Шпаргалка по "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

Natsionalka.docx

— 477.86 Кб (Скачать файл)

• снижению материало- и  энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

• реструктуризации и финансовому  оздоровлению предприятий, включая  оптимизацию процентных ставок, формирующих  себестоимость продукции, налоговых  ставок и обязательных платежей;

• сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

• по регулированию объема и структуры денежной массы;

• проведению эффективной  процентной политики по кредитам и  депозитам;

• сокращению скорости оборота  денег;

• регулированию резервных  требований;

• ограничению бюджетного дефицита;

• регулированию доходов  населения;

• сокращению бартерных  операций, неплатежей;

• стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры:

• по гос регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

• государственному регулированию  цен на товары монополистов;

• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

• регулированию уровня рентабельности;

• стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

• ограничению инфляционных ожиданий;

• ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются  в правительственных программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Социальная  политика РБ и направления  её развития.

Социальная политика представляет собой деятельность государства  и общественных институтов по выработке  и достижению комплекса целей  по социальному развитию, преобразованию социальной культуры и социальных отношений  в обществе: росту доходов и  потребления населения, повышению  качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны.

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляются государственными органами, научными институтами и общественными  структурами. Основные принципы и приоритеты изложены в Программе социально-экономического развития РБ на  и Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси до 2020 года.

Степень эффективности социальной политики определяется критериями:

    • Уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ, их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально ориентированной экономики, на прогрессивные в этом смысле решения с учётом отечественного и зарубежного опыта.
    • Эффективностью механизмов практической реализации социальных программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем
    • Рациональным сочетанием государственных, негосударственных, самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии социальной сферы, форм и методов её финансирования.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного  роста уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями  социальной политики должны стать:

  • Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей
  • Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест.
  • Обеспечение общего роста денежных доходов населения
  • Повышения роли оплаты труда
  • Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан
  • Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения

Социальное пространство, в котором предусматривается  реализация указанных направлений, всё в большей степени будет  формироваться на рыночных принципах  цивилизационного развития. Поэтому  совершенствование политики доходов  необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования  оплаты труда является развитие социального  партнёрства. Также  важным фактором развития социального пространства является новая роль государства  в решении социальных проблем, заключающаяся  в переходе на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области  оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы  работников как основного источника  формирования денежных доходов населения  и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда  и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста  инвестиционного потенциала населения.

Для достижения поставленных целей в области труда необходимо:

    • Обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требования воспроизводства рабочей силы
    • Формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда
    • Совершенствование структуры оплаты труда
    • Повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП
    • Увеличение доли оплаты труда в ВВП с 33,3% в 2004 г. до 42% в 2010 г.

Минимальная заработная плата  является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее её повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. При этом она по отношению к  средней должны составить не менее 30-40%, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры  и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Борьба с бедностью  является важнейшим приоритетом  социальной политики. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы - повышение уровня жизни пенсионеров путём создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение  гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков.

Политику в области  социальной помощи необходимо направить  на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы  ниже определённого уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты.

Основной задачей реформирования социальной сферы является пересмотр  её структуры и функций в сторону  обеспечения их максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального  уровня, конкурентоспособности на рынке  труда национальных кадров, способных  обеспечить прорывы в технологическом  и экономическом развитии.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством  осуществления стратегических и  тактических программ, а также  посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

  • Государственная программа «Культура»
  • Республиканская программа «Здоровье»
  • Национальная жилищная программа
  • Государственная программа развития спорта и туризм
  • Республиканская программа «Женщины РБ»
  • Программа государственной поддержки творчески одарённых детей и молодёжи
  • Президентская программа «Дети Беларуси», в её состав входят целевые программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и т.д.

 

 

 

 

 

52. Показатели, характеризующие  уровень и качество жизни   народа.

Интегральной характеристикой  благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика - историческая категория, отражающая на каждом отрезке  времени обеспеченность граждан  материальными и духовными благами.

Качество жизни характеризуется  степенью достижения высших ценностей  человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степени их удовлетворения и др.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения  включает 4 блока характеристик: 1) качество населения; 2) уровень жизни населения; 3) Социальная безопасность, 4) Качество окружающей среды.

Блок 1 включает демографические, воспроизводственные показатели(рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни), способность образовывать семьи( брачность, разводимость), уровни образованности( доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения) и профессиональной квалификации( доля ИТР в численности работающих, численность научных работников, количество докторов и кандидатов наук).

Блок 2 охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья (физические и умственные возможности людей, длительность и тяжесть болезней) , качества питания (состав, ценность, вкусовые качества, экологическая чистота продуктов, регулярность питания), состояния образования и культуры (уровень обучения, степени овладения научными знаниями, доступность библиотек, телевидения, музеев), качества жилья (удобство планировки и благоустройство населённых пунктов, обустройство и обстановка жилища), условий и характера труда (напряжённость и эффективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям людей, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коллективе), качества проведения свободного времени и условий отдыха (разнообразие занятий, характер просмотра телепередач, время на самообразование, удовлетворённость досугом, продолжительность отдыха), благополучия семейной жизни (ощущение личного счастья и удовлетворённостью жизнью). Во вторую группу входят характеристики доходов и расходов населения (покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения, реальная заработная плата, уровень потребления продуктов питания, минимальные социальные гарантии); экономической активности (уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы), обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильём и другой собственностью (наличие состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия населения); социального обеспечения (социальное обеспечение, система предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям). 

Блок 3 включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности (характеристики социальной патологии, криминогенности, организованной преступности), качества морально-политического здоровья общества и государства (уровень коррумпированности властных структур, уровень институционального развития гражданского общества, степень свободы СМИ).

Блок 4 охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.

Уазанная совокупность показателей  уровня и качества жизни населения  в основном включена в систему  национальной статистики Беларуси (за исключение качественных характеристик). Министерство статистики и анализа  РБ в группу основных социально-экономических  показателей уровня жизни населения  включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную  заработную плату одного работника, средний размер назначенной месячной пенсии, реальные размер назначенной  месячной пенсии.

Важной составляющей статистического  изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени  его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки  наиболее уязвимых групп населения.

 

 

 

53. Денежные доходы и расходы  населения

Регулирование доходов населения  и заработной платы является одним  из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста  уровня жизни людей и сокращение бедности.

Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения  в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике  политика доходов и оплаты труда  отождествлялась с патерналистской  ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в  последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию  социальных процессов, происходящих в  обществе. Главной целью такой  политики становится создание для каждого  трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей  семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства  слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности  всех членов общества, отказа от социального  иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальная экономика"