Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:24, реферат
Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.
организации проведения экспертами анализа проблемы с количественной
оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение
группы экспертов принимается как решение проблемы.
В процессе принятия решений эксперты выполняют информацион-
ную и аналитическую работу по формированию и оценке решений. Все
многообразие решаемых ими задач сводится к трем типам:
- формирование объектов,
- оценка характеристик,
- формирование и оценка характеристик объектов.
Формирование объектов включает определение возможных событий
и явлений, построение гипотез, формулировку целей, ограничений, вари-
антов решений, определение признаков и показателей для описания
свойств объектов и их взаимосвязей и т.п. В задаче оценки характеристик
эксперты производят измерения
достоверности событий и
сти целей, значений признаков и показателей, предпочтений решений. В
задаче формирования и оценки характеристик объектов осуществляется
комплексное решение первых двух типов задач. Таким образом, эксперт
выполняет роль генератора объектов (идей, событий, решений и т.п.) и из-
мерителя их характеристик.
При решении рассмотренных задач все множество проблем можно
разделить на два класса: с достаточным и недостаточным информационным потенциалом. Для проблем первого класса имеется необходимый объем знаний и опыта по их решению. Поэтому по отношению к этим проблемам эксперты являются качественными источниками и достаточно точными измерителями информации. Для таких проблем обобщенное мнение группы экспертов определяется осреднением их индивидуальных суждений и является близким к истинному.
В отношении проблем второго класса эксперты уже не могут рас-
сматриваться как достаточно точные измерители. Мнение одного эксперта
может оказаться правильным, хотя оно сильно отличается от мнения всех
остальных экспертов. Обработка результатов экспертизы при решении
проблем второго класса не может основываться на методах осреднения.
Метод экспертных оценок применяется для решения проблем про-
гнозирования, планирования и разработки программ деятельности, норми-
рования труда, выбора перспективной техники, оценки качества продук-
ции и др.
Тип шкалы определяется видом и свойствами функции отображения f. Типы шкал: наименований; порядковая; интервалов;
отношений; разностей; абсолютная.
Шкала наименований используется для идентификации
объектов, а также для описания принадлежности объектов к
определенным классам. В последнем случае всем объектам одного и
того же класса присваивается одно и то же число, а объектам разных
классов – разные числа. В связи с этим шкала наименований часто
называется шкалой классификации. Она сохраняет отношения
эквивалентности и различия между объектами и используется для
индексации номенклатуры изделий, документов и видов информации,
нумерации подразделений в организации и т.п. Существует большое
число возможных вариантов присвоения чисел объектам или классам
эквивалентных объектов. Функцией отображения f для шкалы
наименований является взаимооднозначное соответствие между
объектами и числами, отображающими эти объекты или их классы. В
данной шкале отсутствуют понятия масштаба и начала отсчета.
Шкала порядка применяется для измерения упорядочения
объектов по одному или совокупности признаков (например, шкала
твердости минералов). Шкала порядка используется при экспертном
оценивании для упорядочения объектов. Для порядковой шкалы
функцией отображения f является любой монотонный ряд чисел. Числа
в шкале определяют порядок следования объектов и не показывают на
сколько или во сколько раз один объект предпочтительнее другого. В
этой шкале также отсутствуют понятия масштаба и начала отсчета.
Шкала интервалов применяется для отображения величины
различия между свойствами объектов. При экспертном оценивании
шкала интервалов применяется для оценки полезности объектов.
Основным свойством шкалы интервалов является равенство интервалов.
Интервальная шкала может иметь произвольные точки отсчета и
масштаб. Функцией отображения f для шкалы интервалов является
линейное преобразование f(x)=ax+b, где a – масштаб; b – начало отсчета.
В этой шкале отношение разности чисел в двух числовых системах
определяется масштабом измерения.
Шкала отношений. В этой шкале числа отражают отношения
свойств объектов, т.е. во сколько раз свойство одного объекта
превосходит это же свойство другого объекта. Функцией отображения
для шкалы отношений является преобразование подобия: f(x)=ax.
Следовательно, шкала отношений является частным случаем шкалы
интервалов при выборе нулевой точки отсчета: b=0.
Шкала разностей используется для измерения свойств объектов
при необходимости установления, на сколько отличаются одноименные
свойства сравниваемых объектов. Эта шкала является частным случаем
шкалы интервалов при выборе единичного масштаба. Следовательно,
функция отображения для шкалы разностей есть преобразование сдвига:
f(x)=x+b. Примером использования этой шкалы является представление
температуры в градусах Цельсия и Кельвина: 0С=0K-273.
Абсолютная шкала является частным случаем шкалы интервалов.
В этой шкале принимается
нулевая точка отсчета и
Функцией отображения для абсолютной шкалы является тождественное
преобразование, т.е. f(x)=x. Это означает, что существует одно и только
одно отображение объектов в числовую систему. Отсюда и следует
название шкалы, т.к. для нее единственность отображения понимается в
буквальном, абсолютном смысле.
Прогнозирование — это разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.
Необходимость прогноза обусловлена желанием знать события будущего, что невозможно на 100 % в принципе, исходя из статистических, вероятностных, эмпирических, филосовских принципов. Точность любого прогноза обусловлена:
При возрастании совокупности факторов, влияющих на точность прогноза он практически замещается рутинным расчётом с некоторой установившейся погрешностью.
Прогнозы делятся (условно)
К основным методам прогнозирования относятся
К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экспертное прогнозирование, технологическое прогнозирование, нормативное прогнозирование, метод сценариев.
1. Метод технологического прогнозирования.
Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.
В основе изыскательского
Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.
3. Метод изыскательского прогнозирования.
Одним из основных методов, используемых в изыскательском прогнозировании, является экстраполяция временных рядов - статистических данных об интересующем нас объекте. Экстраполяционные методы основаны на предположении о том, что закон роста, имевший место в прошлом, сохранится и в будущем, с учетом поправок из-за возможного эффекта насыщения и стадий жизненного цикла объекта.
4. Метод нормативного прогнозирования.
Нормативное прогнозирование представляет собой подход, к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.
Обычно используются двумерные и трехмерные матрицы. Наиболее часто горизонтальные матрицы решений используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут выступать денежные средства, рабочая сила, её качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д.
В частности, одно измерение горизонтальной
матрицы решений может
Согласованные матрицы более низких иерархических уровней проблем объединяются в матрицы более высоких уровней вплоть до главных матриц для стратегических проблем организации.
5. Метод сценариев.
При разработке управленческих решений
широкое распространение нашел
метод сценариев, также дающий возможность
оценить наиболее вероятный ход
развития событий и возможные
последствия принимаемых
Ряды динамики - последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления.
Основные элементы рядов динамики:
1) показатель времени - t (определенные даты времени или отдельные периоды);
2) уровни развития изучаемого явления - у.
Уровень рядов динамики - уровень, отражающий
количественную оценку развития во времени изучаемого явления.
Способы выражения уровней рядов динамики:
1) абсолютные величины;
2) относительные величины;
3) средние величины.
Классификация рядов динамики в зависимости от характера изучаемого явления:
1) моментные ряды;
2) интервальные ряды.
Моментные ряды динамики - ряды, отображающие состояние изучаемых явлений на определенные даты (моменты) времени. Суммирование уровней моментного ряда динамики не имеет смысла, так как одни и те же единицы совокупности обычно входят в состав нескольких уровней.
Интервальные ряды динамики - ряды, отображающие итоги развития изучаемых явлений за отдельные периоды (интервалы) времени. В интервальном ряду динамики уровни за примыкающие друг к другу периоды времени можно суммировать, получая итоги (уровни) за более продолжительные периоды.
Полный ряд динамики - ряд, в котором одноименные моменты времени или периоды времени строго следуют один за другим в календарном порядке.
Неполный ряд динамики - это ряд, в котором уровни зафиксированы в неравностоящие моменты.
Контроль – это одна из основных функций управления,
представляющая собой процесс обеспечения достижения целей,