Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

- унификация налогового законодательства  республики, приведение ее в соответствие  с общепринятыми в мировой  практике принципами построения;

- совершенствование структуры  налогов с ориентацией на значительное  повышение роли прямого подоходного  налогообложения, а также сокращение  количества налогов за счет  отмены малоэффективных сборов  и отчислений во внебюджетные  фонды, объединения налогов, имеющих  сходную налоговую базу;

- существенная модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов;

- упрощение налоговой системы  таким образом, чтобы не допустить  искажающего воздействия налогов  на экономику и обеспечить  достаточные поступления в бюджет;

С 2012 года в рамках работы по снижению налоговой нагрузки на экономику и дальнейшему упрощению налоговой системы законопроектом учтено снижение ставки налога на прибыль с 24% до 18% с одновременным изменением подходов к налоговому стимулированию инвестиций за счет отказа от действующего освобождения от налогообложения прибыли, направленной на капитальные вложения, и введения для целей налогообложения системы ускоренной амортизации, а также механизма переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений. 
Предусмотрено введение для повышения конкурентоспособности экономики, развития рынка ценных бумаг дополнительных налоговых стимулов по освобождению от налога на прибыль прибыли организаций, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%); установлению ставки налога на прибыль в размере 10% в отношении прибыли организаций, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными; освобождению от налогообложения эмиссионного дохода, полученного при первичном размещении ценных бумаг и т.д. 
Также законопроектом учтено уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на один процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения. Предусмотрено предоставление плательщикам права изменять в течение текущего налогового периода выбранный ими метод уплаты налога на прибыль на основании прибыли прошлого года на метод, основанный на планируемой прибыли. Учтено упрощение порядка уплаты экологического налога путем исключения необходимости подачи плательщиками налоговых деклараций по месту нахождения объектов налогообложения и перевод их на подачу одной налоговой декларации в налоговые органы по месту постановки на учет. 
Для адаптации доходов бюджета на 2012 год к высоким темпам инфляции планируется произвести укрупнение подакцизных групп товаров и повышение ставок акцизов на алкогольные и табачные изделия в пределах, согласованных в качестве условий предоставления Беларуси очередных траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС; индексацию в пределах параметров инфляции 2011 года ставок некоторых видов налогов; увеличение с учетом предполагаемого роста заработной платы в 2012 году необлагаемых сумм и налоговых вычетов по подоходному налогу и их установление в белорусских рублях. 
В целях повышения рейтинга Беларуси в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" предлагается установить обязанность подачи налоговых деклараций в электронном виде для организаций с численностью работников свыше 50 человек. 
Законопроект обеспечивает дальнейшее упрощение налоговой системы, порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, снижение налоговой нагрузки, облегчение восприятия плательщиками предписаний кодекса, а также решение ряда проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения кодекса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49 Валютная политика и валютный  контроль

Валюта  — нац  денежная единица, участвующая   в   междун торговых и финансовых    операциях   на     законодательно  закрепленной     основе.

Валютный  курс (важнейший  элемент валют сис-мы) — это  цена   денежной ед-цы    одной   страны, выраж в денежных единицах др стран или в межд валютных единицах.

В   соответствии с действующей  классификацией МВФ выделяют 8 валютных режимов: отсутствие собств платежного ср-ва, валютное   управление,  обычная привязка   курса, привязка   курса в рамках  коридора,  ползущая привязка, ползущий коридор, управляемое плавание, свободное   плавание.

Валютное    регулирование   -  составляет    часть   валютной       политики     и   вкл   принципы,  методы  и   формы осуществления   в    стране     вал  операций. Поскольку  изменения   вал   курса имеют ощутимые   последствия для эк-ки, тоон явл  важным объектом егулирования  со  стороны       гос- в а    как    внутри страны ,так и   в   межгосударственных   отношениях .

Среди  действий  правительства, влияющих   на  вал  курс, можно  выделить  меры    прямого   и  косвенного  регулирования . К   последним   в   условиях   открытой    экономики относится     почти    весь   арсенал     денежно - кредитной    и   финансовой    политики. На    курс   национальной   валюты   влияют    кол-во   денег, находящихся    в обращении, реальные     нормы    процента, темпы    инфляции и др. Государство может     использовать   и   методы    прямого воздействия :  валютные  интервенции , дисконтную      ( дисконт - процен т , взимаемы й    банком)    пол- ку    и   валютные      ограничения .

Цель     валютных  интервенций (операций   на   вал рынке )   центральных банков   —    противодействовать   снижению курса нац валюты    или, наоборот , его повышению. В     зарубежных   странах    широко     прим   дисконтная политика,    заключ   в манипулировании      учетным    процентом.  Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. В   результате улучшается состояние платежного баланса, и валютный курс повышается. На  валютный курс оказывают влияние валютные  ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном и ли  административном порядке и направленных  на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. С объемом и методами применяемых государством валютных ограничений напрямую связано понятие конвертируемости (обратимости) валюты. С точки зрения режима обратимости, различают свободно конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую. СКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью.  Сфера ее обмена распространяется на все без исключения категории владельцев денежных средств и все виды внешнеэк-ких операций. СКВ может беспрепятственно обмениваться на любую другую иностранную валюту, в том числе на частично конвертируемую и неконвертируемую. В настоящее время к числу СКВ относятся доллары США и Канады, фунт стерлингов, евро, японская иена, швейцарский франк.

Валютная   политика как  обобщение вышеуказанных форм и  методов регулирования валютных отношений  служит инструментом обеспечения  равновесия в валютной сфере и  ее нацеленности на создание условий  устойчивого эк-ого и соц развития, сдерживание роста безработицы и инфляции,  поддержание равновесия платежного баланса страны. В октябре 2000г. Нац собранием РБ  был принят Банковский кодекс, в котором были сформулированы и закреплены ключевые понятие и современные нормы валютноо регулирования в стране.  Они   были    дополнены     и   закреплены в Законе РБ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003г. №226-3. Валютная политика страны определяется как совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения стратегич и тактич целей гос-ва.

Основными направлениями  валютной п-ки явл:

  • Укрепление валютно-финансового механизма;
  • Повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;
  • Привлечение на выгодных для страны условиях иностр инвестиций;
  • Противодействие нежелательному вывозу за границу отечественного и иностр капиталов.

Практика курсового регулирования  в РБ и др странах с переходной эк-кой показывает, что сущ-ют 3 цели валютной п-ки:

  1. Заключается в выравнивании платежного баланса, в первую очередь баланса текущих операций, т.е. в обеспечении конкурентоспособности страны на внешних рынках. Эта цель достигается путем  использования режима плавающего курса.
  2. Поддержание паритета покупательной способности, что достигается с помощью поддержания реального курса на постоянном уровне.
  3. Состоит в достижении финансовой стабилизации на основе фиксации номинального обменного курса и подчинения этой цели и денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, инвестиционной п-ки и др.

Валютный рынок 2012

 
В частности, впервые за всю историю Нацбанк не прогнозирует курс рубля на конец следующего года и перейдет на режим «управляемого плавания» курса нацвалюты, но сохранит стоимость корзины валют «в качестве операционного ориентира». 
«…Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Нацбанка… Валютные интервенции будут проводиться… в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют», - говорится в проекте ОНДКП. 
В 2012 году Нацбанк планирует вернуться к процессу дедолларизации экономик страны. 
«…будут приняты меры по сокращению сферы использования иностранной валюты при проведении расчетов между резидентами на территории Республики Беларусь», - отмечается в документе. 
Несмотря на возможные интервенции на валютном рынке регулятор рассчитывает по итогу 2012 года увеличить международные резервы на $1,6-3,1 млрд. при условии, что правительство страны сможет обеспечить положительное сальдо внешней торговли на уровне не менее 3,5% ВВП, а также привлечь в экономику прямые иностранные инвестиции в объеме $3,7 млрд., в том числе $2,5 млрд – за счет приватизационных сделок. Валюта, полученная от продажи госсобственности и рассматривается Нацбанком РБ в качестве основного источника пополнения ЗВР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 Инфляция в экономике РБ. Антиинфляционная  политика.

Инфляция представляет собой сложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфляцию как снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение фин каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения», считают, что инфляция — это совокупный рост цен в эк-ке.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают  три вида инфляции:

    • ползучую (темп роста цен до 10 % в год),
    • галопирующую (до 500 % в год)
    • гиперинфляцию (более 50 % в месяц).

Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).  Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая — в росте цен на товары и услуги. Инфляционные процессы в Беларуси:

Первый период (1991 —1994 гг.).   Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности, цены вырастали в год более чем в 20 раз.   В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.

Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ).

Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками) Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %.

Четвертый период (2000—2003 гг.) имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США. Тем не менее Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов.

Инфляция 2011

Индекс  потребительских цен на товары и  услуги в ноябре составил 8,1, за год - 104%, сообщаетНациональный статистический комитет. 
 
Цены производителей промышленной продукции в ноябре по сравнению с октябрем возросли на 15,6%, в том числе на инвестиционные товары – 9,1%, промежуточные товары – 21,7%, потребительские товары – 7,9%.

Индекс цен на продовольственные  товары в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 108,5%, с декабрем 2010 г. – 220,9%.  

 

Индекс цен на непродовольственные товары в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 104,7%, с декабрем 2010 г. – 206,7%.

Индекс цен и тарифов на платные услуги в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 113,9%, с декабрем 2010 г. – 159,9%.

Антиинфляционная  политика Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования. Первый комплекс включает меры:

• по регулированию заработной платы в составе себестоимости  продукции;

• поиску путей удешевления  импортных энергоносителей, сырья  и материалов, комплектующих изделий;

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"