Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:15, шпаргалка
1.История развития делопроизводства и автоматизации делопроизводства в Республике Беларусь
Термин «делопроизводство» появился на территории Беларуси в конце XVIII – начале XIX веков одновременно с введением русского языка в учреждения государственного управления и внедрением российских принципов работы с документами в них. Возник он еще в XVI–XVII веках в центральных органах управления Российского государства — приказах. Процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов («дел») в приказах назывался «производством дел». Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам получили название «дел», а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив стали называть делопроизводством.
1.История развития
Термин «делопроизводство» появился на территории Беларуси в конце XVIII – начале XIX веков одновременно с введением русского языка в учреждения государственного управления и внедрением российских принципов работы с документами в них. Возник он еще в XVI–XVII веках в центральных органах управления Российского государства — приказах. Процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов («дел») в приказах назывался «производством дел». Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам получили название «дел», а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив стали называть делопроизводством.
В белорусском языке понятию «делопроизводство» соответствует термин «справаводства». Происходит он от слова «справа» — так в XV–XVIII веках в ВКЛ назывался процесс рассмотрения какого-либо вопроса и документальная фиксация принятого решения. Однако специального термина, обозначавшего всю совокупность работы с документами и синонимичного русскому термину «делопроизводство», в то время не возникло. Производство (ведение) дел (справ) в том смысле, в каком оно существовало в Российском государстве, в ВКЛ отсутствовало.
Термин «справаводства» появился в белорусском языке лишь в 20 – ые годы XX века, когда в связи с образованием БССР и проведением политики белоруссизации в государственные учреждения был возвращен белорусский язык, и началась активная разработка современной белорусской делопроизводственной терминологии.
Многие исторические факты свидетельствуют о том, что белорусское делопроизводство начало формироваться не позже российского (в IX–X веках).
В рамках Полоцкого княжества (в X–XIII веках) были заложены основы белорусского делопроизводства. В начале X века уже применялись договоры, а для удостоверения реквизитов договора использовались печати. Состав документов в этот период весьма разнообразен — уставные, духовные и прочие грамоты, выступающие как законодательные частноправовые акты. В XII веке появились писцы, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрением документов.
Образование централизованного государства — Великого княжества Литовского предопределило возрастание роли документирования.
В конце XIV века документы начинают составлять на бумаге. Обязательным способом удостоверения была печать. В конце документа приводились такие реквизиты, как место и дата составления, а автор, как правило, указывался вначале.
В XIV–XV веках была окончательно сформирована система делопроизводства, просуществовавшая практически без изменения вплоть до XVIII века. Именно в этот период начала действовать первая государственная канцелярия, которая занималась подготовкой большинства документов. При канцелярии находился архив.
Высшим проявлением документирования законодательства явилось издание трех Статутов Великого княжества Литовского — 1529, 1566, 1588 годов. Все три Статута отличает четкая организация подачи материала.
В XV–XVI появляются формуляры — образцы документов.
Наиболее важным в плане утверждения системы делопроизводства явился XVI век, когда утвердился состав документов, сложились и нашли отражение в законах основные правила их составления, оформления, движения и хранения. Последующие два столетия система делопроизводства оставалась практически неизменной.
В середине XVII века в организации делопроизводства стали проявляться негативные моменты. Белорусский язык в 1696 году был заменен польским, который стал официальным делопроизводственным языком.
Раздел Речи Посполитой
в конце XVIII века привел к тому, что белорусские
земли вошли в состав России. Новые статус
белорусских земель, административно-
2. Место делопроизводства в структуре управленческого труда. Понятия: делопроизводство, документационное обеспечение управления (ДОУ).
Место делопроизводства в структуре управления.
Процесс управления состоит из сравнительно небольшого числа сложных логических или творческих операций – оценки ситуации, прогнозирования, планирования и принятия решений. Значительно большее количество составляют технические операции и действия по составлению, согласованию, регистрации, контролю исполнения подготовленных документов.
Делопроизводство представляет собой часть технологии управления и обработки документов.
Процесс труда с документами можно подразделить на технические (делопроизводственные), логические и творческие операции:
к техническим относится обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документов, перемещение документа, контроль исполнения, подписание документов и др.;
логические – включают ознакомление с документом, подбор необходимой информации, проведение необходимых подсчетов, согласование, визирование, контроль и др.;
творческие – определяют специфику труда руководителя, состоят из определения состава оптимального решения, документирования принятого решения и пр.
Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдения установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации. Приказом руководителя назначаются ответственные за ведение делопроизводства в структурных подразделениях. Работники должны быть ознакомлены с установленным порядком работы с документами в организации, изложенными в инструкции по делопроизводству. Работники несут персональную ответственность за выполнение требований инструкции по делопроизводству, сохранность находящихся у них служебных документов.
Делопроизводство — это деятельность аппарата управления, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций.
Документационное обеспечение управления (ДОУ) — процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой для управления организацией
3. Классификация документов и характеристика различных видов документов
Классификация документов — это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия.
Документы классифицируются по различным признакам:
● по способу фиксации информации (письменные, графические, фото- и кинодокументы);
● по содержанию (организационно-
● по наименованию (приказы, положения и т.д.);
● по видам (типовые, примерные, индивидуальные и трафаретные);
● по степени сложности (простые и сложные);
● по месту составления (внутренние и внешние);
● по срокам исполнения (срочные и несрочные);
● по происхождению (служебные и официально-личные);
● по степени гласности (обычные, секретные и для служебного пользования);
● по юридической силе (подлинные и подложные документы);
● по назначению (стадиям создания) (подлинники, черновики, копии);
● по срокам хранения (постоянного срока хранения, временного (до 10 лет), и долговременного срока хранения (свыше 10 лет);
● по роду деятельности (плановая, организационно-
Типовые документы - документы, образующиеся в организациях при выполнении функций, свойственных большинству организаций независимо от их ведомственной принадлежности (планирование, учет и т.п.).
Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.
Индивидуальные документы предполагают некоторую самостоятельность текста и элементы творческого подхода.
Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации.
4. Понятие документ.
Характеристика функций
Документ— это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве.
1. Основной функцией является информационная. Она присуща всем без исключения документам, т.к. необходимость фиксировать информацию является причиной появления любого из них.
2. Социальная функция состоит в запечатлении и передаче именно социальной информации.
3. Коммуникативная у неё есть своя специфика — передача информации во времени и пространстве.
4. Правовая функция — функция фиксации, закрепления и изменения правовых норм и правоотношений.
5. Функция учёта даёт не качественную, а количественную характеристику информации.
6. Культурная в данной функции он выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной тради
5.Нормативно-методическая база делопроизводства и автоматизации делопроизводства. Ответственность за нарушение законодательства по делопроизводству и архивному делу.
Нормативно-методическая база
1.Нормативные правовые
акты, регламентирующие
2. Нормативные правовые
акты, регламентирующие
3. Закон Республики Беларусь «О государственных секретах»
4. Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 г. №3277–XII «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»
5. Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»
6. Закон от 05 января 2004 г. №262–3 «О техническом нормировании и стандартизации»
7. Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»
8. Инструкция, принятая Мин.фин. от 19.01.2004.
Автоматизация делопроизводства представляет собой часть процесса создания информационной системы предприятия, который выполняется для автоматизации уже существующих бизнес-процессов, либо для их изменения в сторону повышения эффективности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АРХИВНОГО ДЕЛА И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Ответственность за нарушение законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства
Государственные органы, иные организации, представительства иностранных организаций, а также граждане за нарушение законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Возмещение вреда, причиненного документам Национального архивного фонда
Вред, причиненный документам Национального архивного фонда в результате их повреждения, порчи, утраты либо уничтожения, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.
6. Нормативная база
электронных документов. Электронно-цифровая
подпись.
Нормативная база электронных документов
- Закон РБ «Об информатизации» от 06.09.1995 N 3850-XII
- Закон РБ «Об электронном документе» от 10.01.2000 N 357-З
- Закон РБ «О Национальном архивном фонде и архивах в Респ. Беларусь» от 06.10.1994 N 3277 (в редакции Закона от 06.01.1999 N 236-З)
электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности;
средство электронной цифровой подписи – программное, программно-техническое или техническое средство, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи, проверка электронной цифровой подписи, выработка личного ключа или открытого ключа;
открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи;
закрытый ключ – уникальная последовательность символов, известная владельцу ключа и предназначенная для создания эл.-циф. Подписи в эл. Документе.
подлинность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью. Средства электронно-цифровой подписи - аппаратные и/или программные средства, обеспечивающие:
- создание электронной
цифровой подписи в
- подтверждение с
- создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.
Чтобы создать ЭЦП нужно 2 ключа: открытый и закрытый. Оба этих ключа создаются программой «Криптопро».
Самая главная проблемма при работе с ЭЦП – небрежное хранение.
Схема подписания док-та при помощи ЭЦП
7. Структура и
функции службы
Задачи организации работы с документами в учреждении решаются выполнением следующих функций:
Установление единого порядка прохождения документов (документооборота учреждения);
Экспедиционная обработка
входящих и исходящих
Регистрация и учет поступающих, отправляемых и внутренних документов;
Контроль за исполнением документов;
Систематизация документов, обеспечение их хранение и использование; организация работы с обращениями граждан.
Обеспечение защиты информации.
На сегодняшний день различают четыре основных организационных структуры службы ДОУ: