Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:07, шпаргалка
1.Сущность экономического мышления.
2. Среда формирования экономического мышления: экономическое, политико-правовое, социально-культурное.
3. Типы экономического мышления: стандартный и творческий.
4. Развитие экономического мышления
2). Практическая - состоит в разработке
принципов и методов научно
обоснованной экономической
3). Прогностическая - предвидение
направлений развития
3). Мировоззренческая (
4). Идеологическая - выводы экономической науки всегда затрагивают интересы определенных групп, поэтому экономическая теория не может быть независимой от идеологии.
10. Этапы развития экономической науки
Экономическая наука на пути своего развития прошла следующие этапы:
Меркантилизм - концепция, что видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшиеся главными формами богатства. Представители: А. Монкрет 'иен, Томас Мен, Жан Батист Кольбер.
Школа физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способны создать чистый продукт,
Классическая школа, заслугами которого было углубление и раскрытие законов развития, новых методов исследования (научный). Классики были сторонниками экономического либерализма.
Критический направление. (Конец XIX-нач. ХХв.) Его основателем был Симон Сисмонди. Предметом политической экономии становится благосостояние людей, поскольку он зависит от государства. Сисмонди выступал за государственное ре ния экономикой, поддержку мелких производителей. Другой представитель критического направления Прудон тоже обратил внимание на интересы мелкой буржуазии, развитие капитализма способствовал разорению последних. Он также был основателем теории анархизма, его идеи со временем унаследовал Бакунин.
Маржинализм. (ХIХ-ХХ вв ..) Его представители Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк, Фридрих Визер разработали теорию предельной полезности, которая стала основным принципом маржинализма.
Неоклассическая направление (XIX в ..), основателем которого стал Альфред Маршалл. В центре внимания неоклассиков - анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свою прибыль.
Кейнсианство (ХХ в ..) - центр внимания перемещается на проблемы макроэкономики. Джон Мейнард Кейнс видел двигатель экономики не в предложении, а в спросе. Для повышения совокупного спроса
Монетаризм (ХХ в ..) ставит в центр макроэкономической политики деньги. Задача государства здесь сводятся к контролю над эмиссией денег и денежной массой,
Современный неоинституционализм (послевоенный период). В рамках этого направления возникают экономическая теория прав собственности (Рональд Коуз), теория экономической организации (Р. Коуз и Оливер Уильямсон), теория общественного выбора (Джеймс Бьюкенен).
11. Современная структуризация
экономической науки и
На основе экономической теории сформировались и развиваются самостоятельные экономические науки, сущность которых образует систему экономических наук. С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают уровни экономического исследования, которым соответствуют следующие составляющие экономической теории или научной дисциплины:
Микроэкономика (исследования поведения и мотивов деятельности субъектов первичного данки - домохозяйств, предприятий в условиях ограниченных ресурсов и альтернативных направлений их использования;
Мезоекономика (изучает отдельные отрасли и подсистемы национальной экономики - АПК, торгово-промышленный комплекс, территориально-промышленный комплекс, СЭЗ);
Макроэкономика (изучает экономическую систему в целом, всю экономику или отдельные ее укрупненные составляющие - сектора, сферы и т.д., общественное воспроизводство в целом, категории как финансы, занятость, безработица);
Мегаэкономика - международная экономика (изучает взаимосвязи национальных хозяйств (экономик), международные экономические отношения в рамках мирового хозяйства).
По сферам исследования экономические науки делятся на: Общие (фундаментальные): экономическая теория, история экономических учений, экономическая история. Функциональные (межотраслевые, специальные): финансы, кредит, экономика труда, маркетинг, бухгалтерский учет; Отраслевые: экономика торговли, сельского хозяйства, банковского дела и т.п.; Предприятия (промышленные предприятия, сельского правителями ской фирмы); Региональные (экономика отдельной страны, экономика региона в пределах страны);
Стыковые экономические науки - экономическая история, экономическая статистика, экономическая география.
Решающим признаком экономическ
12. Принципы, категории и законы экономической науки.
Principium - основа, начало. Принципы - основные, исходные положения теории, основные правила деятельности; является конечным результатом научного исследования.
Экономическая науки использует некоторые всеобщие (философские) принципы, как методологию в экономической науке:
1). Принцип познаваемости мира (провозглашает узнаваемость любых явлений и процессов).
2). Принцип развития (рассматривает
экономические явления как
3). Принцип практической выполнимо
4). Принцип детерминизма (всеобщая
обусловленность всех
5). Принцип простоты (предлагает искать в отношении всякого хозяйственного факта наиболее простое объяснение из всех существующих вариантов).
6). Принцип системности (изучение
внутренних причинно-
В процессе исследования хозяйственной практики экономическая теория разрабатывает систему научных категорий и законов.
1-й - познание экономических законов как законы объективно существующего жизни общества, производственных отношений;
2-й - основана на результатах, полученных на первом, и реализуется в процессе научной деятельности; происходит через теоретическое отражение реально существующих объективных законов.
3-й - апробация законов науки
на практике.
13. Методы экономического анализа и их классификация.
Метод (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») - способ познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.
Различают, прежде всего, научные и ненаучные методы.
Научные методы делятся на:
1) Всеобщие - принципы и законы философии, которые могут быть косвенно применены экономической наукой в частных экономических исследованиях.
2) Общие - это те экономические
методы, применяемые на всех уровнях
экономического исследования, но
при этом не являются
3) Особые - методы, используемые исключительно в рамках экономической науки и нигде больше непригодны (экономическое наблюдение, экономический эксперимент, экономическое моделирование, экономическая индукция, построение экономических гипотез, исторический анализ хозяйственных явлений ...).
Научные логические методы можно разделить еще на:
1) Количественные - методы, основанные
на использовании в
2) Качественные - метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточивается на словесном описании, интерпретации, толковании и объяснении свойств исследуемого экономического объекта.
14. Критерии и показатели
Еконоиика связана с идеей развития и эволюцией. Погняття развития связано с качественными изменениями объектов, появлением новых общественных форм, инноваций и нововведений, а также с трансформацией внутренних и внешних связей этих объектов. Развитие ассоциируется с:
- Цикличностью или
- С одно-или многовекторностью изменений;
- С однозначной
Для более полного выявления сущности понятия развитие следует рассмотреть его и в соотношении с такими категориями, как прогресс и модернизация. Наиболее распространенное толкование прогресса заключается в определении его как типа или направления развития, для которого характерно переход к более совершенному состоянию объекта. Это находит свое проявление в более высоком уровне организации объектов, расширении их адаптационных возможностей к на ¬ ния окружающей среды, росте эволюционных потенций подобное.
Близкой по значению к экономическому развитию является модернизация, как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и тому подобное.
Динамика экономического развития
во всем его многообразии предполагает
учет факторов, способствующих или не способствуют их более
эффективному использованию. Эти факторы
(институты, религия, культура и т.д.) создают
общие предпосылки, своеобразное среду
для реализации основных факторов экономического
развития на рост валового национального
продукта страны можно выразить следующей
формулой: Y = f (L, К, Т, X, N), где Y - валовой
национальный продукт, f - функция, L - количество
населения, К - капитальные ресурсы, Т -
техника, технология, X - институты, N - окружающей
среды. Таким образом, совокупность факторов
экономического развития охватывает основополагающие
естественные факторы, является его принципами,
и ряд средств и форм, созданных человечеством
в процессе его эволюции, их оптимальное
взаимодействие позволяет странам и регионам
добиваться впечатляющих результатов
экономического развития. Главными показателями
рациональной экономики является качество
и эффективность использования ресурсов,
факторов производства, его технико-технологический
и организационный уровень, благосостояние
населения, индекс человеческого развития
и тому подобное.
15. Экономические потребности.
Потребность является одной из фундаментальных
категорий экономической науки,
они мотивируют поведение человека,
формируют совокупность его интересов.
В общем определении потребност
Экономические потребности - часть потребностей человека и об-ва, для удовлетворения которых необходимы общ. пр-во, экон. деятельность. Экон. потребности - это отношение людей к экон условий их жизнедеятельности, потребности в экон благах. Экономические потребности можно классифицировать следующим образом.
По характеру возникновения: первичные (базовые), относящиеся к самым существование человека: еда, одежда и т.д.; вторичные, возникновение и изменение которых обусловлены развитием цивилизации: информация.
16. Иерархия потребностей
Потребности образуют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям.
Так, известный английский экономист
А. Маршалл классифицировал потреб
- Первичные (например, потребность в пище) и вторичные (например, в образовании);
- Абсолютные, или безусловные (например,
потребность в одежде) и относительные,
обусловленные абсолютными
- Высшие (например, потребность в духовном развитии) и низшие (физиологические);
- Положительные и отрицательные (например, потребность в наркотиках);
- Неотложные (неотложных) и отсроченные;
- Общие (пища, одежда) и особые, которые возникают под влиянием традиций и привычек, которые сложились в обществе (национальная кухня);
- Обычные и чрезвычайные, обусловленные
например природными
- Индивидуальные и коллективные;
- Частные и государственные (например, потребность в обороне).
Также, широко известная
классификация потребностей, которую
осуществил американский