Экономика туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 2
Туристский рынок и его сущность……………………………………..стр. 3
Международный туристский рынок…………………………………..стр. 11
Российский туристский рынок………………………………………...стр. 17
Заключение……………………………………………………………...стр. 30
Список используемой литературы…………………………………….стр. 32

Вложенные файлы: 1 файл

тур. экономика.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Сегодня на рынке туристических  услуг наблюдается тенденция  сокращения количества независимых  туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая  туристическим сетям. Сетевые туристические  агентства обладают преимуществом  перед независимыми туристическими агентствами.

Основными из них являются:единая торговая марка (брэнд); единая маркетинговая политика; передовая технология в туризме; общая рекламная политика; консолидированная закупочная и ценовая политика; единое информационное пространство; уникальная идея.

Франчайзинговые сети –  это наиболее цивилизованная форма  работы туристических агентств. На российском розничном туристическом  рынке доля таких сетей имеет  тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал.

В результате анализа мониторинга  экономической ситуации России, подготовленном МЭРТ РФ, объем туристических услуг  с января по сентябрь 2009г. вырос на 18% - до 33,1 млрд. руб. По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3,5%. Только в Москве сейчас функционирует  около 3000 туристических агентств. Аналитики  сходятся во мнении, что туристический  рынок России и стран СНГ растет намного быстрее, чем экономика  страны в целом. Несмотря на глобальные катаклизмы, ежегодный прирост за последние годы составляет 20-25% в  год.

По экспертным оценкам  специалистов Всемирного совета по туризму  и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем  российского рынка туристических  услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание  доходов туристической индустрии  к 2016 году до $20,4 миллиарда . Между тем, быстрее всего в России развивается  не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2007 году туристический поток  из России увеличился на 18% и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2008 году вырос  еще на 3,5% до 6,8 миллиона. За I полугодие 2008 г. количество россиян, выехавших  из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению  с аналогичным периодом 2007 г.

При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них  не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличился интерес зарубежных туристов к посещению  России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2008 г. выросло по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 10,8%.

Расходы на поездки за рубеж  при этом увеличились почти на 12%. При этом поток въезжающих в  Россию иностранцев, которые тратят в стране все меньше, за 2007 год  сократился на 16,6% до 2,3 миллиона человек.

В настоящее время деловое  сообщество в сфере туристического бизнеса находится в том положении, когда никто ещё ясно не понимает тех глубинных процессов в  сфере туристического бизнеса, которые  несут в себе необходимость ломки  и трансформации сложившихся  условий на мировом рынке туристических  услуг. Никто, пока ещё, не имеет возможности  определённо сказать, какие направления  в развитии туристического бизнеса  будут наиболее перспективны ближайшее  время и потому их следует развивать  и в них следует инвестировать  соответствующие ресурсы сегодня. А какие тенденции в развитии туристического бизнеса ожидают  нас в будущем? Какие Проекты  следует разрабатывать в расчёте  на те направления в развитии рынка  туристических услуг, которые будут  востребованы через несколько лет  и в следующем десятилетии, в  силу уже проступающих на рынке туристических  услуг коммерческих обстоятельств. Никто, пока, ничего ещё толком не знает, что готовит нам день грядущий. Многие опытные участники рынка  туроператоров не понимают ещё ясно и определённо складывающихся на рынке услуг тенденций и перспектив в развитии туризма, а подавляющее  большинство операторов даже и не догадываются о том, что жизнь  уже подспудно, но неотвратимо начинает менять правила игры на мировом рынке  туристического бизнеса. Впрочем, подавляющее  большинство участников рынка туристических  услуг будет гибко и своевременно приспосабливаться к быстро меняющимся условиям деятельности, особо не задумываясь  о перспективах и тенденциях его развития.

Тем более что выбор  перспективных направлений в  ближайшие несколько лет будет  предоставлен достаточно широкий. Следует, однако, помнить при этом, что  участие в шеренгах первооткрывателей  всего нового и перспективного является достаточно дорогим удовольствием. Впрочем, все прекрасно помнят, что  те, кто сумели первыми в начале девяностых годов прошлого века создать  первые коммерческие банки - первыми  вошли и в списки олигархов. Это не правило, но тенденция.

Глобальные тенденции  в развитии мирового туристического бизнеса сформировались в последнее  десятилетие, а особенно в последние  годы таким образом, что ряд далёких  от тёплых морей и песчаных пляжей регионов мира получили, наконец, возможность  развивать национальные рынки туристических  услуг и эти рынки имеют  шансы быть даже очень востребованными. Это не только такие виды современного туризма, которые, например, исторически  сформированы в Швейцарии, Австрии  и Франции. В настоящее время  появляются гораздо более широкие  возможности, которые в полной мере могут быть использованы в настоящее время и в России.

Наступило то долгожданное время, когда все составляющие политического  и экономического развития нашего государства, уровень национального самосознания, а также уровень развития и  концентрации национального капитала в стране позволяет, наконец - то, приступить к форсированному развитию национального  туристического бизнеса и формированию российского рынка туристических услуг.

Российский рынок туристических  услуг является в настоящий момент самым перспективным рынком в  мире, поскольку он огромен, поскольку  он не был полностью сформирован  во всём многообразии его перспектив в эпоху исторического материализма, а тот его сегмент, который  был раскручен советской властью, сейчас находится в стадии полураспада. Поэтому мы располагаем совершенно уникальной возможностью отстроить  огромный российский рынок туристических  услуг в соответствии с самыми современными тенденциями развития мирового туристического рынка и во всём многообразии его территориальных и региональных возможностей.

Возможности российского  туристического рынка просто уникальны. По предварительной оценке российский рынок туристических услуг в  течение десяти лет интенсивного, целенаправленного и продуманного развития может выйти на годовые  обороты до $100 млрд. И это не пустые фантазии - это реальные возможности  нашего огромного по протяжённости  и своим внутренним возможностям государства.

Вообще же, если рассматривать  российский рынок туристических  услуг с точки зрения всего  многообразия его региональных возможностей, то представляется просто поразительная  картина того, какими удивительными  возможностями мы располагаем на протяжённой территории Российской Федерации. Мы имеем возможность  провести заинтригованного туриста  от тёплых пляжей южных морей до бескрайних просторов заснеженной  тундры Крайнего Севера, от древнейших памятников истории нашей цивилизации  до фантастически богатой флоры  и фауны Дальнего Востока. И если это всё несметное богатство  наших национальных возможностей мы сумеем расчетливо и прагматично  упаковать в европейского уровня сервиса коммерческие Проекты, то в  течение нескольких лет Россию заполонят  не миллионы, а десятки миллионов  восторженных туристов, привнося на российский туристический рынок десятки  миллиардов долларов национального дохода.

Российские регионы располагают  в настоящее время самыми перспективными возможностями для организации  самого современного в Европе рынка  туристических услуг, поскольку  за пределами Золотого кольца простираются девственные просторы необъятных территорий с несметными богатствами национальной флоры и фауны, великим множеством климатических и часовых поясов, и озверелым стремлением местного населения к развитию собственного бизнеса и обогащению. Совершенно уникальные инвестиционные возможности открываются перед туристическим бизнесом третьего тысячелетия в российских регионах. Дешёвая земля, дешёвая рабочая сила, дешёвые строительные материалы и очень высокий, и из года в год растущий спрос на новые впечатления и высокого уровня сервис. Наступает действительно золотая пора для инвесторов, заинтересованных в сверхвысоких доходах.

Пожалуй, самые удивительные возможности современные тенденции  развития мирового туристического бизнеса  предоставляют тем российским регионам, которые, с точки зрения современного туризма, вообще никакими достопримечательностями  не располагают: ни памятниками истории  и архитектуры, ни богатыми заповедниками, ни природными красотами. К таким  регионам, например, относятся Липецкая, Воронежская и Белгородская области. По сравнению с которыми Ростовская область и Ставропольский край являются просто божьим даром, не говоря уже  об Алтае, Карелии или Дальнем Востоке.

А Камчатскую область, вообще, можно в считанные годы превратить в самую настоящую туристическую  Мекку Дальнего Востока. Она располагает  просто поразительными внутренними  возможностями для того, чтобы  круглый год быть просто забитой  туристическими потоками со всего света. Годовой оборот в пределах $10 млдр. для неё столь же естественен, как чистейший морской воздух и несметные рыбные богатства. Если грамотно построить туристический  бизнес Камчатки, то вся добываемая в прибрежных водах рыба будет  перерабатываться и реализовываться  исключительно на местном рынке. Морские деликатесы Камчатки просто удивительны и все они будут  с жадностью поглощаться региональным туристическим рынком. Внутренние возможности  для развития современного туристического бизнеса на Дальнем Востоке столь  велики, что по сравнению с ними и Япония, и Китай будут выглядеть  скоро просто далёкой провинцией.

Естественно, что без гибкого  государственного регулирования современный  рынок туристических услуг в  российских регионах будет строить  довольно трудно. Однако события последних  лет в нашей стране вселяют  небезосновательный оптимизм. Бурно  развивающийся российский капитализм с успехом преодолевает все бюрократические  препоны, какими бы незыблемыми они  не казали на первый взгляд. Не будем  касаться тех методов, которыми пользуется динамично развивающаяся российская буржуазия для решения своих  коммерческих задач. Они всем давно  и хорошо известны. Российский капитал  растёт, как в известной пушкинской сказке, не по дням, а по часам, растёт динамично, растёт агрессивно, растёт на уровне самых современных тенденций  и технологий, в самых современных  отраслях производства и в самых доходных видах бизнеса.

Современные тенденции в  развитии мирового рынка туристических  услуг до настоящего времени особо  не касались внутреннего российского  туристического бизнеса. Многие продвинутые  представители региональных деловых  элит интуитивно чувствовали, что российский региональный туризм тоже имеет большое  будущее, но вот, как и с чего начать строительство местного туристического бизнеса никто не знал. Теперь наступило  то время, когда вопросы о том, что, где и как строить в  том или ином российском регионе  уже не стоят!

Не стоят вопросы о  том, как лучше поделить рынок  туристических услуг, какие сегменты туристического рынка наиболее перспективны сегодня, а какие будет наиболее выгодно осваивать завтра. Не стоят  вопросы о том, какие туристические  комплексы отвечают требованиям  новой эры и как сформировать туристическую привлекательность  Российских регионов, не имеющих известных  исторических и археологических  памятников. Не стоят вопросы и  о том, что, как и где нужно  строить в российских регионах в  первую очередь, чтобы сразу привлечь массовый российский и западный туризм, какой концепции следует придерживаться при реконструкции современного туризма в России в расчёте на максимальные дивиденды. Какой путь для возрождения былой славы Золотого кольца России необходимо избрать.

Теперь вопрос стоит только о том, кто первый и где, в каком  регионе, воспользуется в полной мере новыми историческими возможностями  и начнёт выстраивать колоссально  выгодные рыночные отношения на местном  рынке туристических услуг, кто  первым начнёт снимать сливки в самом  доходном и самом перспективном бизнесе современности.

И самым главным в этих многообещающих возможностях становится самое рачительное и самое  выгодное использование тех стартовых  возможностей, которыми в настоящее  время в равной степени имеют  возможность воспользоваться все  российские региональные деловые элиты. Потому что, располагая определёнными  финансовыми возможностями, можно  построить всё что угодно и  где угодно, но вот только один большой  бизнес окупается в течение года-двух, а другие из года в год приносят только одни убытки. И примеров тому мы видели за последнее десятилетие  великое множество. Информированность  в вопросах развития рыночных отношений  открывает невообразимые возможности, которые могут принести фантастические обороты и баснословные доходы.

Наступает удивительное время  небывалых преобразований и неограниченных возможностей для предприимчивых людей. Перед молодым и энергичным российским капиталом открывается блестящая  перспектива организации нового и огромного рынка - рынка туристических  услуг. Доходность этого рынка сродни игорному бизнесу. Объём годовых  оборотов этого рынка сопоставим с нефтяным бизнесом. Но несравненным преимуществом этого рынка является тот факт, что его ресурсы почти  неистощимы, а сами услуги едва ли не бессмертны.                                                   

Это касается и исторического  шанса укрепления российской государственности  и уровня национального благополучия. Нефтегазовый прорыв на мировом рынке  является лишь надводной частью той  удачи, которая позволила России лишь временно залатать зияющие экономические  и политические раны на теле нашего государства и нашей государственности  как таковой. Необходимы и другие срочные меры экономического характера, которые позволили бы России внутренне  окрепнуть и стать экономически мощным, самодостаточным государством, с огромным производственным и научным потенциалом. Это, прежде всего малый и средний бизнес, о котором так много говориться в последние годы. Туризм для России вообще и российских регионов в особенности может стать тем счастливым случаем и той уникальной возможностью, который позволит возникнуть из небытия, окрепнуть и успешно развиваться стабильному, высокодоходному и устойчивому малому и среднему бизнесу. Рынок туристических услуг удивительно многолик и огромен. Он позволит самой энергичной, предприимчивой и амбициозной части населения нашей страны найти своё дело, своё призвание, свою судьбу в этом беспощадном мире современного капитализма.

Информация о работе Экономика туристического рынка