Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

Фин. пол-ка – сов-сть целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эфф-ной мобилизации фин. рес-сов, их перераспределения и исп-ния для выполнения гос-вом своих ф-ций. Фин. пол-ка явл. органичной частью соц.-эк пол-ки, в кот. опр-ся стратегич. и тактич. цели развития эк-ки, общий объем фин. рес-сов, их источники и направления исп-ния, вырабатывается мех-м регулир. и стимулир. соц.-эк. пр-сов фин. методами.

Осн. док-тами правительства в этой области являются «Нац. стратегия  устойчивого развития РБ на 15 лет», «Осн. направления соц.-эк. развития (СЭР) на 10 лет», «Программа СЭР на 5 лет» и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом док-те осущ-ся выбор долговрем. и краткоср. целей и составление целевых программ концентрации фин. рес-сов на гл. напр-ях эк-кого и соц. развития. При разработке перспективной фин. пол-ки прогнозир. тенденции развития фин., формир-ся концепции их исп-ния, отрабатываются принципы орг-ции фин. отнош-й.

В период перехода эк-ки республики к  рыночным отношениям изменялись и подходы к формир-ю фин. пол-ки с учетом разнообразия форм соб-ности, новых институтов рынка, реформы ценообр-я и т.д.

Фин. пол-ка вырабатывается и реализуется  сист. упр-я финн. или спец. аппаратом и его звеньями разл. ур-ней. Сюда входят фин. службы (отделы) предприятий, орг-ций и учреждений, страховые органы, фин. органы и налоговые инспекции.

На ур-не республики упр-е фин. осущ-ют прежде всего высшие органы гос. власти — Президент и Нац. собрание РБ, ежегодно рассм-щие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона «О бюджете на предстоящий фин. год».

Важнейшими фин. органами, разрабатывающими фин. пол-ку гос-ва и осущ-щими упр-е фин., явл-ся Минфин РБ и его органы на местах.


ç Схема упр-я фин.*

 

Указанные блоки и элементы упр-я  реализуются ч/з ф-ции прогнозир., планир., оперативного упр-я и контроля, бюджетно-налоговую пол-ку, кот. осущ-ся поср-вом бюджетной и налоговой систем страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Бюджетное регулирование.  Бюджет РБ.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения  функций гос органов, эк и соц развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц.

Согласно Конституции  РБ бюджетная система РБ включает в себя республиканский и местный  бюджеты. Доходы бюджета формируются  за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также  иных поступлений. Общегосуд расходы  осуществляются за счет республиканского бюджета в соотв с его расходной частью.

Доходы(налог на прибыль и доходы, подоходный налог, НДС, акцизы, налог на собственность, налоги  за пользование природными ресурсами, доходы от внешней торговли и внешнеэко операций )

Расходы (на гос управление и местное самоуправление, международную  деятельность, промышленность, энергетику и строительный комплекс, с/х, транспорт, дорожное хоз-во и связь, жилищно-коммун хоз-во, соц-культурные мероприятия )

Республиканский бюджет утверждается законом РБ, местные – решениями  местных Советов депутатов.

Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством и  Комитетом гос контроля. Оперативняй контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Гос таможенный комитет РБ, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

Бюджет является важным рычагом  воздействия на экономику и стимулирования ее роста.

Основные функции бюджета:

(перераспределение ВВП,  гос регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение сициальной политики)

Путем изменения уровня гос расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (потребительских и инновационных расходов), влиять на колебания экономической конъюнктуры. Различают экспансионистскую (расширительную) и рестрикционную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении гос расходов и снижении уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорению эко роста; вторая – в уменьшении расходов и повышении налогов, что помогает ослабить инфляцию и стабилизировать хозяйственную конъюнктуру. Проект бюджета на 2011 год предусматривает дефицит на уровне 3% ВВП, или около 6 трлн рублей,Доходы консолидированного бюджета запланированы на уровне 54,4 трлн рублей, расходы — 60,4 трлн рублей. Профицит республиканского бюджета Беларуси за январь - октябрь 2011 года составил Br3,3 трлн, или 1,5% к ВВП. Доходы республиканского бюджета составили около Br38 трлн, или 77% уточненного годового плана, расходы - Br34,6 трлн, или 69,2% уточненного годового плана. 
 
За январь - октябрь 2011 года в бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму Br19,3 трлн, или 78,7% уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило Br6,5 трлн (80,1%). Акцизы составили Br4,3 трлн (79% уточненного годового плана). Доходы от внешнеэкономической деятельности возросли до Br10,9 трлн, или 72,8% уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили Br22,6 трлн, или 87,1% уточненного годового плана.  
Расходы на общегосударственную деятельность составили Br9,6 трлн (71,9%), на финансирование национальной экономики - Br11,2 трлн (73,3%). На финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено Br46,2 трлн (76,9%).

Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в 141,8 трлн рублей, или 27,8% к ВВП.  
Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета станут: налог на добавленную стоимость - 33,2%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - 17,9%, подоходный налог - 10,8%, налог на прибыль - 10%, акцизы - 8%.  
Доходы по республиканскому бюджету предусмотрены в 92,7 трлн рублей с ростом к ожидаемому исполнению бюджета 2011 года на 86,3%.  
Расходы республиканского бюджета сформированы в 92,7 трлн рублей с ростом на 83,3%. Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в 141,8 трлн рублей, или 27,8% к ВВП. Республиканский бюджет на 2012 год сформирован бездефицитным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Кредитно-денежное  регулирование

Под ДКП понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с  целью регулирования экономики.

В идеале  ДКП  должна  обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.  Однако на практике с ее помощью  приходится  решать  более  узкие,  отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи. 

Конечными целями обычно являются: стабильность эк роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики гос-ва выделяют долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).

(Структура системы денежно-кредитного  регулирования)

Цели: конечные – эк цели гос-ва; промежуточные – параметры денежной массы и кредитов, ур-нь цен денежного рынка и т д.; индивидуальные (интересы субъектов)


Объект: денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг) и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объемом, формой, ценой, направлениями  движения и т.д.


 

                                              Субъекты:

1)субъекты хоз-ния: институты  денежного рынка(коммерческие банки, финаксовые компании, финансовые биржи), производители товаров и неденежных услуг

2)гос стр-ры: Министерство  экономики (общеэкономические цели  и регулирование), минфин(регулирование гос финансов и финн условий хозяйствования, выпуск гос ценных бумаг), другие министерства и ведомства (регулирование финансов в пределах ведомства), местные органы (регулирование гос финансов в регионах), нацбанк (стабильность нац валюты и банковской сис-мы)

3)домашние хоз-ва

ДКП осущ с помощью инструментов: прямые (целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок) и  косвенные (регулир-ние офиц-ой ставки рефинансирования, изменение нормы  обязательного резервирования, рефинансирование ком банков, операции на открытом рынке (РЕПО)). 

Регулировании объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хоз активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление гос долгом регулирует распределение ссудных капиталов между частными и гос секторами, ур-нь процентных ставок и банковскую ликвидность.

Денежно-кредитное регулирование  осуществляется также процентной политикой  нацбанка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой  резервирования (установление ноцбанком  норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом ранке, рефинансированием банков и валютным регулированием.

Основными целевыми ориентирами  единой гос денежно-кредитной политики на 2012 год и деятельности нацбанка явл.: защита и обеспечение устойчивости бел рубля, в том числе его  покупательной способности и  курса по отношению к иностранным  валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы,снижение уровня инфляции.

Для достижения этих целей  НБ РБ предусматривает регулирование  денежно-кредитной сферы посредством  следующих мер:

• в области регулирования  денежной массы —сокращение денежного предложения в нац валюте в соответствии со спросом эк-ки на деньги и целевым параметром инфляции(снижение до уровня 19-22%);

• в области процентной п-ки — поддержание положительной  в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных  р-сов для предприятий реального  сектора эк-ки(снижение ставки рефинансирования до уровня 20-23%, но выше темпов инфляции);

• в области п-ки обменного  курса — обеспечение траектории номинального курса бел рубля  к корзине валют стран.(курс доллара по отношению к бел рублю на уровне 9150 рублей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Налоговая система и пути ее  совершенствования в нац экономике

Налог – принудительно  изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций.

Рядом законов, принятых Верховным  Советом РБ, создана новая налоговая  система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на топливо  и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование  природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог  на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы.

В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальную и экономическую(регулирующую и распределительную). Фискальная является основной в формировании денежных фондов гос-ва. Экономическая предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения нац дохода, влияния на реальный процесс произ-ва и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.

По методу взимания различают  прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно выплачиваются  конкретным плательщиком. Косвенные  – это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть  образуют акцизы (надбавки к ценам  товаров). В соответствии с гос  устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские  и местные. Сов-ность всех взимаемых  в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном  порядке, образуют налоговую систему.

Согласно нормам, все граждане РБ обязаны принимать участие  в финансировании гос расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос расходов, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению – Правительства.

Основными направлениями совершенствования  действующей системы налогообложения  в Республике Беларусь являются:

- выравнивание налогового бремени  между субъектами хозяйствования  различных форм собственности  и отраслей;

- упорядочение системы налоговых  льгот и инструментов налогового  регулирования по созданию благоприятной  инвестиционной среды; 

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"