Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".
По структуре хозяйства проводят деление на аграрно-индустриальные и индустриально-аграрные национальные экономики.
По этническому (национальному) признаку экономики группируются по странам: Австрии (Австралии, Аргентины и т. д.); Болгарии (Боливии, Бразилии и т. д.); Великобритании (Венгрии, Венесуэлы и т. д.); Германии (Греции, Голландии, Гондураса и т. д.); Дании (Доминиканской республики и др.); Египта и др.; Таджикистана (Турции, Туркменистана и др.); Франции (Филиппин и др.) и т. п.
По региональному признаку национальные экономики объединяются с учетом местоположения страны на конкретной территории мира: Северо-Американского региона, Европы; Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и т. д.
Процесс детализации и конкретизации критериальных признаков классификации национальных хозяйственных систем может быть продолжен. Так, например, в рамках национальной экономики современного капитализма можно выделить национальные хозяйственные системы, использующие либо либерально-капиталистическую (США, Великобритания), либо государственно-корпоративную их модели (Германия, Япония, Южная Корея и др.). Можно также классифицировать национальные экономики по площади территории, по степени интеграции в мировую систему хозяйствования, а также по региональному признаку. Так, страны европейского региона можно поделить на западно - и восточноевропейские или северо - и южноевропейские и т. д.
Определенный социально-экономический смысл имеет расширение и самого числа критериев (признаков) классификации. Например, по длительности периода существования национальные экономики могут быть поделены на вновь образованные национальные экономики, национальные экономики «старых» или «молодых» государств. Имеет значение и выделение национальных экономик, объединенных или, напротив, не входящих в какие-либо международные экономические и прочие союзы государств. Например, стран ЕС, стран АСЕАН (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), Союза двух (Россия и Республика Беларусь), Союза пяти стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) и т. п.
33) ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ и ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Чтобы национальная экономика функционировала как наука и область хозяйственной
деятельности людей, требуются условия необходимости, возможности
и достаточности. Следовательно, должны присутствовать три предпосылки
национальной экономики: экономическая, политическая, организационная.
2.1. Экономическая предпосылка
Эта предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых
функционирует и развивается хозяйственная система страны.
Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования,
то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности,
организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения,
потребления и накопления.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который призван регулировать все вышеперечисленные
отношения хозяйствования на территории страны, выделяет
следующие формы собственности, разрешенные законом: а) частную собственность;
б) собственность юридических лиц; в) собственность общественных объединений
(организаций), граждан; г) государственную и муниципальную собственность;
д) собственность совместных предприятий, иностранных граждан,
организаций и государств.
При этом предусматриваются следующие объекты собственности в России:
— земельные участки;
— жилые дома, кэмпинги, садовые домики, гаражи, предметы домашнего
хозяйства, предметы личного потребления;
— денежные средства;
— акции, облигации и другие ценные бумаги;
— средства массовой информации;
— предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров,
бытового обслуживания, торговли, в иной сфере предпринимательской
деятельности, здания, сооружения, транспортные средства, иные средства
производства;
— любое другое имущество производственного, потребительского, социального,
культурного и иного назначения, за исключением отдельных товаров
или изделий, предусмотренных в законодательных актах, видов
имущества, которое, по соображениям государственной или общественной
безопасности либо в соответствии с международными обязательствами,
не может принадлежать гражданину.
2.1. Экономическая предпосылка
Таким образом, гражданское законодательство России регулирует права
собственности, объекты собственности и т. п. При этом обеспечивается плюрализм
собственности, плюрализм подхода к вопросам хозяйствования в национальной
хозяйственной системе РФ. На базе основного законодательства в
стране формируются другие соответствующие законодательные акты, например:
Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности; Закон о
фермерском (крестьянском) хозяйстве; законы о кооперативах, земле, АО,
ценных бумагах и т. д.
Эти и другие законодательные акты ставят и решают вопросы о границах
разделения собственности (государственной и муниципальной, например), о
границах приватизации и разгосударствления, степени и сферах участия всех
форм собственности в различных областях жизнедеятельности национальной
хозяйственной системы страны, российского общества и государства.
Новый ГК РФ, который был принят Госдумой РФ 21 ноября 1994 г., действует
в условиях, когда в РФ экономическая предпосылка характеризуется развитием
и углублением рыночных отношений в экономике страны, в условиях,
когда складываются национальный «рынок» в целом и его отдельные сегменты,
такие, как:
— рынок труда;
— фондовый рынок;
— рынок недвижимости;
— рынок средств и предметов труда;
— рынок товаров и услуг и др.
В национальной экономике РФ формируются новые внутренние (межрегиональные)
и внешнеэкономические связи.
В стране идет «притирка» отношений собственности к условиям рынка.
Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное
изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской
деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные
сдвиги:
1. Широкомасштабные процессы
2. Акционирование, т. е. создание АО всех типов.
3. Формирование «среднего класса»
4. Повышение степени открытости хозяйственной системы, т. е. развитие
внешнеэкономических связей национальной экономики с хозяйственными системами
стран ближнего и дальнего зарубежья.
5. Создание объектов смешанной
экономики — совместных
(СП) и повышение их доли в
итоговых результатах
экономики РФ.
6. Рост числа и масштабов
предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических
и юридических лиц.
7. Создание свободных
РФ.
8. Создание транснациональных
групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы
кооперации и дальнейшего ее развития.
9. Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения
на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию,
большую «восьмерку». Черноморское экономическое сотрудничество и
т . д .
Все это приводит к росту степени многоукладности экономики РФ, появлению
в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и круп-
16 Национальная экономика
ного бизнеса, отечественных и иностранных
собственников-
к росту степени открытости российской хозяйственной системы, к ее интеграции
в сложившуюся систему мирохозяйствования.
В этой связи новый ГК РФ вносит существенный вклад в развитие экономической
предпосылки национальной экономики. В нем в частности:
— установлены важнейшие начала гражданского законодательства в стране;
— даны основные понятия, статус предпринимательской деятельности в РФ;
— определены содержание и состав отношений, регулируемых гражданским
законодательством РФ;
— установлены взаимодействия положений гражданского законодательства
с иными актами, содержащими нормы гражданского права;
— уточнено действие гражданского законодательства во времени и применение
его положений по аналогии;
— даны определения таких понятий и категорий рыночной экономики, как
«коммерческие» и «некоммерческие» организации, «общества», «товарищества
», «ассоциации», «союзы», «фонды», «защита», «судебная защита
», «самозащита», «полное товарищество», «товарищество на вере» и др.;
— отражены обычаи делового оборота в РФ;
— выявлены содержание и сферы взаимодействия практики правоприменений
статей российского национального законодательства с нормами
международного права;
— изменены содержание и характер правоотношений в принятом ранее в
1990 г. законе РФ «О предприятиях
и предпринимательской
»:
— систематизированы права, обязанности и ответственность юридических
лиц, практикующих в различных сферах и отраслях предпринимательской
деятельности в РФ;
— даны критерии классификации юридических лиц из числа предпринимательских
структур всех видов, действующих в национальной экономике.
К этим критериям можно отнести:
— права учредителей в отношении юридических лиц и (или) их имущества;
— цели предпринимательской деятельности;
— организационно-правовые формы предпринимательства.
В соответствии с новым ГК РФ все юридические лица могут быть разделены
на две группы.
1. Предпринимательские структуры,
в отношении которых их
имеют обязательственные права, это:
— хозяйственные товарищества и товарищества на вере, т. е. коммандитные
товарищества и хозяйственные общества (общества с ограниченной
ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, АООТ
и АОЗТ);
— производственные кооперативы (артели);
— потребительские кооперативы.
2. Юридические лица, на имущество которых их учредители не могут
иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), это:
— общественные и религиозные организации, благотворительные и иные
фонды;
— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
ГК РФ дает классификацию юридических лиц в зависимости от целей предпринимательской
деятельности и делит их на две группы: коммерческие и некоммерческие
организации.
Коммерческие организации — юридические лица, преследующие в качестве
основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Такие организации
2.1. Экономическая предпосылка
могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации — юридические лица, не имеющие в качестве
основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную
прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских
кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений),
финансируемых собственниками учреждений, благотворительных и
иных фондов, а также организаций других форм, предусмотренных законом.
Определяя правовой статус такой рыночной категории, как «предпринимательская
деятельность», ст. 2 ГК РФ гласит: «...предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная
на систематическое полз^ение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом порядке».
В соответствии с ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие
различные виды предпринимательской деятельности, могут
объединяться в ассоциации и союзы.
ГК РФ определяет также имущественные права и содержание предпринимательской
деятельности создаваемых ассоциаций и союзов.
Предусмотренные в ГК РФ организационно-правовые формы коммерческих
организаций создают более широкое «экономическое поле» при формировании
и совершенствовании экономической предпосылки национальной экономики.
Эти новые организационно-правовые формы отличаются от тех, что
предусматривались в законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности
», принятом в 1990 г. В этом законе статус предприятий был несколько
«размыт», что приводило к разночтениям закона, а в ряде случаев к
путанице и т. п.
Б новом ГК РФ предприятия определяются исключительно в форме «государственных
и муниципальных унитарных предприятий», их уставный фонд
неделим и полностью принадлежит на правах собственности государству или
муниципалитету как полному и единственному собственнику.
Новым ГК РФ восстановлена традиционная для России практика предпринимательской
деятельности в форме «товариществ на вере», или коммандитных
товариществ. «Убрали» из нашей практики хозяйствования последних
лет такую организационно-правовую форму, как «смешанные товарищества»,
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"