям, т. е. в внешними относительно стран-участниц внешнеторговыми операциями и участниками маршрута перевозки.
=> существует
связь с м/н торговлей: вся
торговля основана на
Х1Хв - транспорт развивается медленно. Доминирует морской и речной, а в сухопутном - гужевой. Позднее: ж/д, вытеснение морского и речного с рынка дальних перевозок.
ХХ в - новые: автомобильный и авиационный, конец ХХв - трубопроводный.
Транспортные услуги постепенно переходят из исключительной прерогативы гос-ва:
Трубопроводный - капиталоемкий => остается у гос-ва
М/н транспортные услуги продаются и покупаются на м/н транспортных рынках, кот-е различаются в зависимости от видов транспорта, видов перевозимых грузов, а также региональных особенностей. М/н сообщения могут быть прямыми (беспегрузочные), смешанные (с использованием 2-х или более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).
М/н транспортные услуги вкл-т не только непосредственно перевозочную деят-ть, но и целый ряд сопутствующих операций (погрузка, перегрузка, охрана груза и прочее бла-бла-бла).
В м/н транспортном
процессе принимают участие фирма-
Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок сложилась в процессе мирового экономического развития и МРТ и, в свою очередь, активно влияет на указанные процессы. Общая тенденция в том, что м/н перевозки грузов растут медленнее, чем м/н торговля т.к. объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно, либо не растут вовсе, материалоемкое пр-во перемещается к источникам сырья. Транспортная сеть возрастает, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП, и особенно в ВВП развитых стран, сокращается.
Международные перевозки и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.
Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные (около 100) межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России.
Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные, насыпные, наливные и генеральные (готовая продукция).
Главное направление в развитии мировой транспортной системы — синхронизация работы разных видов транспорта, их совместное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.