Экономика туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 2
Туристский рынок и его сущность……………………………………..стр. 3
Международный туристский рынок…………………………………..стр. 11
Российский туристский рынок………………………………………...стр. 17
Заключение……………………………………………………………...стр. 30
Список используемой литературы…………………………………….стр. 32

Вложенные файлы: 1 файл

тур. экономика.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….стр. 2

Туристский рынок и  его сущность……………………………………..стр. 3

Международный туристский рынок…………………………………..стр. 11

Российский туристский рынок………………………………………...стр. 17

Заключение……………………………………………………………...стр. 30

Список используемой литературы…………………………………….стр. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Туризм играет все более  заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта  отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов, однако отдельные ученые считают, что  он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что  количество прибытий к 2010 году существенно  возрастет. На сферу туризма приходится сегодня около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых  инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию  питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных стран  связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии  успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в  ресторанах и иных предприятиях индустрии  питания, на транспорте и в смежных  обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный  эффект от туризма, т.е. его влияние  на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое  влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

Однако в России же в  силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими  другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.

В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

Вместе с тем, с каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую  поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее  количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек. Это свидетельствует о том, что  туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного.

Цель данной работы состоит  в определении места туризма  на мировой арене и перспектив развития туристской отрасли в России в период становления открытого  общества.

Задача данной работы определить сущность туристского рынка, положение  дел на международном и отечественном  туристском рынках.

Туристский рынок  и его сущность.

Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения процесса купли-продажи  туристского продукта в данное время  и в определенном месте. Размер рынка  определяется числом покупателей, которые  приобретают предложенный туристский продукт.

При характеристике рынка  туризма необходимо учитывать следующие моменты: основным предметом купли-продажи являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

Для более четкого понимания  происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта  и т.п.) необходимо, по мнению известного российского специалиста В. И. Азара, принимать во внимание отношения  субституции (взаимозаменяемости) и  комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей  имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется  в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости  покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и  т.д.).

Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более  мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации  туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.

По отношению к определенному  району (например, регион, страна или  группа стран) можно выделить следующие рынки: 
- рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;

- рынок въездного туризма,  включающий путешествия по какому-либо  району лиц, не являющихся его жителями; 
- рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.

Если под районом подразумевается  страна, то можно по-разному сочетать термины «внутренний» и «въездной» туризм, получая следующие виды рынков туризма: 
- рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм; 
- рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;

- рынок международного  туризма, состоящий из въездного и выездного туризма.

Важна также классификация по другим признакам.

В зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма: 
- рекреационного; 
- делового; 
- научного; 
- культурно-познавательного; 
- религиозного;  
- этнического.

В зависимости от характера  организации путешествия различают  рынки организованного туризма и неорганизованного.

По числу участников путешествия  выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

В зависимости от способа  передвижения различают рынки туризма: 
- пешеходного; 
- железнодорожного; 
- авиационного; 
- морского и речного; 
- автомобильного.

Перечисленные классификационные  группировки туристских рынков не исчерпывают  всего их разнообразия. Так, самостоятельными можно, например, считать рынки экологического, семейного, приключенческого туризма.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки: 
- целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели; 
- бесплодный, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг; 
- основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия; 
- дополнительный, т.е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг; 
- растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж; 
- прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях (однако может стать и бесплодным рынком).

Туристский рынок имеет  также различную качественную структуру.

Потенциальный рынок составляет здесь 10 % жителей (страны, региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к  приобретению туристских услуг. Между  тем одного желания явно недостаточно. Необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке.

Его следует уменьшить  на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют  свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке. Последний в нашем примере  составляет 20 % потенциального рынка или 50 % действительного.

Предприятие активно обслуживает 10 % потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами. Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам  данного предприятия. В нашем  примере они составляют лишь 5 % потенциального и 50 % обслуживаемого рынка.

Подобная классификация  полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенной размерами  продаж, фирма рассматривает перспективы  и выбирает инструменты расширения рынка, прежде всего за счет обслуживаемой его части.

Таким образом, проведение классификации  по различным признакам позволяет  углубить характер исследования того или иного туристского рынка  и определить особенности работы на нем. Исследование рынка осуществляется по двум направлениям: оценка тех или  иных параметров на данный момент времени  и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается  текущая ситуация на рынке (конъюнктурная  ситуация), а затем определяется величина емкости рынка.

 Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в услугах и создаются предпосылки для их эффективного сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего состояния спроса и предложения та услуги, то есть конъюнктуры рынка.

Конъюнктура – экономическая  ситуация на рынке в определенный момент времени как результат  взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и  предложения на услуги, а также  уровень и динамику цен на них.

В связи с тем, что изучение конъюнктуры связано с текущим  состоянием рынка, исследования должны быть ориентированы, прежде всего, на обоснование  коммерческих решений, принимаемых  на уровне предприятия. Но изучение любого рынка нельзя проводить изолированно, вне связи с общехозяйственной  конъюнктурой и общим положение  дел в отрасли.

Конъюнктура рынка формируется  и развивается под влиянием многих факторов и поэтому основная сложность  заключается в определении круга  этих факторов. Основными показателями, характеризующими конъюнктуру туристского рынка, например, являются: 
- соотношение спроса и предложения туристских услуг; 
- уровень цен; 
- состояние конкуренции и барьеры для входа на рынок; 
- степень государственного регулирования данного рынка; 
- коммерческие условия реализации туристских услуг; 
- наличие сезонных колебаний спроса и другие параметры.

Основные методические требования к оценке конъюнктуры состоят в следующем: 
- учет всеобщей взаимосвязи явлений экономической жизни; 
- тенденции развития конъюнктуры на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные туристские рынки; 
- неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках вызывает необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками; 
- изучение конъюнктуры туристского рынка должно осуществляться в определенной последовательности.

Этапы изучения конъюнктуры рынка: 
1) Подготовительный этап. На подготовительном этапе определяется объект изучения, основные показатели конъюнктуры, круг источников необходимой информации. 
2) Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка. 
3) Анализ конъюнктурной информации. Цель - выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.  
При изучении конъюнктуры туристского рынка ставится задача не только определения его состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера дальнейшего его развития. Конъюнктурный прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегий и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется, главным образом, тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования развития конъюнктуры.

Одной из основных задач  исследования выбранного рынка является определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

Емкостью рынка называют объем реализуемых на нем услуг  в течение определенного промежутка времени (обычно за год).

Емкость рынка рассчитывается и в натуральном (количество потребителей) и денежном (объем денежных поступлений) выражении.

Зная емкость ее рынка  и тенденции ее изменения, фирма  получает возможность оценивать  перспективность того или иного  рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна  по сравнению с возможностями  предприятия: расходы на внедрение  на рынок и работу на нем могут не окупиться.

Однако не всегда наибольшая емкость рынка означает наилучшие  возможности для его освоения. На таком рынке может быть сильная  конкуренция, высокая степень удовлетворенности  потребителей услугами конкурентов  и действовать другие факторы, которые  следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного  рынка для последующей работы на нем.

Информация о работе Экономика туристического рынка