Шпаргалки по мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 50 вопросов.

Вложенные файлы: 13 файлов

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 21-24.doc

— 71.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 01-04.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 05-08.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 09-12.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Развитие  новых форм общественного спроса, переход к новым видам и  образцам техники и принципиально  новым технологическим процессам и т.д. привели к изменению сложившихся пропорций в экономике, которые шли по двум направлениям:

во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики;

во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой  в секторе новых наукоемких отраслей.                              

  Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и  квалифицированной рабочей силой, наличие, емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства   готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, , комплектующих изделий и т.д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться.               

Проходящая  структурная перестройка нацелена на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий,  усиление ресурсосбсрегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования стали осуществляться на микроуровне — уровне подотраслей и видов производств — главным образом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства.При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.

Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.Комплексная автоматизация производства, разработка "безлюдной" технологии — ведущие направления научно-технического прогресса. В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства. 
 

предварительного  планирования, прогнозирование веса и объема производимых овощей, фруктов  и других сельхозпродуктов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышленного производства. Интеграция отражает реально установившуюся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и промышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельскохозяйственным сырьем.

  Агропромышленная интеграция логически и исторически ведет к созданию агропромышленного комплекса. АПК — это сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаянных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговременными производственными и коммерческими связями, основывающимися на отношениях собственности или договорных, типа контрактации, и охватывающими всю агропромышленную цепь:производство важных средств производства для сельского хозяй ства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродуктов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов или изделий.

В составе  АПК выделяются три сферы:

  1) отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;

  2) собственно сельское хозяйство;

3) отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Ряд отраслей промышленности целиком (или почти  целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей АПК. Они включаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.

Становление АПК — новый этап развития общественного производства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия, "промышленную революцию" в сельском хозяйстве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Когда говорят, что производительные силы сельского хозяйства "догнали" или "сравнялись" с производительными силами промышленности, то это вовсе не означает, что технический и технологический уровень миллионов крестьянских хозяйств достиг уровня, существующего в промышленности. К сожалению, в мире, и прежде всего в развивающихся странах, все еще широко распространены мотыги, деревянные плуги и другие орудия и инвентарь, пришедшие в наше время из глубины веков и далеко не соответствующие современным промышленным производительным силам. Но человечество создало новые вещные средства производства для сельского хозяйства, близкие по своим параметрам (производительность, энергоемкость, экономия живого труда и т.д.) к средствам производства промышленности, технологический уровень мирового сельского хозяйства приблизился к технологическому уровню промышленности. В развитых государствах они уже преобладают в сельском хозяйстве, в развивающемся мире распространяются анклавами, островками, охватывая земледелие наиболее экономически и социально развитых регионов и стран.

  Процесс развития агропромышленной интеграции и формирования АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тенденциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агропромышленной сферы освободившихся стран и их экономической зависимости от Запада.

  В большинстве развивающихся стран  важную роль в этом играют транснациональные корпорации (ТНК), которые выполняют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабатывающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых из стран агропромышленная интеграция определяется специфическими условиями сельскохозяйственного или промышленного производства, существующими в самих развивающихся странах. Например, ограниченность производства сырья в ряде этих стран заставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это послужит причиной его нехватки на местном рынке.

  Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупнейшей глобальной проблемы современности — проблемы удовлетворения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.

Фактор  интенсификации сельскохозяйственного  производства в последние десятилетия  продолжал оставаться определяющим в отношении масштабов валовой продукции зерна в группе промышленно развитых стран. Зерновые хозяйства, как и сельское хозяйство в целом, по существу превратились в составную часть агропромышленного комплекса, в котором непосредственное сельскохозяйственное производство тесно объединено с переработкой, хранением и конечной реализацией продукции, а также с обеспечением фермерского хозяйства средствами производства. Интенсивный путь развития производства зерна в мире будет преобладать и впредь, ибо только этот путь может привести к смягчению кризисных явлений в снабжении продовольствием постоянно растущего населения планеты.

Вместе  с тем во многих развивающихся  странах сохранились архаичные  формы земледелия и землепользования, задерживалось проведение прогрессивных аграрных реформ. Кроме того, производство сельскохозяйственных культур во многих из них, особенно в странах Африки, остается сильно зависимым от условий погоды, оказывающей в отдельные годы буквально "опустошающее" воздействие на урожай зерновых. Развитие зернового производства в группе развивающихся стран становится все более зависимым от интенсивного фактора, крупных капитальных вложений в сельское хозяйство, инфраструктуру, сопутствующие отрасли промышленности, а также от проведения крупномасштабных мелиоративных работ.

В промышленно  развитых странах происходила дальнейшая концентрация "излишков" зерна, поскольку  производство превышало расход зерна, включая использование его на кормовые цели. В развивающихся странах, наоборот, в связи с увеличивающимися продовольственными потребностями возрастал дефицит зерна, среднедушевое производство здесь увеличивалось незначительно, а в ряде регионов продолжало снижаться, при том что физический его объем оставался весьма невысоким — 230 кг в среднем к началу 90-х годов при 720 кг в группе развитых стран (при этом в промышленно развитых странах, и прежде всего в США, принимались меры по ограничению производства). 
 
 
 
 
 

  Развитие  машиностроительного комплекса  органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких, как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение. Общая величина годовых затрат на НИОКР в этих секторах машиностроения в 1994 г. достигла в США около 50 млрд. долл., что составило свыше 70% всех затрат на НИОКР машиностроительного комплекса по сравнению с 63% в 1970 г. Быстро наращивает свой научно-технический потенциал Япония. Если в середине 70-х годов он оценивался в 30% к американскому уровню, то в середине 90-х достиг уже 41%.

  В группе традиционных отраслей в  Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде, видимо, будут повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.

  В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1990 г. до примерно 50—55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ — с 7 до 15% в том же году.

  В Японии объем производства промышленных роботов возрастет, по нашим расчетам, за 1991—2015 гг. примерно в десять раз, а станков с ЧПУ — в четыре раза, что потребует более высоких по сравнению с общим машиностроением темпов наращивания мощностей соответствующих производств. Опережающее развитие получит и электротехническая промышленность.

4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу

  Финансирование  транспортного комплекса в промышленно  развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт, наряду с энергетикой и связью, является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.

Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии. В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности.

  Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 13-16.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 17-20.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 25-28.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 29-32.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 33-36.doc

— 77.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 37-40.doc

— 92.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 41-46.doc

— 82.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 47-50.doc

— 82.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ШПОРЫ_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ВОПРОСЫ.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по мировой экономики