Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".
Фин. пол-ка – сов-сть целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эфф-ной мобилизации фин. рес-сов, их перераспределения и исп-ния для выполнения гос-вом своих ф-ций. Фин. пол-ка явл. органичной частью соц.-эк пол-ки, в кот. опр-ся стратегич. и тактич. цели развития эк-ки, общий объем фин. рес-сов, их источники и направления исп-ния, вырабатывается мех-м регулир. и стимулир. соц.-эк. пр-сов фин. методами.
Осн. док-тами правительства в этой области являются «Нац. стратегия устойчивого развития РБ на 15 лет», «Осн. направления соц.-эк. развития (СЭР) на 10 лет», «Программа СЭР на 5 лет» и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом док-те осущ-ся выбор долговрем. и краткоср. целей и составление целевых программ концентрации фин. рес-сов на гл. напр-ях эк-кого и соц. развития. При разработке перспективной фин. пол-ки прогнозир. тенденции развития фин., формир-ся концепции их исп-ния, отрабатываются принципы орг-ции фин. отнош-й.
В период перехода эк-ки республики к рыночным отношениям изменялись и подходы к формир-ю фин. пол-ки с учетом разнообразия форм соб-ности, новых институтов рынка, реформы ценообр-я и т.д.
Фин. пол-ка вырабатывается и реализуется сист. упр-я финн. или спец. аппаратом и его звеньями разл. ур-ней. Сюда входят фин. службы (отделы) предприятий, орг-ций и учреждений, страховые органы, фин. органы и налоговые инспекции.
На ур-не республики упр-е фин. осущ-ют прежде всего высшие органы гос. власти — Президент и Нац. собрание РБ, ежегодно рассм-щие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона «О бюджете на предстоящий фин. год».
Важнейшими фин. органами, разрабатывающими фин. пол-ку гос-ва и осущ-щими упр-е фин., явл-ся Минфин РБ и его органы на местах.
ç Схема упр-я фин.*
Указанные блоки и элементы упр-я
реализуются ч/з ф-ции
46. Бюджетное регулирование. Бюджет РБ.
Бюджет – основной финансовый
план формирования и использования
денежных средств для обеспечения
функций гос органов, эк и соц
развития страны или соответствующих
административно-
Согласно Конституции РБ бюджетная система РБ включает в себя республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосуд расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соотв с его расходной частью.
Доходы(налог на прибыль и доходы, подоходный налог, НДС, акцизы, налог на собственность, налоги за пользование природными ресурсами, доходы от внешней торговли и внешнеэко операций )
Расходы (на гос управление и местное самоуправление, международную деятельность, промышленность, энергетику и строительный комплекс, с/х, транспорт, дорожное хоз-во и связь, жилищно-коммун хоз-во, соц-культурные мероприятия )
Республиканский бюджет утверждается законом РБ, местные – решениями местных Советов депутатов.
Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом РБ, Правительством и Комитетом гос контроля. Оперативняй контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Гос таможенный комитет РБ, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.
Бюджет является важным рычагом воздействия на экономику и стимулирования ее роста.
Основные функции бюджета:
(перераспределение ВВП, гос регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение сициальной политики)
Путем изменения уровня гос
расходов и налогообложения правительство
может регулировать объем совокупного
спроса (потребительских и инновационных
расходов), влиять на колебания экономической
конъюнктуры. Различают экспансионистскую
(расширительную) и рестрикционную (ограничительную)
бюджетную политику. Первая из них выражается
в увеличении гос расходов и снижении
уровня налогообложения, что способствует
преодолению экономических кризисов и
ускорению эко роста; вторая – в уменьшении
расходов и повышении налогов, что помогает
ослабить инфляцию и стабилизировать
хозяйственную конъюнктуру. Проект
бюджета на 2011 год предусматривает дефицит
на уровне 3% ВВП, или около 6 трлн рублей,Доходы консолидированного
бюджета запланированы на уровне 54,4 трлн
рублей, расходы — 60,4 трлн рублей. Профицит республиканского
бюджета Беларуси за январь - октябрь 2011
года составил Br3,3 трлн, или 1,5% к ВВП. Доходы республиканского бюджета составили
около Br38 трлн, или 77% уточненного годового
плана, расходы - Br34,6 трлн, или 69,2% уточненного
годового плана.
За январь - октябрь 2011 года в
бюджет сектора органов государственного
управления поступило НДС на сумму Br19,3
трлн, или 78,7% уточненного годового плана.
Налога на прибыль поступило Br6,5 трлн (80,1%).
Акцизы составили Br4,3 трлн (79% уточненного
годового плана). Доходы от внешнеэкономической
деятельности возросли до Br10,9 трлн, или
72,8% уточненного годового плана. Поступления
в Фонд социальной защиты населения составили
Br22,6 трлн, или 87,1% уточненного годового
плана.
Расходы на общегосударственную
деятельность составили Br9,6 трлн (71,9%),
на финансирование национальной экономики
- Br11,2 трлн (73,3%). На финансирование социальной
сферы (социальная политика, образование,
здравоохранение, физическая культура,
спорт, культура и средства массовой информации,
Фонд социальной защиты населения) направлено
Br46,2 трлн (76,9%).
Общая сумма доходов консолидированного
бюджета на 2012 год прогнозируется в 141,8
трлн рублей, или 27,8% к ВВП.
Основными источниками
налоговых доходов консолидированного
бюджета станут: налог на добавленную
стоимость - 33,2%, налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности - 17,9%, подоходный налог -
10,8%, налог на прибыль - 10%, акцизы - 8%.
Доходы по республиканскому
бюджету предусмотрены в 92,7 трлн рублей
с ростом к ожидаемому исполнению бюджета
2011 года на 86,3%.
Расходы республиканского
бюджета сформированы в 92,7 трлн рублей
с ростом на 83,3%. Расходы консолидированного
бюджета прогнозируются в 141,8 трлн рублей,
или 27,8% к ВВП. Республиканский бюджет
на 2012 год сформирован бездефицитным.
47. Кредитно-денежное регулирование
Под ДКП понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
В идеале ДКП должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Конечными целями обычно являются: стабильность эк роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики гос-ва выделяют долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).
(Структура системы денежно-
Цели: конечные – эк цели гос-ва; промежуточные – параметры денежной массы и кредитов, ур-нь цен денежного рынка и т д.; индивидуальные (интересы субъектов)
Объект: денежные средства, обеспечивающие
процесс воспроизводства
1)субъекты хоз-ния: институты денежного рынка(коммерческие банки, финаксовые компании, финансовые биржи), производители товаров и неденежных услуг
2)гос стр-ры: Министерство
экономики (общеэкономические
3)домашние хоз-ва
ДКП осущ с помощью инструментов: прямые (целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок) и косвенные (регулир-ние офиц-ой ставки рефинансирования, изменение нормы обязательного резервирования, рефинансирование ком банков, операции на открытом рынке (РЕПО)).
Регулировании объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хоз активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление гос долгом регулирует распределение ссудных капиталов между частными и гос секторами, ур-нь процентных ставок и банковскую ликвидность.
Денежно-кредитное
Основными целевыми ориентирами
единой гос денежно-кредитной политики
на 2012 год и деятельности нацбанка
явл.: защита и обеспечение устойчивости
бел рубля, в том числе его
покупательной способности и
курса по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской
системы; обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Для достижения этих целей
НБ РБ предусматривает регулирование
денежно-кредитной сферы
• в области регулирования денежной массы —сокращение денежного предложения в нац валюте в соответствии со спросом эк-ки на деньги и целевым параметром инфляции(снижение до уровня 19-22%);
• в области процентной
п-ки — поддержание положительной
в реальном выражении доходности
сбережений и доступности кредитных
р-сов для предприятий
• в области п-ки обменного курса — обеспечение траектории номинального курса бел рубля к корзине валют стран.(курс доллара по отношению к бел рублю на уровне 9150 рублей)
48.
Налоговая система и пути ее
совершенствования в нац
Налог – принудительно изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций.
Рядом законов, принятых Верховным Советом РБ, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы.
В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальную и экономическую(регулирующую и распределительную). Фискальная является основной в формировании денежных фондов гос-ва. Экономическая предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения нац дохода, влияния на реальный процесс произ-ва и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.
По методу взимания различают
прямые и косвенные налоги. Прямые
налоги непосредственно выплачиваются
конкретным плательщиком. Косвенные
– это обязательные платежи, включенные
в цену товара. Значительную их часть
образуют акцизы (надбавки к ценам
товаров). В соответствии с гос
устройством и бюджетной
Согласно нормам, все граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос расходов, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению – Правительства.
Основными направлениями
- выравнивание налогового
- упорядочение системы