Шпаргалка по "Основной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по Основной Экономике.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

1.Сущность экономического мышления

Экономическое мышление непосредственно  связано с экономикой. Экономическая  практика, экономические отношения, выступая как объект экономического мышления, определяют его специфику. Так данная форма мышления воспроизводит экономическую жизнь в собственно специфических экономических понятиях, категориях и законах, в определенной исторической и логической последовательности, соотносит их с экономической действительностью.

Экономическое мышление - это познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) и реализация экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведения в целостном экономическом процессе. Экономическое мышление выступает как процесс осмысления субъектом реальных хозяйственных ситуаций, повышающих эффективность трудовой деятельности, которые определяют экономическое поведение человека и стиль хозяйственной деятельности.

Основными характеристиками экономического мышления являются следующие:

1.Экономическое мышление воспроизводит  в теоретической форме различные  явления и процессы экономической  жизни;

2.Оно понятийно описывает некоторую  заданную предметность (содержание  экономического мышления определяется предметностью, на которую оно направлено);

3.Экономическое мышление ориентировано  на решение экономическим субъектом  конкретных хозяйственных задач.

Экономическое мышление как мышление человека вообще формируется в процессе воспитания, обучения, получения образования, подготовки, повышения квалификации и т.д.. Система образования влияет на формирование экономического мышления людей, а потом действуя в экономической сфере и на экономическую сознание.

Экономическое мышление является формой проявления экономического сознания в конкретной общественной социально-экономической ситуации.

 

2. Среда формирования  экономического мышления: экономическое,  политико-правовое, социально-культурное.

Экономическое мышление - это познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций и реализация экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведении в целостном экономическом процессе. Экономическое мышление как мышление человека вообще формируется в процессе воспитания, обучения, получения образования, подготовки, повышения квалификации и т.д..

Таким образом, экономическое мышление развивается в определенной среде. Наиболее влиятельным средой является экономическое.

Основными факторами формирования экономического мышления субъекта являются:

1. Различные формы собственности  в рамках которых субъект осуществляет  свою деятельность;

2. Другие субъекты экономических  отношений, с которыми данный  субъект взаимодействует;

3. Разнообразие взаимодействующих субъектов;

4. Интенсивность, разновариантность  и качественная специфика связей;

5. Направленность и действенность  этих связей.

Чем более значимыми являются факторы  формирования и развития экономического мышления, тем больше включенность социального в экономическую практику.

 

3. Типы экономического  мышления: стандартный и творческий.

На каждом этапе развития общества формируется особый, присущий только ему социальный тип экономического мышления.

Принято различать два типа мышления: 1) стандартное, шаблонное, 2) творческое или нестандартное. Стандартное мышление оперирует категориями и понятиями, которые не выходят за пределы устоявшихся знаний и повседневной практики. Оно очень часто осуществляется по принципу здравого смысла, то есть экономические явления и процессы воспринимает поверхностно, не рассматривая суть и явление, содержание и формы.

Творческое или нестандартное  мышление - это мышление, которое  выходит за рамки привычной логики, которое находит новые глубинные  взаимосвязи и взаимовлияния между явлениями и процессами общественной жизни и природы, не проявляются на поверхности различного, в том числе и экономического, жизни общества. 

4. Развитие  экономического мышления

Развитие экономического мышления наиболее наглядно проявляется в эволюции теории стоимости, которая прошла путь от наиболее четкой и логически изложенной теории трудовой стоимости, основы которой были заложены уже в трудах меркантилистов к концепции неоклассического синтеза. «Лидерами» в этих теориях считается теория трудовой стоимости и теория маржинализма.

В целом же отмечен процесс основывается на осмыслении и переосмыслении следующих  методологических ссылок:

- Классическая политэкономическая  теория выстраивается на объективности  определения стоимости как общественных затрат труда;

- Маржинализм на субъективном  оценке стоимости конкретным  потребителем;

- Классическая политэкономическая  теория базируется на анализе  содержания экономического явления  и оценивает его или суммарной,  или средней величиной. Вторая использует метод предельных величин для характеристики сущности и форм экономических явлений и процессов;

- Классическая учитывает родовую  полезность любого блага в  связи с потребностями человеческого  рода;

- Маржинализм базируется на  полезности конкретной единицы блага, отражающий интерес (удовольствие) потребителя;

- Классическая теория не изучает  проблему личного потребления  достаточно глубоко.

- Вторая же - изучает личные интересы  и мотивы действий потребителей, находящихся в основе теории  поведения потребителя;

- Классическая определяет производство  как первичное по отношению  к потреблению, а стоимость  как его результат. Вторая на  время своего зарождения считало  первичной сферу потребления,  затем, благодаря А. Маршалу,  состоялась увязка производства  и потребления материальных благ;

- Маржинализм связывает ценность  блага с его ограниченностью;

- Современная оценка производственной  деятельности начала использовать  предельные величины при решении  проблем максимизации - минимизации,  сопоставлении затрат и результатов.

Современная трактовка стоимости (ценности) товара выходит за рамки  этих двух теорий, хотя эта трактовка  базируется на теории маржинализма.

Современная экономическая теория трактует стоимость (ценность) не как  объективную категорию и не как  свойство товара (товар не имеет никаких свойств, это просто физическое тело, оно обладает свойствами, которые люди как бы «приписывают» ему, предоставляющих эти свойства определенным товарам) . Сами по себе товары не имеют стоимости, хотя это противоречит здравому смыслу. Когда мы хотим знать сколько стоит та или иная вещь (которая стоимость товара) мы связываем стоимость (ценность) вещи с определенными действиями. Только действиям присуща стоимость, и только конкретным действиям отдельных людей. Кроме того, для разных людей в разное время будет разная стоимость (ценность) товара.

 

5. Экономическое мышление и экономическая  практика.

Важнейшей сущностной характеристикой  настоящего научного познания является подтверждение научных выводов  практикой, жизнью, реальной действительностью. Так «марксистская доктрина» не актуальна в современных экономических системах, так как не подтвердилась практикой.

Основу любой экономической  деятельности человека составляют потребности. В экономическом мире человека они  безграничны, и к сожалению на удовлетворение всех потребностей человека не хватает ресурсов. Через это несоответствие в экономике и существует проблема выбора. Экономическое мышление - это прежде всего умение принимать рациональные решения, то есть действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него.

Таким образом, экономическое мышление и экономическая практика взаимосвязаны. Определяющей стороной их взаимодействия является экономическая практика.

Экономическое мышление оказывает  активное обратное влияние на практику, стимулирует экономическую деятельность.

Для получения объективной картины  необходимо проанализировать огромное количество данных, которые всесторонне  характеризуют экономические явления, дают объективные выводы для формирования экономических категорий и законов.

Экономическая деятельность - важнейшая  форма сознательной, целенаправленной практической деятельности людей в  процессе которой они в основном поступают в активные связи с  природой и экономические отношения  между собой для создания экономических благ с целью удовлетворения потребностей.

 

 

 

 

 

6. Роль экономической науки в  формировании профессиональной  компетенции.

Компетенция - это знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности; компетентность - это  качественное использование компетенций, специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной сфере, включая узко предметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимания ответственности за свои действия.

Профессиональная компетенция в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром.

Выделяют простые (базовые) компетенции, которые формируются на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируются и проявляются в определенных видах деятельности; и ключевые - чрезвычайно сложные для учета и измерения, которые проявляются во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром , отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

Профессиональные компетенции  специалистов бакалаврского и магистерского  уровней подготовки имеют свой объект, классы профессиональных задач:

1. Теоретико-познавательные;

2. Аналогичные;

3. Учебно-методические;

4. Научно-исследовательские;

5. Воспитательные.

 

7. Экономика как объект научного  исследования.

До сегодня еще нет единого  общепринятого определения экономики  в практическом хозяйственном значении. Наиболее распространенными являются следующие определения:

- Это народное хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли  и виды производства;

- Это важнейшая сфера общественной  жизни, в которой путем использования  разнообразных ресурсов осуществляется производство, распределение и потребление продуктов человеческой деятельности, формируется и развивается система производительных сил и экономических отношений.

Таким образом экономика употребляется  в значении сферы хозяйственной  жизни, а также в значении науки, которая изучает эту сферу.

Общество выступает как совокупность объектов хозяйства. Отсюда экономика  является совокупностью определенных субъектов экономической деятельности, каждый из которых решает рациональное ведение хозяйства.

Экономическая наука - это система теоретических знаний о законах экономической деятельности общества. Объект экономической науки - это то, что изучается, это экономика в целом; субъект - человек, хозяйничая. Предметом экономической науки является экономическая деятельность.

Субъектов условно разделяют на четыре группы:

1. Потребители;

2. Фирмы, производители;

3. Профсоюзы;

4. Правительственные организации.

Субъектами являются также отдельные  лица, домохозяйства, предприятия, государство, продавцы и покупатели, индивиды отдельно и общество в целом.

Экономическая сфера деятельности человека направлена ​​на удовлетворение потребностей человека и общества, а также на создание искусственной  среды обитания человека. Таким образом  экономика охватывает следующие  сферы: производство, обмен, распределение, потребление; и решает следующие задачи: что производить? Как производить? Для кого?

 

 

 

9. Функции экономической науки.

Экономическая наука - это система  теоретических знаний о законах  экономической деятельности общества.

Экономическая наука выполняет следующие функции:

1). Теоретическая - является исходной  и определяющей. Сущность ее заключается  в том, чтобы глубоко и всесторонне  изучать производство и распределение  материальных благ. Изучение экономической  теории сводится к познанию экономических законов и категорий, которые определяют глубокую суть конкретной экономической системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Основной экономике"