Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:34, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика и МЭО»

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки по МЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся  также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений.  Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

    Высокие позиции  занимает и сфера образования.  К услугам этой отрасли постиндустриальное  общество предъявляет все более высокие требования.  Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха.

     Ряд других  услуг развивается более умеренными темпами, на уровне средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом.

 

33. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Международная торговля — это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют  свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда.

Основные теории

1.Меркантилистская теория.  Меркантилисты первыми предложили  стройную теорию международной  торговли. Они считали, что богатство  стран зависит от кол-ва золота  и серебра, которыми они располагают, и полагали, что государство обязательно должно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить ввоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия. Предвестники классической школы экономики впервые доказали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран.

2. Теория абсолютных  преимуществ

В соответствии с этой теорией разработанной Смитом международная  торговля является выгодной в том  случае, если 2 стороны торгуют такими товарами которая каждая стран производит с меньшими издержками, чем страна – партнер. Страны экспортируют те товары в пр-ве которых они имеют абсолютное преимущество и импортируют те товары в пр-ве. кот. преимущество принадлежит их торговым партнерам.

3. Теория сравнительных  преимуществ

В соответствии с этой теорией разработанной Рикардо  страны специализируются на пр-ве тех товаров альтернативная цена которых ниже т.е. которые они могут оизводить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того является ли пр-во в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товар определяется через цену товара кот нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемым выиграшем от торговли. Эта теория справедлива по отношению к любому количеству товара и любому количеству стран а также для анализа торговли между отдельными районами, областями республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровня сущ. в каждой из стран з/п.

4. Теория соотношения  факторов производства

В соответствии с этой теорией разработанной Хекшером – Олином разница в относительных ценах на товары в различных странах, а след. и торговля между ними объясняется различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары для пр-ва кот. она обладает относительно избыточными факторами пр-ва и импортирует те товары для пр-ва кот. она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные фактора пр-ва в торгующих странах.

5. Теория международной торговли Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в  середине 50-х гг. предпринял попытку  эмпирической проверки основных выводов  теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки  объяснить этот парадокс позволили  развить и обогатить теорию Хекшера  — Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную  специализацию, среди которых можно отметить следующие:  неоднородность факторов производства. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда;  государственная внешнеторговая политика, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

34. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

Несмотря на либерализацию  современной внешнеэконом.деят-ти значительную роль в развитии внеш.торговли и  ее регулировании сохраняют за собой гос-ва, проводящие соответ-ю внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика гос-ва  (в/т политика) – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деят-ти гос-ва, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. В/т политика гос-ва складывается из стратегии и тактического аспекта в/т политики. Стратегия в/т политики – определение ее целей и решение концептуальных, главных для развития и регулирования внеш. торговли вопросов. (в США это рассматривается в ежегодном докладе президента «О национальной безопасности США и в «Нац. экспортной стратегии США», в РФ – «Концепция нац. безопасности РФ» и «О гос.регулир-и внешнеторг.деят-ти» от 1995г.). Главная задача в/т политики любого гос-ва состоит в обеспечении благоприятных условий для эффектив. деят-ти отечеств. бизнеса в сфере внеш. торговли, а след-о, для эффектив. развития нац. экономики в целом. Также здесь действую факторы интернацион-и эконом. жизни. Основные разновидности в/т политики на сегодня – либерализация и протекционизм. Тактический аспект в/т политики гос-ва связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств в/т политики. У большинства стран мира сегодня имеется обширный арсенал различных инструментов в/т политики,  что позволяет им оказывать активное воздействие на формирование структуры и направление развития собственных внешнеэконом. связей и влиять на в/т политику других стран и группировок.

 

35. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И  ПРОТЕКЦИОНИЗМ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.

Воздействия различных  факторов обуславливают существование  двух видов внеш торг политики: протекционизм  и либерализм, которые отражают реакцию  государств на изменения в МРТ  на мировом рынке. П - экон. политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта - таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима гос. закупок, "добровольных" ограничений экспорта.

Случаи необходимости  использования П:

- случай молодой отрасли;

- случай введения оптимального  внешнеторгового тарифа, который заставляет поставщика снизить цену на данный товар;

- для защиты сельского  хозяйства.

При либерализации происходит поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности  отеч товаров на  внеш рынке в  целях экспортной экспансии, завоевания новых рынков. Главным итогом уругвайского раунда выступила дальнейшая либ-я мир торговли и снижение применения П. (прежде всего: торговля с\х прод-й – снижение супсидий фермерам и импортных пошлин). В наст время – тенденция к либ-ии., т.е ослаблению или полному устранению препятствий на пути  межд товаропотоков. Для стран с рыночной экономикой характерна либерализация внешнеэкономической деятельности, т.е. ослабление или полная отмена препятствий на пути международных товаропотоков. Если государство будет участвовать в либерализации внешнеэконоической деятельности, то поощряя экспорт будет повышаться конкурентоспособность отечественных товаров на внешнем рынке в целях экспортной экспансии, завоевания новых рынков

 

36. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

МТ — один из важнейших секторов междун. торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей МЭ и один из наиболее прибыльных видов бизнеса. Т., в том числе междун., привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в госуд. бюджеты. Причины роста спрос на тур. услуги: соц-эконом (общий рост доходов; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей), полит и эконом (прогресс в развитии транспорта, снятие или ослабление валютных ограничений, либерализация визового режима). Т. является объектом как международного, так и национального регулирования. Регулирование рынка туристических услуг осуществляется Всемирной туристской организацей (с 1975 г.), ЮНВТО имеет ряд межд норм, определяет основные положения, связанные с этим рынком. ВТО приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985) вводит такие понятия как туризм, турист, экскурсант.

Туризм опр-ся как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья и связанный с передвижением  за пределы ПМЖ. Турист - любое лицо, кот-е ост-ся на территории др гос-ва не менее 24 часов, но не более 1года без  занятия в стране временного проживания оплачиваемой деят-тью. Путешественник, кот-й провел за границей < 24часов - экскурсант.

Т. представляет собой  целый комплекс услуг, объединенных в туристскую индустрию. Составной  частью Т индустрии выступает  Т бизнес, в кот-м действуют: а) туроператоры, б)турагенты.

По данным ЮНВТО к  нач-лу 21в на долю м/н Т приходилось 11% мирового ВВП, 6% мирового экспорта товаров. Сейчас разв-ся, все пок-ли м/н Т  растут, обгоняя по темпам роста  мировой ВВП в целом. Разв-ся неравномерно по регионам: 1. Европа (около 54%), 2. Азиатско-Тихоокеанский регион (19%), 3. Америка (16%), 4. Африка (5%), 5. Бижн. Восток (4%). Есть страны  с положит. и отриц. сальдо от экспорта услуг. Наиболее положит-е - Испания, Италия, Турция, Мексика. Отриц-е - Германия, Япония, Великобрит, Сев. Европа.

В РФ туризм регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности»  от 24 ноября 1996 г. № 132—ФЗ и рядом  других нормативных документов, кот  определяют принципы гос. политики, направленной на установление правовых основ единого  тур. рынка в России и порядок рацион. исполь-я тур.ресурсов.

37. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

 

При осуществлении  м/н экономических связей транспорт  обеспечивает перемещение грузов, пассажиров и багажа, составляющих предмет транспортной операции, между двумя и более  странами. Процесс доставки товара в м/н торговле вкл-т: а) перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; б) перевозку товара от пограничного пункта страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; в) транзитную или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы. Транспортные операции считаются м/н, если они связаны с транзитом или перевозкам по морским путям, т. е. в внешними относительно стран-участниц внешнеторговыми операциями и участниками маршрута перевозки.

=> существует  связь с м/н торговлей: вся  торговля основана на транспортной  системе. 

Х1Хв - транспорт  развивается медленно. Доминирует морской  и речной, а в сухопутном - гужевой. Позднее: ж/д, вытеснение морского и речного с рынка дальних перевозок.

ХХ в - новые: автомобильный и авиационный, конец  ХХв - трубопроводный.

Транспортные  услуги постепенно переходят из исключительной прерогативы гос-ва:

  • автомобильный первоначально не гос-й
  • морской
  • авиационный

Трубопроводный - капиталоемкий => остается у гос-ва

М/н транспортные услуги продаются и покупаются на м/н транспортных рынках, кот-е различаются  в зависимости от видов транспорта, видов перевозимых грузов, а также  региональных особенностей. М/н сообщения  могут быть прямыми (беспегрузочные), смешанные (с использованием 2-х или более видов транспорта), прямые смешанные (с использованием разных видов транспорта, но по единым транспортным документам).

М/н транспортные услуги вкл-т не только непосредственно  перевозочную деят-ть, но и целый ряд сопутствующих операций (погрузка, перегрузка, охрана груза и прочее бла-бла-бла).

В м/н транспортном процессе принимают участие фирма-грузовладелец  и фирмы-перевозчики, между кот-ми заключается договор перевозки). Кроме грузовладельцев в транспортных операциях участвуют еще фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), с кот-ми закл-ся договор обслуживания, и фирмы-экспедиторы (фрахтовые агенты, брокеры, комиссионеры и т.д.). В настоящее время число экспедиторских фирм в мире превысили 100 тыс.

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок  сложилась в процессе мирового экономического развития  и МРТ и, в свою очередь, активно влияет на указанные процессы. Общая тенденция в том, что  м/н перевозки грузов растут медленнее, чем м/н торговля т.к. объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно, либо не растут вовсе, материалоемкое пр-во перемещается к источникам сырья. Транспортная сеть возрастает, но неравномерно по различным видам транспорта. Доля транспорта в общемировом ВВП,  и особенно в ВВП развитых стран, сокращается.

Международные перевозки  и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и  те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Международные перевозки  регулируются многосторонними соглашениями на региональном и общемировом уровнях. В этой сфере действуют многочисленные (около 100) межгосударственные организации, в том числе специализированные органы ООН: Международная морская  организация и Международная организация по гражданской авиации с участием России.

Транспортные услуги различаются в зависимости от вида транспорта, предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж), транспортной характеристики товара, периодичности  перевозки. Перевозимые товары делятся на сухие, или навалочные, насыпные, наливные и генеральные (готовая продукция).

Главное направление  в развитии мировой транспортной системы — синхронизация работы разных видов транспорта, их совместное функционирование в смешанных перевозках. Особенно интенсивно растут перевозки товаров в контейнерах и генеральных грузов в целом. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"